Файл: Понятие социального обеспечения (Теоретические подходы к определению термина «социальное обеспечение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие правовых и экономических отношений определятся взаимоотношениями экономики и права, где экономика является по отношению к праву базисом. Социальные отношения создают фундамент для существования правовых отношений и их взаимодействия. Однако они связаны с правовыми отношениями опосредованно, через политические отношения. Таким образом, мы наблюдаем связь сразу трех видов различных правоотношений. Право регулирует лишь те социальные процессы, которые получают отражение в политике на данном этапе развития общества.

Тесно связаны между собой правовые и политические отношения в области социального обеспечения. Социальная политика требует от государства закрепления и применения правовых средств. В свою очередь, социальная политика способствует совершенствованию права.

Теперь перейдем к структуре системы социального обеспечения. Для того чтобы лучше понять, что это попытаемся уяснить понятие данной системы.

По мнению В. Ш. Шахайдинова к компонентам данного явления относятся: виды обеспечения, денежные средства и органы, предоставляющие эти самые обеспечения. «Иначе говоря, это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, органов и учреждений, видов обеспечения и правовых актов».[18]

К компонентам данной системы можно отнести, первое ее части: государственная и негосударственная. Второе, так как система социального обеспечения является сложной по своему строению, то можно ее разделить на несколько подсистем: финансирование, управление, субъекты обеспечения, виды обеспечения, права. Все перечисленные подсистемы направленны на реализацию прав граждан в сфере социального обеспечения. Но можно сказать, что они и относительно самостоятельны и все имеют свой внутренний состав. А так как цель у них всех одна, они активно взаимодействуют друг с другом. Рассмотрим каждую из них.

Первое, что рассмотрим это подсистему финансирования. Подсистема финансирования государственной части использует два способа: обязательное социальное страхование и бюджетное финансирование.

Обязательное социальное страхование включает в себя:

1) медицинское страхование;

2) пенсионное страхование;

3) страхование на случай временной нетрудоспособности;

4) страхование в связи с материнством;

5) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

6) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Субъектами обязательного социального страхования являются: застрахованные лица, страхователи и страховщики. На основании Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами считаются «граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах»[19]. То есть застрахованным будет являться то лицо, которое выполняет свои трудовые функции.

Страхователями же по указанному выше закону будут: организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязанные, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, выплачивать страховые взносы.

В качестве страховщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев.

Помимо Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», отношения в данной сфере регулируются Федеральным закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[20], Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[21], Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[22], Законом Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[23].

Вторым способом финансирования государственной части российской системы социального обеспечения является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Из федерального бюджета производится социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их судей, федеральных судей, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и др. А из бюджетов субъектов РФ финансируется выплата ежемесячного пособия на детей, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, социальная поддержка.


Бюджетное финансирование регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации[24], федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год. В этих актах определены расходные обязательства Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обеспечения.

Подсистема финансирования негосударственной части системы социального обеспечения РФ включает:

средства местных бюджетов;

средства организаций-работодателей;

страховых медицинских организаций,

негосударственных пенсионных фондов.

Второй подсистемой является подсистема управления. В государственной части она включает систему органов и учреждений, осуществляющих социальное обеспечение. А также она сама образует еще две взаимосвязанные подсистемы: федеральные государственные органы исполнительной власти и федеральные государственные учреждения, а также государственные органы исполнительной власти и государственные учреждения субъектов РФ.

В основе этого лежат положения п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а также ч. 2 ст. 77 о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и др., а также их территориальные органы.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения обозначены в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[25] и ряде других федеральных законов. К ним относятся как полномочия органов государственный власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, так и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, которые осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.


В подсистему управления субъектов РФ входят органы исполнительной власти, которые занимаются социальным обеспечением: министерства, управления, департаменты, комитеты социальной защиты населения, здравоохранения.

В подсистему управления социальным обеспечением субъектов РФ входят также учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в собственности субъектов РФ.

Подсистема управления негосударственной части состоит из органов местного самоуправления, администрации организаций-работодателей, администрации страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов. В п. 5 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что «Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право»[26]. Кроме того, ст. 19 данного Федерального закона предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Управление социальным обеспечением в организациях-работодателях, страховых медицинских организациях, в негосударственных пенсионных фондах осуществляют их руководители, а также специально созданные структурные подразделения.

Теперь перейдем к другой подсистеме – подсистема субъектов обеспечения. Она довольно широкая и распространяется практически на все население Российской Федерации.

Субъекты можно разделить на различные виды. Одним из видов классификации можно назвать по способу финансирования: так одни будут застрахованными, а другие буду на обеспечение бюджетных средств бюджетов. Также можно выделить третью группу, к которой относятся федеральные судьи, гражданские государственные служащие, работники прокуратуры и другие, кто могут обеспечиваться как из средств обязательного социального страхования, так и из бюджетных источников.

В подсистему субъектов обеспечения негосударственной части входят жители отдельных муниципальных образований, работники определенных организаций, граждане, вступившие в отношения по добровольному дополнительному медицинскому страхованию, а также негосударственному пенсионному обеспечению. Как правило, они одновременно могут получать обеспечение за счет средств обязательного социального страхования, федерального бюджета, бюджета субъектов РФ.


Четвертая подсистема – это система видов обеспечения. Данные виды можно разделить на денежные выплаты, натуральные виды и услуги. А также данную систему, можно тоже разделить на относительно самостоятельные подсистемы или иначе говоря блоки, такие как: пенсионный, денежный пособий, медицинского обслуживания, социальной помощи и другие. Эти блоки состоят из различных компонентов. Например, пенсионная система включает не только пенсии по старости, но еще и по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Перейдем к последней подсистеме – правовой. Если рассматривать ее государственную часть, то она состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Актом, обладающим высшей юридической силой – является Конституция Российской Федерации – она же выступает основополагающим источником права социального обеспечения.

Говоря, про законы и подзаконные акты, хочется отметить, что в силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Так по мнению Мироновой «отсутствие кодификационного акта – наиболее сложная и острая проблема права социального обеспечения. Наличие большого числа законов, которые часто не увязаны друг с другом, осложняет правовое регулирование. А принятие во исполнение законов огромного числа нормативных правовых актов делает систему отраслевых источников весьма объемной, многослойной и противоречивой»[27].

Можно сказать, что данные законы можно разделить в зависимости, от сферы регулированиях различных общественных отношений применительно к конкретным видам социального обеспечения.

Обращаясь к подзаконным актам, хочется отметить, что они «конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения»[28].

Правовая подсистема негосударственной части включает муниципальные правовые акты, уставы организаций, их коллективные договоры и локальные акты, локальные акты страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов.

Таким образом, мы рассмотрели структуру социального обеспечения с помощью такого метода, как системный анализ. Это нам позволило выявить, что у социального обеспечения очень сложная структура, которую можно проанализировать с разных сторон. Первая сторона, это рассмотрение ее по общественным отношениям, а вторая - это как систему.