Файл: Понятие социального обеспечения (Теоретические подходы к определению термина «социальное обеспечение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, необходимо назвать конституционные признаки, характеризующие понятие права социального обеспечения, которые также составляют его определение. К ним относят:

  • объективные основания, свидетельствующие о необходимости правовой регламентации механизмов социальной защиты;
  • собственные источники формирования данных выплат и оказания различного рода поддержки;
  • особые механизмы формирования и функционирования данных источников, производящих выплаты;
  • особые способы предоставления средств существования;
  • отображение механизмов осуществления социальной защиты в правовых нормах.

1.2 Характеристика социального обеспечения на современном этапе становления России

Прежде чем начинать характеристику современного функционирования института социального обеспечения, необходимо отобразить генезис становления данного института, который, по мнению В.С. Аракчеева, прошел в своем развитии три основных этапа:

  • «досоциалистический, состоящий из периодов феодально-крепостнического и буржуазного законодательства (до 1917 г.);
  • социалистический, котором, по оценкам специалистов, насчитывается от 4 до 6 относительно самостоятельных периодов в зависимости от состояния экономики, внешнеполитического положения и внутренней политики государства (с 1917 по 1990 г.);
  • постсоциалистический (переходный) – с 1990 г. и по настоящее время»[10].

Как уже отмечалось выше, каждая самостоятельная отрасль права характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования и воздействия на конкретные общественные отношения, что позволяет отграничить одну отрасль права от другой.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права сформировалась значительно недавно – приблизительно в 70-е годы 20 столетия. Более того, долгое время она была в составе административного, финансового, гражданского и трудового права. Во время существования СССР право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права рассматривалась как неотъемлемая часть трудового и колхозного (трудового) права. Лишь после 1966 г. право социального обеспечения стало рассматриваться как самостоятельная отрасль права, становлению которой послужила прошедшая в Праге международная конференция, затрагивающая вопросы права социального обеспечения.


Отечественный профессор В.С. Андреев, характеризуя право социального обеспечения как самостоятельную отрасль российского права, формулирует неотъемлемые признаки данного категории, которые составляют основу детерминации данного понятия. Среди них он выделяет:

  • «однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение;
  • специфику способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;
  • нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними;
  • в основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала - отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли - правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам;
  • принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество - признаки права социального обеспечения как отрасли;
  • социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который стал важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта;
  • очевидную потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни»[11].

Важно отметить, что базовые виды социального обеспечения, средства оказания социальной помощи основаны на объективных социальных рисках, которые наступаю вне воли человека, к ним относят: старость, болезнь, беременность, инвалидность, нетрудоспособность и т.п.

Выстроить описание современного состояния социального обеспечения в России на современном этапе, по нашему мнению, стоит на основе Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Современный законодатель основывает весь комплекс правовых средств оказания социальной помощи в рамках социального обеспечения на основе взаимного уважения прав и свобод человека и гражданина, недопущения дискриминации в различных ее проявлениях, а также унижения чести и достоинства человека.


Ч. 2 ст. 4 названного закона закрепляет следующие принципы социального обслуживания:

  • «равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность»[12].

Современная система социального обслуживания выстроена иерархичным образом, где Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отвечает за выработку государственной политики и нормативному-правовому регулированию в сфере социального обслуживания. В субъектах России же созданы различные центры социального обслуживания населения и специализированные службы социально-медицинского обслуживания. Более того, активно функционируют различные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие социальное обслуживание.

Федеральный закон об основах социального обслуживания предусматривает, что социальные услуги предоставляются их получателям в форме:

  • социального обслуживания на дому;
  • полустационарной форме;
  • стационарной форме.

При этом социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям в определенное время суток, а в стационарной форме – при постоянном, временном, пятидневном круглосуточном проживании в организациях социального обслуживания[13].

Среди видов социальных услуг отечественный законодатель выделяет в зависимости от индивидуальных потребностей получателя услуг:

  • «социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги»[14].

Таким образом, из анализа доктринальных подходов к системе социального обеспечения, генезиса данного понятия, приведенных статей действующего законодательства в области функционирования социального обеспечения можно выделить, что сфера права социального обеспечения очень динамична. Нынешнее социально-экономическое развитие страны влечет за собой возникновение новых общественно-значимых проблем, на решение которых направлен весь спектр методов, приемов и способов права социального обеспечения. С уверенностью можно констатировать, что в России сформирована должная система по оказанию населению всех необходимых услуг социального профиля. Более того, право социального обеспечения на современном этапе вобрало все те доминанты, к которым шло человечество на пути своего развития, что можно заметить в отображении их в правовых нормах отечественного законодательства в области социального обеспечения.

ГЛАВА II. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СТРУТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, состоящая из расположенных и связанных между собой элементов, составляющих единое целое. Наличие взаимосвязанных элементов говорит нам о том, что социальное обеспечение имеет определенную структуру.

Для того чтобы лучше понять внутренние строение социального обеспечения, используем системный анализ, так как он дает возможность исследовать «социальное обеспечение» как целостность. При этом не замыкаться на «определяющем» факторе, а исследовать целостное взаимодействие всех элементов, определить структуру данного понятия и характер взаимосвязей в структуре между элементами и структуры со средой. Таким образом, с помощью системного подхода мы выявим целостность такого сложного объекта как социальное обеспечение, выявим его границы и наличия у него внутренних и внешних связей.

Структура социального обеспечения является очень сложной и ее можно рассматривать в двух аспектах: структура по общественным отношениям и структура системы социального обеспечения. Рассмотрим и тот, и другой.

Если мы будем рассматривать структуру социального обеспечения по общественным отношениям то, увидим, что она представляет из себя систему, элементами которой являются: экономические, политические, правовые и социальные отношения.


«Экономические отношения в первую очередь подразумевают некие, парные взаимодействия кого-то с кем-то в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Под ними можно понимать отношения людей по поводу вещей»[15].

Социальные отношения в сфере социального обеспечения, представляют собой действия, направленные на обеспечение людей жизненными средствами, для удовлетворения их духовных и материальных потребностей, а также создание условий для достойной жизни. Иными словами, с помощью социального обеспечения происходит обеспечение жизненными средствами определенных категорий людей. Например, достигших определенного возраста или инвалидов. Социальные отношения основаны на экономических, так как одни обеспечивают другие, и получается некая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Политический аспект социального обеспечения проявляется в социальной политике государства. «Неоспоримо то, что главной задачей социальной политики является обеспечение каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности»[16]. Так как социальное обеспечение имеет политический характер, то оно тесно взаимосвязано с экономическими и социальными отношениями. Экономические отношения являются базисом и основой для всех видов отношений, следуя из этого можно с уверенностью считать, что они оказывают значительное влияние на политические отношения.

Связь же политических и социальных отношений выражается в следующем. «Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан»[17]. Таким образом, социальные отношения определяют внутренне содержание и основные направления политических отношений. Политические отношения решают социальные проблемы, а социальная политика выступает внешним выражением организации социальных отношений.

И последним одним из важнейших элементов социального обеспечения, как системы общественных отношений являются правовые отношения. Их роль заключается в том, что с помощью права достигается цель социального обеспечения. Само содержание данных отношений находится в тесной взаимосвязи с другими рассмотренными выше отношениями, точнее сказать оно ими определяется.