Файл: Игра как метод воспитания (Игра и ее общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным моментом при рассмотрении сущности игры является то, что в ней важен, прежде всего, не результат, а сам процесс переживаний, связанных с выполнением игровых действий. Именно эта особенность игры несет в себе огромные возможности для обучения, воспитания и развития личности человека. Игра рассматривается в качестве свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека, его сущности. Исследователи отмечают, что истоками игры являются внутренние потребности в игровой деятельности, а игра представляет собой своеобразную форму упражнения, развития наследственных форм поведения.

Игра – это сложное и многогранное явление. Она рассматривается учеными как форма существования любой стороны жизнедеятельности человека. Е.Л. Яковлева утверждает что, в нашей жизни игра встречается все время и в самых разнообразных её проявлениях: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно»[6].

Говоря о сущности игры можно выделить несколько основных положений. Во-первых, мотивы игры заключаются в тех переживаниях, которые являются значимыми для играющего. В игре осуществляются именно те действия, которые являются значимыми для человека по внутреннему содержанию. Еще одной не менее важной особенностью игры является возможность замещения предметов, которые функционируют в обычной жизнедеятельности, другими предметами, служащими для выполнения игровой деятельности. Основное значение игры состоит в способности творческого преобразования окружающей действительности[7].

Целевое содержание, которое расположено в игре, придает весомость каждому ее моменту. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих игр) на определенном этапе появляется цель. Игровые действия детей становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» либо к лечению «больного», ребенок уже знает, что и каким образом он будет делать, а также что получится в результате игры. Начиная игру в футбол, волейбол, дети ставят цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для педагога, организующего игру, существует и другая цель – развитие и воспитание детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка определенных качеств личности. В этом заключается одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра – это средство целенаправленного формирования личности.


Игра всегда содержит в себе элементы других видов деятельности, соответственно, обладает возможностью приобщать человека к определенному виду деятельности, который им еще не освоен. Игра характеризуется тем, что в ней минимальное количество правил, которые несложно соблюдать, все остальное – это поле для свободного проявления индивидуального «Я». Еще одной особенностью игры является ее демократичность, в игре все равны[8].

Игра всегда выступает в двух своеобразных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дает личности радость в настоящем времени и используется для того, чтобы удовлетворить актуальные потребности. С другой стороны, игра отличается направленностью в будущее, так как в ней моделируются или прогнозируются определенные жизненные ситуации, закрепляются умения, навыки, качества, которые необходимы личности для выполнения различных жизненных функций.

Важным моментом при рассмотрении сущности игры является то, что в ней важен, прежде всего, не результат, а сам процесс переживаний, связанных с выполнением игровых действий. Именно эта особенность игры несет в себе огромные возможности для воспитания и развития личности человека. Игра рассматривается в качестве свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека, его сущности. Исследователи отмечают, что истоками игры являются внутренние потребности в игровой деятельности, а игра представляет собой своеобразную форму упражнения, развития наследственных форм поведения.

Развитие игровой деятельности проходит несколько этапов. Началом формирования игровой деятельности является ознакомительная игра. Она представляет собой предметно-игровую деятельность. Следующий этап игровой деятельности называется отобразительная игра, в рамках которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, то есть достижение с помощью данного предмета определенного результата.

Следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной. Действия ребенка подражают в условной форме применению предмета по назначению. Так понемногу появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На этом этапе формирования игры слово и дело соединяются, а ролевое поведение становится шаблоном осознанных детьми отношений между людьми. Здесь появляется собственно-ролевая игра, в которой играющие воссоздают известные им трудовые и общественные отношения людей.

Психолого-педагогические представления о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность сформировать более отчетливые, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в разных возрастных группах.


В структуре игры выделяются следующие элементы:

  • тема. Любая игра имеет конкретную тему, то есть ту область действительности, которая воспроизводится детьми в игре;
  • сценарий (сюжет) игры. В качестве сюжета игры рассматривается последовательность определенных событий, которые в ней разыгрываются;
  • роль. Сущность ролей в существовании обязательного набора действий, а также правил их выполнения;
  • содержание игры. Содержание игры – это то, что выделяется в качестве основного момента отношений либо деятельности взрослых;
  • игровое пространство и игровой материал. Здесь представлены предметы, которые помогают ребенку разыграть сюжет и роли;
  • ролевые и реальные отношения. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
  1. отношения, определяющиеся содержанием игры, ее правилами;
  2. реальные отношения, которые складываются между детьми по поводу игры (распределение ролей, выход из конфликтов и т.д.).

На первый взгляд, игровые методики являются простыми и общедоступными, не требующими специальной подготовки и т.д. Однако на самом деле это не так. Необходимость профессиональной работы педагога вызвана тем, что в игре сочетаются крайне противоречивые характеристики. С одной стороны, в игре человек свободен и может поступать так, как ему хочется. С другой стороны, в рамках игры ребенку предоставляется шанс прожить такое ценностное отношение, которого не предоставила бы повседневная реальность, и этот шанс должен быть использован[9]. Использование игровых форм воспитания детей должно обязательно учитывать многочисленные аспекты. Так, игра не должна превратиться в развлечение, ее направленность, прежде всего, определяться поставленными задачами. Игровые формы должны быть четко продуманы и спланированы, должны учитывать возрастные особенности детей, а также организовываться в условиях доброжелательной и непринужденной атмосферы. Все эти аспекты требуют от педагога высокого уровня компетентности, знаний, умений и навыков относительно использования игр форм обучения, а также их четкого планирования.

Хорошо организованная игровая деятельность создает нужные психологические условия и подходящую почву для общего развития ребенка. Всестороннее развитие и воспитание ребенка с учетом его возрастных особенностей требует систематизации применяемых игр, определения связей между разнообразными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, проходящей в игровой форме.


1.2 Основные виды игр

Игры детей представляют собой неоднородное явление. Они являются разнообразными по содержанию, по формам организации, а также по степени самостоятельности детей и тому игровому материалу, который использован в ходе игры и др. В рамках педагогики предпринято много попыток изучения и описания различных видов игры, учитывая те функции, которые она выполняет для развития детей. Выделяется большое количество классификаций игр.

Ввиду того, что видов игры детей очень много, сложным представляется и выделение оснований для их классификации. Каждая из теорий игры предлагает непосредственно тот критерий, который и отвечает данной концепции. Так, Ф. Фребель, который впервые выдвинул положение о том, что игра является средством воспитания, в основании своей классификации использует принцип дифференцированного влияния игры на развитие движений (моторные игры), ума (умственные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры).

Еще одна характеристика видов игр в зависимости от их педагогического значения предложена немецким психологом К. Гроссом. Он выделил группы игр:

  • «игры обычных функций». К данной группе относятся подвижные, сенсорные, умственные игры, а также игры, развивающие волю;
  • «игры специальных функций». Сюда можно отнести игры, представляющие собой упражнения для совершенствования инстинктов (игры в охоту, ухаживание, семейные игры и т.д.).

В рамках отечественной педагогики широко распространена классификация игр, основанная на степени творчества и самостоятельности детей в игре. По такому принципу изначально классифицировал игры П.Ф. Лесгафт, несколько позже его идеи развила в своих работах Н.К. Крупская.

П.Ф. Лесгафт описывает детство как период имитации новых впечатлений и их осознания через умственный труд. Стремление к осмыслению и отражению впечатлений о жизни дети удовлетворяют именно в игре, которая по содержанию является имитационной, а по организации – самостоятельной, без чрезмерной регламентации со стороны взрослых. Школьники охотнее играют в те игры, где деятельность регламентируется по форме, а также по содержанию. Таким образом, П.Ф. Лесгафтом выделено 2 группы детской игры: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами)[10].

Н.К. Крупская разделяет игры по такому же принципу, но они носят другое название: игры, которые придуманы самими детьми, и игры, которые придуманы взрослыми. Первый вид игры Крупская называет творческими, обращая особое внимание на их самостоятельный характер. Вторая группа – игры с правилами.


Как и любая классификация детских игр, эта классификация является относительной и носит условный характер. Нельзя говорить о том, что творческие игры отличаются полным отсутствием правил. Но эти правила определяют сами дети, при этом они частично носят скрытый характер. Например, детьми не принимается в игру тот, кто всегда ссорится со всеми, хотя данный аспект не оговаривается в качестве правила. В играх с зафиксированными правилами детьми творчество проявляется путем продумывания новых вариантов игры, а также использования нового игрового материала и т.д. Творческими являются игры, где ребенком проявляется инициатива и самостоятельность. В зависимости от материала, который используется в играх, от характера творчества детей, творческие игры могут быть подразделены на режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые и игры с использованием строительного материала.

Игры с правилами являются особой группой игр, которые были созданы для решения задач воспитания и обучения в рамках педагогике. В зависимости от того, какой характер носит обучающая задача, игры с правилами можно разделить на две группы: подвижные и дидактические игры, которые также классифицируются по различным основаниям. Так, дидактические игры можно разделить по содержанию (природоведческие, математические, речевые и т.д.), по дидактическому материалу (настольно-печатные игры, игры с предметами и игрушками).

Подвижные игры также можно разделить на определенные виды. Они классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней и большой подвижности), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, обручами, лентами), по преобладающим движениям (игры с перебежками, с прыжками и т.д.). Л.С. Выготский отмечает, что «у школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем ходе развития школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника»[11].

Таким образом, выделяются различные виды игр, каждый из которых характеризуется определенными особенностями и играет важную роль для развития и воспитания ребенка.

1.3 Использование игры как метода и средства воспитания

О значении игры для развития детей писали многие выдающиеся психологи, такие, в частности, как Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский. С точки зрения Л.С. Выготского, основное значение игры заключается в следующих положениях: