Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей экономических реформ в Российской Федерации является создание условий для производства конкурентоспособных и высококачественных товаров. Однако это будет возможно тогда, когда будут сняты преграды и барьеры для конкуренции и нормального соперничества в экономике.

Важнейшим условием перехода к рыночной экономике является демонополизация экономики, о чем свидетельствует мировой опыт. Невозможно достичь стабильного развития экономики, пока не будет искоренен монополизм во всех ее проявлениях.

Актуальность исследования выбранной темы подтверждается тем, что защита предпринимательской деятельности в условиях высоких экономических барьеров, связанных с формированием интегрированных компаний, монополизирующих межрегиональное рыночное пространство, вытесняющих конкурентов с рынка, приобретает в настоящее время особое значение. Крупные бизнес группы, приобретая и усиливая рыночную власть, могут устанавливать контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Для контроля над ситуацией на рынке и сохранения своей рыночной власти крупные бизнес группы совершают действия, ограничивающие конкуренцию, создают искусственные барьеры входа на рынок, заключают антиконкурентные соглашения. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на предпринимательской деятельности всех участников рынка.

Решение задачи защиты предпринимательства во многом обусловлено реализацией антимонопольной политики путем обеспечения равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, недопущения барьеров для движения товаров в любых формах, усиления контроля экономической концентрации, сокращения административного вмешательства в хозяйственную деятельность. Недостаточное развитие конкурентных отношений является одной из причин высокого уровня трансакционных и производственных издержек в экономике и, в конечном итоге, - искаженности реализации предпринимательских функций.

Современная рыночная система - это экономика, регулируемая и направляемая антимонопольными экономическими отношениями, где доминирует потребитель (покупатель). Антимонопольные отношения регулируют и преобразуют деятельность монополистов в направлении дальнейшего эффективного развития конкурентных отношений как в направлении конкуренции, так и в направлении монополизма. Другими словами, они задают вектор дальнейшего развития и совершенствования рыночной системы в направлении достижения её целостности.


Целью курсовой работы является исследование социально – экономических последствий монополизма и антимонопольной политики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- рассмотреть понятие и виды монополизма;

- выделить виды монополизма и причины его появления;

- изучить эффективность монополистического рынка;

- проследить процессы монополизации рынка в России;

- раскрыть антимонопольное регулирование в Российской Федерации;

- выделить проблемы антимонопольного регулирования в России и его совершенствование.

Предметом исследования являются процессы монополизации рынка.

Объектом исследования выступают организационно-экономические и организационно-правовые формы монополизации рынка.

Теоретической и методологической основой работы являются фундаментальные положения современной экономической теории, труды представителей отечественных и зарубежных экономических школ и направлений, материалы научно-практических конференций и семинаров, периодической печати. Информационную базу исследования составляют данные Федеральной антимонопольной службы РФ.

1. Теоретические аспекты монополизации рынка

1.1. Понятие монополизма

«Монополия - фирма, которая является единственным поставщиком продукта, которая не имеет подобных аналогов. Более того, она - единственная осуществляет поставку продукта, не имеющих аналогов» [12, c. 52].

Основным следствием существования монополии являются рыночные ограничения вступления на рынок, которые мешают другим компаниям вести честную конкуренцию с монополистом. Ограничения вступления на рынок происходят по следующим причинам:

- основным производственным ресурсом обладает лишь одно предприятие или фирма;

- правительство предоставляет исключительные права на производство определенного продукта одной компании;

- издержки производства возникают таким образом, что максимальная эффективность производства осуществляется только при нахождении на рынке определенного производителя.

«Главной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что дает ему преимущество оказывать решающее влияние на конкуренцию, повысить цены и уменьшить объем производства по сравнению со стандартным уровнем, а также ограничить доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам» [6, с. 91]. Таким образом, это позволит монополистам перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокие прибыли.


«Конкурентные рынки в целом работают сообща и добросовестно, что не сказать о рынках, на которых либо покупатели, либо продавцы манипулируют ценами. На рынке, где один продавец управляет предложением, выпуск продукции будет ограниченным, а стоимость изготовляемой продукции - высокой» [3, с. 127].

Монополия – это крайняя форма несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он повышает цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема продукции.

«Существуют монопольные ограничения входа на рынок, куда не каждый новый предприниматель или фирма сможет разместить собственную продукцию» [16, с. 39].

Виды монополий прямо пропорциональны от рыночного устройства и конкуренции. Выделяют виды монополий, которые можно разграничить на три основных: естественная, экономическая и административная. «Естественная монополия возникает в силу объективных причин. Это отражает ситуацию, когда предложение на продукт предлагает одна или несколько компаний» [18, с. 52]. Она основана на возможности технологии производство и обслуживания клиентов. Здесь конкуренция невозможна или нежелательная. Например, электричество, услуги телефонной связи, связи и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственная национальная компания, и поэтому, естественно, они берут монопольное положение на рынке.

«Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определённого рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям» [20, с. 107]. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего, монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

«Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке» [17, с. 112].


К экономической монополии ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

1.2. Виды монополизма и причины его появления

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой точке зрения монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов - английский экономист А. Пигу.

«Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии» [6, с. 216].

Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

«Иной движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала» [10, с. 32]. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.


«Современная теория выделяет три типа монополий:

- монополия отдельного предприятия;

- монополия как соглашение;

- монополия, основывающаяся на дифференциации продукта» [19, с. 172].

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений.

«Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты» [1, с. 40].

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

«Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность» [5, с. 159]. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

«Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность)» [8, с. 52]. То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.