Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом органами внутренних дел в 2016 году выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по статье 178 Уголовного Кодекса РФ (ограничение конкуренции) и ни одно из них не было направлено в суд.

Помимо законодательного антимонопольного регулирования в государствах с рыночной системой используются нормативно-ориентирующие пути воздействия, выраженные в правительственных заказах, налогах, процентах и государственных  субсидиях. Использование этих рычагов помогает государству  оказывать  воздействие на интенсивность конкурентной среды  в различных отраслях рынка.

Чтобы достаточно точно оценить эффективность антимонопольного регулирования, выявить наблюдающиеся на данном рынке проблемные точки для осуществления конкурентных отношений, нужно проанализировать ситуацию на определенном рынке. В качестве примера исследуем отрасль газовой промышленности. Данная отрасль была выбрана как объект исследования в силу до сих пор продолжающейся с 2006 года дискуссии о разных механизмах «освобождения» газовой отрасли, и её важностью для экономики в целом.

Крупнейшим кредитором экономики России выступает ПАО «Газпром». Данная компания регулируется государством, например Постановлением Российской Федерации №333, которое предполагает введение нового способа установления цен на газ, который поставляется «Газпромом».

Объем добычи газа в России в 2016 году составил 640 млрд. кубометров. Из них 419 млрд. кубометров (65%) пришлись на долю «Газпрома». Суммарная добыча газа «Роснефтью» и «Новатэком» за тот же период – 133,2 млрд. кубометров (20%). В 2016 году «Газпром» экспортировал 179,3 млрд. кубометров газа, уточненный прогноз на 2017 год – более 190 млрд. кубометров.

С 2006 года, когда был принят закон «Об экспорте газа», и до конца 2013 года «Газпром» был единственным поставщиком газа за пределы России. Под давлением независимых компаний в декабре 2013 года экспорт газа был частично либерализован. Его разрешили экспортировать другим госкомпаниям (если те сжижают газ, добываемый на шельфе) и независимым производителям при условии, что они уже получили лицензию на разработку газовых месторождений с возможностью строительства там завода. За «Газпромом» остался только эксклюзивный доступ к экспортным трубопроводам. И попытки покуситься на эту монополию в последние несколько лет происходят регулярно.

Наибольшую активность в этом вопросе проявляют «Роснефть» и «Новатэк». В марте 2015 года с просьбой дать компании возможность экспортировать газ в Европу по договору с «Газпром экспортом» просил президента председатель правления «Новатэка». «Роснефть» пробовала заранее забронировать себе доступ к еще не построенной «Силе Сибири», а осенью 2016 года заключила с Bеликобританией меморандум о возможных поставках до 20 млрд. кубометров. На случай, если такая возможность появится. Но Правительство РФ в сентябре 2017 года решило оставить монополию «Газпрома» на экспорт газа по трубопроводам.


«Газпром» ни раз нарушала антимонопольное законодательство. Например, в 2011 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС) было возбуждено дело о нарушении статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» против ОАО «Газпром». «Газпром» отказался дать согласие на приобретения газа «ДСК - Инвест» для использования в котельной, которая предназначена для отопления нового жилого квартала, из-за отсутствия необходимого количества ресурсов газа. Однако, в ходе расследования обнаружилось, что в данный период компания «Газпром» дала право использовать газ другим объектам коммунального теплоснабжения (объём расходуемого топлива которых превышал запрашиваемое количество ресурсов).

В Кодексе об Административных правонарушениях РФ есть статьи, предусматривающие ответственность за недобросовестную конкуренцию. Например, статья 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)». Статистика нарушений по данной статье представлена на рисунке 3:

Рисунок 3 – Статистика выявленных правонарушений по статье 9.21 КоАП РФ

Статистика применения положений о запрете недобросовестной конкуренции представлена на рисунке 4:

Рисунок 4. Статистика применения положений о запрете недобросовестной конкуренции

При осуществлении государственного контроля (надзора) ФАС активно использует институты предупреждения и предостережения. За период 2012-2016 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста количества выданных предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (Приложение 1). В 2016 году количество таких предупреждений достигло рекордного показателя – 5 483, что в 2,3 раза больше показателя 2015 года. Это объясняется тем, что внесенными поправками в антимонопольное законодательство значительно был расширен список лиц, которым может быть направлено предупреждение, и перечень оснований для такого его направления.

2.3. Проблемы антимонопольного регулирования в России и его совершенствование


Проблема чрезмерной монополизации российской экономики есть центральная, самая главная проблема не то что экономической политики, но и всего нашего общественно-политического устройства и всей нашей жизни. В конце концов именно государственные и окологосударственные монополии создали спрос на плохие институты в масштабах страны, коррумпировали исполнительную власть, парламент и судебную систему, устроили в России масштабный передел собственности, прикрытый политическими лозунгами «борьбы с олигархией и наследием 1990-х».

Основные экономические проблемы страны - также непосредственное порождение монопольной структуры экономики. Ресурсов и капитала в стране достаточно – но монополии их неэффективно используют, создавая «мертвую зону» низкой производительности труда и проедая инвестиции. Уже в 2013 году совокупные инвестиции бюджета (около 2 трлн.руб.) и десяти крупнейших государственных компаний достигли почти 5 трлн.руб., однако даже тогда, еще до падения цен на нефть и западных санкций, экономика вышла в ноль.

Причина проста - у монополий нет стимула эффективно использовать капитал, они всегда могут «попросить еще» в виде увеличения регулируемых тарифов или субсидий от государства, возглавляемого их ближайшими друзьями. В монопольной экономике идея о том, что «госинвестиции станут источником роста», сокрушительно обанкротилась. Все эти десятилетия монополии были причиной высокой инфляции и других негативных последствий.

Среди них провал создания накопительной пенсионной системы, высокие ставки по кредитам, дефицит доверия в экономике и отсутствие в российской финансовой системе длинных денег как таковых (средняя длина привлеченных банками средств составляет всего порядка полутора лет, так что за длинными деньгами остается обращаться либо за рубеж, либо к правительству).

Монополии создают ключевые барьеры для реализации частных инвестиционных проектов – от входа на рынки до подключения к инфраструктуре. Наблюдаются сверхвысокие ставки по кредитам на фоне захвата банковского рынка несколькими крупнейшими госбанками, показывающими рекордные прибыли в условиях продолжающегося падения экономики.

Центробанк России боится значительно снизить ключевую ставку, потому что понимает, что в монопольной экономике это сразу приведет к накрутке цен.

Проблема чрезмерной монополизации выходит далеко за рамки экономики. Например, две – три монополии в сфере телекоммуникаций помогут государству перекрыть массовое вещание независимых СМИ, искусственно поддерживая то закупоренное общественно-политическое пространство, которое мы имеем.


Основная проблема развития конкуренции в российской экономике лежит не в регуляторной, а в структурной плоскости. Необходимо решительно дробить монополии и выводить выделяемые активы в рынок для создания полноценной конкурентной среды. Пока эти монополии сохраняются, целые важнейшие сферы экономики просто выключены из конкуренции, бессмысленно обсуждать какие-то дополнительные регуляторные полномочия и совершенствование законов.

Картели должны быть признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности Российской Федерации.

Требует модернизации антикартельное законодательство: запрет на картели должен быть адаптирован к новым реалиям, в которых картели стали организованными группами и сообществами. Необходима гармонизация антимонопольных и уголовно-правовых запретов картелей.

Федеральной антимонопольной службе для противодействия картелям необходимы полномочия на получение результатов оперативно-розыскных мероприятий.

Помимо этого, законодательством должна быть предусмотрена возможность получения антимонопольным органом свободного доступа к любым информационным ресурсам органов власти, сведений, связанных с коммуникациями хозяйствующих субъектов в сети Интернет, а также банковской тайны и персональных данных.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации возникает необходимость разработки единого целевого программного документа, содержащего целостные системные поручения, направленные на активное содействие развитию конкуренции, в форме Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2019 годы, утверждаемого указом Президента Российской Федерации.

Национальный план призван закрепить основные направления развития конкуренции, базовые ценности, цели и принципы государственной политики в ее реализации и в этом контексте он ориентирует и организует деятельность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, саморегулируемых организаций, общественных организаций, профессиональных союзов, советов потребителей

Таким образом, ключевыми проблемами, препятствующими развитию российской конкуренции, прежде всего, являются: сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике; картелизация российской экономики; системные проблемы законодательства о закупках.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.

К основным признакам монополии следует относить:

- на рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом;

- монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него;

- фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher). Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену;

- вступление в отрасль заблокировано, то есть существуют технические, экономические, юридические и другие барьеры вступления в отрасль.

- существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Последствия монополизма проявляются в том, что у монополии появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом. Антимонопольная политика является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

- прямое регулирование цен;

- налогообложение;

- регулирование естественных монополий.

Антимонопольная политика России направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.