Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одна особенность современной монополизации - усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

В настоящее время ужесточение конкуренции продолжает оставаться одной из главных проблем российского бизнеса, свидетельствуют данные ежегодного опроса «Опоры России». Наиболее остро эту тенденцию ощущают в сферах торговли, транспортных услуг и строительства.

На российском рынке третий год подряд падает уровень конкуренции, утверждают эксперты Аналитического центра при правительстве (АЦ). В опросе приняли участие более 1100 респондентов. За 2016 год доля бизнесменов, которые сталкиваются с высокой или очень высокой конкуренцией в своей отрасли, уменьшилась на 3 п.п. и составила к началу 2017 года 48%.

В 2015 году больше половины (53%) предпринимателей аналогично оценивали конкуренцию в своей отрасли. Доля тех, кто не ощущает конкуренции или оценивает ее как слабую, за два года увеличилась на 4 п.п., до 25%.

В ходе опроса, проведенного в феврале 2017 года, больше трети (36%) из 1,1 тысячи респондентов выразили уверенность в пользе конкуренции для развития бизнеса. Пятая часть опрошенных (21%) не отмечает положительного влияния, еще 38% говорят о его неоднозначности.

В настоящее время самый высокий уровень конкуренции наблюдается в таких сферах, как производство стройматериалов, IT-сфере, пищевой и текстильной промышленности и транспортном машиностроении. Ниже всего уровень конкуренции оказался в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Сокращение числа конкурентов отметили 23% опрошенных представителей бизнеса, что сопоставимо с результатами опроса 2016 года - 24% против 15% в 2015 году.

Порядка 40% предпринимателей возлагают ответственность за снижение конкуренции на антиконкурентные действия органов власти. Представители бизнеса стали жаловаться на инициативы чиновников все чаще. Так, 40% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами (против 33% в 2016 году). Лишь 2% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес (4% в 2016 году), причем поддержку чувствуют только крупные предприятия (7%) и микропредприятия (2%). Среди представителей малых и средних предприятий никто не отметил однозначно положительное влияние государства.


Среди других факторов респонденты называли изменение нормативно-правовой базы (37%), уход с рынка российских (34%) и иностранных (8%) компаний, сделки слияния и поглощения (14%).

При этом параллельно увеличивается доля компаний, испытывающих антиконкурентное давление отраслевых монополистов. Так, 52% респондентов отметили, что их бизнес постоянно или время от времени испытывает антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50% (против 45% годом ранее).

Традиционно наиболее существенными барьерами для ведения деятельности с точки зрения российского бизнеса являются барьеры доступа к финансовым ресурсам (53% респондентов отметили значимость этого фактора) и высокие налоги (52%), еще 41% указали на нестабильность госрегулирования деятельности предприятий, а 30% - на коррупцию со стороны органов власти.

Отрасли с самым высоким уровнем конкуренции, по мнению представителей компаний, — это транспорт, СМИ (включая телевидение и радио), связь и недвижимость.

Российский бизнес планирует расширение своей деятельности: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие 3 года, составила 25% (по сравнению с 27% в 2016 году). Наибольшую активность по расширению своего бизнеса проявляют производители строительных материалов и производители электронного и оптического оборудования: 85% респондентов каждой из этих категорий планируют выход на новые рынки. Представители металлургической отрасли несколько оживились по сравнению с 2016 годом: доля тех, кто не планирует расширение, составила 14% по сравнению с 24% годом ранее.

Ключевыми препятствиями для выхода на новые географические и продуктовые рынки, как и в 2016 году, российский бизнес считает нехватку финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.

Итак, в развитии экономики России проявляются государственно-монополистические тенденции, характеризующиеся увеличением доли государства в экономике.

Сращивание монополий с государством и прямое огосударствление производства являются неотъемлемыми свойствами государственно-монополистического капитализма. По мере усиления общественного характера производительных сил государство берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций, вмешивается в процесс воспроизводства на макроэкономическом уровне, пытаясь в краткосрочной и долгосрочной перспективе регулировать всю хозяйственную систему страны в целом.


Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 году – уже в 40-45%. К 2013 году она превысила 50%. Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60-70%. Следует отметить, что в 2016 году ситуация существенно не изменилась.

В настоящее время в нашей стране обострилась проблема монополизации рынка госзаказов. Восемьдесят процентов совокупной стоимости всех бюджетных контрактов в РФ получают три процента поставщиков. Аналогичная ситуация сложилась и в Северо-Западном федеральном округе. При этом все регионы СЗФО демонстрируют высокие показатели несостоявшихся торгов, по итогам которых конкретная компания может получить бюджетный контракт без конкурсных процедур. Параллельно год от года растет объем прямых закупок товаров и услуг у единственного поставщика.

В СЗФО доля компаний, получающих 80 процентов стоимости всех государственных, региональных и муниципальных контрактов, колеблется от 2,5 процента в Республике Карелия до 6,7 процента в Ленинградской области.

Это значит, что в Карелии, где совокупный объем зарегистрированных в единой информационной системе закупок превысил 32 миллиарда рублей, примерно 25,5 миллиарда достались 83 организациям.

Рынок государственного заказа из-за своей специфики неинтересен достаточно обширному кругу поставщиков. Как правило, государственные и муниципальные контракты не предусматривают предоплату и авансовые платежи.

А процедура участия в тендерах требует от предпринимателей дополнительных временных и финансовых затрат. Здесь же следует упомянуть о федеральном законе о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ), регламентирующем избыточное регулирование закупочных процессов.

Нередко поставщики, чтобы избежать подобных сложностей, предпочитают работать с частными заказчиками. Это одна из причин, по которой в системе госзаказа снижается уровень конкуренции.

Другая причина связана с противоречащими законодательству действиями государственных и муниципальных служащих. И речь идет не только о коррупционной составляющей, но и о нежелании и неумении отдельных чиновников разрабатывать оптимальную конкурсную документацию, создавать условия для публичных состязаний большого числа поставщиков.

В результате в нашей стране сложился неширокий круг компаний, чья работа заточена именно на заключение государственных и муниципальных контрактов. Они аккредитованы на площадках всех операторов электронных торгов, работающих с госзаказчиками, специалисты фирм знакомы со всеми нюансами, связанными с подачей заявок и заключением контрактов.


Однако это не означает, что так называемые «профессиональные» игроки рынка госзаказа могут похвастаться лучшим сочетанием цены и качества товаров, работ, услуг. Наоборот, подобные поставщики нередко не располагают необходимой техникой, у них нет в штате нужных специалистов. Их задача - выиграть контракт и передать его субподрядчику, оставив себе какой-то процент. В конечном счете, страдают налогоплательщики. Кроме того, затягивается реализация важных проектов, поскольку субподрядчик, за действия которого победитель конкурса ответственности не несет, может получить деньги, не выполнить работы в срок, а потом и вовсе обанкротиться. Подобных примеров в нашей стране немало.

Картели и иные антиконкурентные соглашения в Российской Федерации как на товарных рынках, так и на торгах наносят вред национальной безопасности, интересам бизнеса и населения страны, а также существенный ущерб бюджетам государства и компаний с государственным участием при проведении закупок, в том числе закупок в сфере гособоронзаказа, при проведении торгов по распределению государственных ресурсов, собственности, прав.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям – сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела).

Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания).

Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами.

Ежегодный объем закупок в Российской Федерации для государственных нужд и нужд государственных компаний составляет свыше 30 триллионов рублей. При том, что латентность картелей на торгах крайне высока и сопоставима с латентностью коррупционных преступлений, совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) может достигать до 1,5-2% ВВП.


2.2. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

В результате появления монополии задачей государства стало проведение антимонопольной политики. Для регулирования деструктивных сил монополии, государством была разработана антимонопольная политика, а также антимонопольное  законодательство.

«Антимонопольная политика – комплекс мер, которые направлены на ослабление деятельности монополий, сдерживание предпосылок возникновения, а так же поддерживание конкуренции» [4, с. 37].

Почти в каждой развитой стране антимонопольная деятельность государства концентрируется на двух тенденциях. Первая тенденция направлена на объединение средств влияния на действующую среду монополистов, не контактируя с ними. Она осуществляется за счет упреждающих антимонопольных средств, включающих понижение таможенного налога, запрет на количественные ограничения, устранение барьеров, которые препятствуют попаданию внутрь рынка товаров иностранного производства и множество других способов.

Вторая тенденция характеризуется совокупностью систем прямого влияния на деятельность монополий: применяются штрафные санкции, производится строгий контроль процессов слияния и поглощения фирм и другие.

«Суть антитрестовской политики заключается в попытке сохранить конкуренцию посредством  формирования преград для образования и применения власти монополии» [7, с. 48].

В Российской Федерации существует специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС осуществляет принятие нормативных правовых актов, контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, оказывает услуги для государственных нужд и множество других функций.

Деятельностью Федеральной антимонопольной службы руководит Правительство РФ. А также Федеральная служба по тарифам РФ, осуществляющая государственное регулирование цен на продукцию и контроль их соблюдения, согласно законодательству Российской Федерации.

ФАС России собственными силами, без проведения оперативно-розыскных мероприятий, ежегодно выявляет несколько сотен картелей и иных антиконкурентных соглашений. Антимонопольными органами страны за участие в подобных соглашениях к административной ответственности ежегодно привлекаются до полутора тысяч хозяйствующих субъектов.