Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса Продажи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Физическое проектирование – реализация даталогической модели средствами конкретной СУБД, а также выбор решений, связанных с физической средой хранения данных: выбор методов управления дисковой памятью, методов доступа к данным, методов сжатия данных и т.д. – эти задачи решаются в основном средствами СУБД и скрыты от разработчика БД.[5]

На этапе инфологического проектирования в ходе сбора информации о предметной области требуется выяснить:

– основные объекты предметной области (объекты, о которых должна храниться информация в БД);

– атрибуты объектов;

– связи между объектами;

– основные запросы к БД.

Рассмотрим одну из самых популярных СУБД – MS Access.

Microsoft Access - настольная СУБД реляционного типа. В отличие от остальных СУБД, Access хранит всю информацию в одном файле, но распределяет их по таблицам, как и необходимо в реляционных БД. К таким данным относится не лишь информация в таблицах, а и другие объекты базы, которые будут ниже описаны.[3]

Одним из достоинств Access является наличие очень простого графического интерфейса, который позволяет легко создать собственную базу данных, разрабатывать приложения, использовать при этом встроенные средства.

Это помогает избежать рутинных действий, облегчает работу неопытному пользователю.[8]

Создание многопользовательской базы и получение нескольких пользователей одновременного доступа к общей базе возможно в сетях с одноранговой структурой или с файловым сервером. Локальная сеть обеспечивает программную и аппаратную поддержку обмена информацией между компьютерами. MS Access следит за распределением доступа различных пользователей к базе данных и обеспечивает их защиту.

В плане обеспечения целостности данных MS Access отвечает лишь моделям средней сложности. В нем не используются такие объекты как хранимые процедуры и триггеры, что заставляет разработчиков создавать клиентские программы для поддержания бизнес-логики БД.[1]

Однако, при указанных недостатках MS Access располагает большим количеством преимуществ.

В первую очередь отметим распространенность, что обусловлена принадлежностью СУБД компании Microsoft, операционные системы и программное обеспечение которой использует множество пользователей ПК. MS Access абсолютно совместим с ОС Windows, постоянно обновляется, поддерживает различные языки.

MS Access предоставляет за небольшую стоимость огромное количество возможностей. Также отметим ориентированность на пользователей с различной профессиональной подготовкой. Это выражается в наличии различных вспомогательных средств, развитую справочную систему и интуитивно понятный интерфейс. Данные средства облегчают проектирование и создание БД, выборку из нее данных.[5]


В распоряжение непрограммирующим пользователям MS Access предоставляет разнообразные диалоговые средства, что позволяют им создавать приложения, при этом не прибегая к непосредственной разработке запросов с помощью языка SQL или к программированию вспомогательных модулей или макросов на языке VBA.[4]

Также Access обладает большими возможностями по экспорту/импорту данных в разнообразные форматы через механизм ODBC: от текстовых файлов и таблиц Excel до любой серверной СУБД.

Еще одним немаловажным преимуществом MS Access является встроенные средства разработки приложений. Большое количество приложений, которые распространяемые среди пользователей, содержат некоторый объем кода языка Visual Basic for Applications. [1]

VBA – единственное средство для выполнения различных стандартных задач в MS Access (построение команд SQL, обработка ошибок, работа с переменными, использование Windows API), для создания сложных приложений.

Отметим, что Access предоставляет и дополнительные возможности по сравнению со стандартными СУБД. То есть, это не только простая и гибкая в использовании система, но и платформа для разработки приложений, работающих с базами данных.

Одной из самых необходимых функций каждой СУБД является защита информации, которая размещена в таблицах базы данных. [6]

СУБД MS Access хранит данные о защите в двух местах. При установке программа Setup создает в папке Program Files\Microsoft_Ofice\Оffice стандартный файл для рабочей группы – System.mdw, который далее при запуске Access используется по умолчанию. [3]Этот файл содержит информацию обо всех группах и пользователях. При создании новой базы данных MS Access сохраняет данные о правах, которые предоставляются конкретным группам и пользователям, непосредственно в файле базы данных.[8]

Расположение файла рабочей группы находится в реестре Windows. Можно также использовать служебную программу операционной системы Windows – Wrkadm.exe (администрирование рабочих групп) для редактирования текущего или создания новой рабочей группы. Также можно выбрать необходимый файл рабочей группы при выполнении приложения, задав при этом соответствующий параметр в командной строке. [5]

В результате рассмотрения первой главы курсовой работы рассмотрены основные понятия теории бизнес-процессов, описаны основные языки моделирования и приведены примеры диаграмм данных, охарактеризованы основные понятия системы управления базами данных MS Access.


2.Описание операций бизнес-процесса «Продажи»

2.1.Описание предметной области

Предметная область выполнения курсовой работы – продуктовый магазин. С точки зрения рассмотрения бизнес-процессов и проектирования базы данных в данной предметной области имеются следующие конечные пользователи: заведующий магазином, бухгалтер, продавец. Опишем предметную область с точки зрения конечных пользователей.[3]

Работа заведующего магазином заключается в заказе и приеме товара, проверке наличие товаров на складе, и если товар, имеющийся в списке товаров, отсутствует на складе, то он на него заказ у торгового представителя. Наименование поставщика, вид товара и его количество записывается в журнал заказов.

Когда приезжает очередной торговый представитель, он проверяет в журнале, был ли сделан заказ у поставщика.

У каждого товара мне необходимо проверить срок годности, и соответствует ли его наименование накладной.

После чего считается общее количество каждого товара, стоимость каждого вида товара (цена закупки * количество товаров) и общая стоимость поставки (сумма стоимостей каждого вида товара), которые тоже сверяются с накладной. [9]

На основе этого составляется отчет о приеме товара за день со всеми реквизитами поставщика (наименование, адрес, ИНН, КПП, расчетный счет для оплаты поставки) и данными о торговом представителе (ФИО, телефон, электронная почта) и товаре (наименование, штрих-код, количество, цена закупки). [2]

Бухгалтер в конце дня получает от заведующего магазином отчет о приеме товара за этот день, и размещает информацию о полученных товарах по каждому поставщику в отдельный журнал. Если товар от этого поставщика был поставлен впервые, то для него необходимо завести новый журнал, куда записываются все его данные: наименование, адрес, ИНН, КПП, расчетный счет. По каждому товару записывается наименование, штрих-код, количество, цена закупки, рассчитывается и записывается цена продажи (цена закупки * 1,3). На основе этого формируется отчет о товарах и их розничных ценах, в котором указывается наименование товара, штрих-код и его цена продажи. [4]

Далее в конце дня продавец передает отчет о розничных продажах, в котором записаны наименование проданного товара, количество и сумма продажи.

На основе этого отчета и отчета о приеме товара за день формируется общий товарный отчет, где указывается остаток товара на начало дня (сумма цен продажи всего товара, находящегося в наличии до поступления товара), поступление товара в розничных ценах и сумма продажи за день и выводится остаток на конец дня (сумма цен продажи всего товара, находящегося в наличии, без суммы проданных товаров).[3]


На основе отчета о приеме товара за день составляется платежное поручение на сумму задолженности каждому поставщику, в котором указываются реквизиты поставщика, номер накладной и сумма задолженности (сумма цен закупки товара умноженных на их количество). Платежное поручение относится в банк для оплаты задолженности. [4]

2.2. Описание операций бизнес-процесса «Продажи»

Построим IDEF0 диаграммы для описания процесса «Продажи». Рассмотрим уровень А0 указанного процесса (рис.4):

Рисунок 4 – Контекстная диаграмма

Стоит отметить, что входами в процессе являются:[1]

– покупка товара;

– поставка товара;

Эти действия должны быть утверждены следующими документами:

– план продаж;

– накладная.

В функционировании бизнес-процессов берут участие:[5]

– продавец;

– покупатель.

В результате выполнения операций формируются:

– кассовый чек;

– отчет по продажам.

Для более детального описания процесса нужно выполнить детализацию бизнес-процесса «Продажи».[6]

Рисунок 5 – Детализация контекстной диаграммы

На рисунке 5 показано расщепление первичного бизнес-процесса «Продажи» на несколько подпроцессов:[3]

– выбор товара;

– продажа товара;

– выдача товара.

Анализ составных частей процесса (входов, выходов и т.д.) выполняется аналогично контекстной диаграмме.[5]

Во второй главе курсовой работы выполнено описание предметной области, приведены основные обязанности каждого из участников (прямых и косвенных) бизнес-процесса, с помощью языка моделирования построены диаграммы для демонстрации графической связи между операциями бизнес-процесса.[8]

3. Практическая реализация операций бизнес-процесса «Продажи»

3.1. Проектирование и разработка таблиц базы данных


В процессе создания таблиц, имеющих ссылки на записи из других таблиц, устанавливается связь. Часть таблиц называют справочниками, они содержат информацию, которая может быть использована при заполнении других таблиц. Эти таблицы, как правило, по структуре простые и имеют первичный ключ, их называют главными.[2]

Рассмотрим процесс создания таблицы в СУБД MS Access 2016, а именно с помощью конструктора таблиц.

После запуска СУБД и создания базы данных нужно нажать на ленту «Создание» и выбрать в разделе «Таблицы» Конструктор таблиц (рис.6)

Рис.6. Выбор конструктора таблиц.

После этого откроется окно в котором нужно указать название поля, тип данных, описание (если нужно), задать свойства полей, установить ключевое поле. Внешний вид окна конструктора таблицы Товар показан на рис. 7:[4]

Рис.7. Таблица Товар в режиме конструктора

Аналогичным образом создаем остальные таблицы.

В MS Access можно задать следующие типы данных: [5]

  • Короткий текст – предназначен для хранения символьной информации, длиной не более 255 символов.
  • Длинный текст – тип данных, предназначен для хранения символьной информации, практически, любой длины. Ограничение может становить только объем использованной памьяти для хранения данных. Стоит отметить, что указанный тип является аналогом типа «поле МЕМО» в версиях MS Access 2003 и раннее.[1]
  • Числовой – предназначен для хранения и отображения числовой информации.
  • Дата и время – в полях данного типа данных есть возможность хранить информацию в виде различных форматов даты и времени. Например, длинный формат даты – 4 сентября 2015 года; краткий формат времени – 12:55.
  • Денежный – отображает числовую информацию с символом определенной денежной единицы.[6]
  • Счетчик – специальный тип данных, отображающий значения, размещенные по порядку (по умолчании, по возрастанию).
  • Логический – тип данных, предназначенный для обозначения логических значений: да и нет, 1 и 0, истина и ложь.
  • Поле объекта OLE – формат данных для вставки текстовых документов и других объектов, созданных в различных прикладных программах.
  • Гиперссылка – тип данных, предназначенный для вставки гиперссылок на документы, веб-страницы, мультимедиа-файлы.
  • Вложение – предназначен для вложения одного или нескольких изображений. На практике использовать указанный выше тип данных можно для вставки в форму изображения, например, товаров, фотографий сотрудников и прочих графических файлов.
  • Вычисляемый – поле, предназначенное для создания вычислительных полей в таблице. [10]
  • Мастер подстановок – мастер, в процессе выполнения которого будет создан раскрывающейся список.