Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности(История становления института лицензирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности относится к числу основных прав человека. При этом каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. На современном этапе предпринимательская деятельность является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики как основы развития демократического общества.

Однако развитие экономических отношений в целом и предпринимательства в частности невозможно без активного государственного участия, без установления рычагов управленческого воздействия. В связи с чем, Конституция Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод. Одним из основных методов реализации такого ограничения выступает лицензирование предпринимательской деятельности как один из основных методов публично-правового регулирования экономических отношений с целью легализации самых разнообразных форм предпринимательства, поскольку сам факт государственной регистрации не всегда предоставляет право на занятие предпринимательской деятельностью.

Лицензирование предпринимательской деятельности представляет собой сложный и трудоемкий процесс, выражающийся по своей сути в запрете государства осуществлять субъектами предпринимательства определенную деятельность без специального разрешения. При этом получение лицензии является обязательным только для ряда хозяйствующих субъектов, занимающихся конкретными видами деятельности.

Как разновидность государственной политики понятие «лицензирование» относительно недавно введено в обиход отечественной правовой науки, а как относительно новое социально-правовое явление лицензирование представляется достаточно интересным для изучения. Об актуальности темы курсовой работы свидетельствует и широкий круг авторов, которые в той или иной мере касались проблем правового регулирования лицензирования. Интерес к лицензированию предпринимательской деятельности проявляют и ученые-цивилисты, среди которых: И.В. Данилова, Е.А. Дмитрикова, Н.В. Залогова, Г.В. Мельничук, М.В. Савчук, И.А. Смагина, О. С. Соболь, С.А. Тарасов, О.С. Троценко, Е.В. Титова, Р. Ю. Хуторецкий и др.


Объектом исследования по теме «Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности» является система общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования предпринимательской деятельности.

Предмет исследования составляют труды ученых-цивилистов, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе правовых и организационных основ лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации как государственно-управленческого и правового института.

Указанная цель исследования обусловила и круг вопросов, подлежащих разрешению:

определить понятийный аппарат, необходимый для изучения теоретических аспектов лицензирования предпринимательской деятельности;

выявить цели и принципы лицензирования;

раскрыть правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности;

обозначить процессуальные особенности различных лицензионных процедур, применяемых в рамках закона.

1. Общетеоретические аспекты лицензирования

1.1. История становления института лицензирования

Как правовой институт лицензирование является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов XX века, а наибольшие темпы развития наблюдались в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями Правительства Российской Федерации и, в значительно меньшем объеме, указами Президента Российской Федерации.[1]

Однако исторические корни лицензирования уходят в дореволюционную Россию. Так, некоторые авторы выделяют три исторических периода в становлении и развитии лицензирования предпринимательской деятельности в российском законодательстве:[2]

первый период – период императорской России.

Впервые система лицензирования производственной и торговой деятельности была введена в России в 1865 г. Законодательство того времени не содержало понятия «лицензирование», но аналогичный ему метод государственного санкционирования уже существовал. В соответствии с этим методом предприниматель, прежде чем начать дело, должен был приобрести особое разрешение в виде свидетельства или билета. Позднее вместо свидетельств и билетов вводились промысловые свидетельства;[3]


второй период – советский период.

Характеризуюется радикальными переменами, когда был взят курс на полное уничтожение частной собственности, и ни о какой предпринимательской деятельности речи быть не могло. Исключением был период с 1921 по 1929 гг.. – период НЭПа, когда проводился ряд мер по либерализации экономики и возрождению частного предпринимательства.

Промысловые документы заменили торговые, промышленные и личные промысловые патенты. Ряд предприятий освобождался от взятия патента, определенные льготы предусматривались также для деревенских кустарей и ремесленников. После НЭПа предпринимательская деятельность долгое время была запрещена, а лицензирование как форма реализации государственной монополии внешней торговли применялось только в сфере экспортно-импортной деятельности;[4]

третий период – постсоветский период (с 1990 г. и по наст. время).

Большинство авторов выделяют несколько этапов становления лицензирования как правового средства регулирования экономических отношений в постсоветский период:

первый этап связан с принятием 25.12.1990 г. Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», содержащего общую норму о лицензировании и возможность осуществления отдельных видов деятельности только на основании специального разрешения (лицензии);

второй этап начинается после вступления в действие Конституции Российской Федерации 1993 года, когда легитимной формой установления видов деятельности, подлежащих лицензированию, стал федеральный закон;

третий этап связывается с принятием и вступлением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей, что лицензируемые виды деятельности устанавливаются законом.[5] Перечень большинства лицензируемых видов деятельности определялся Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

четвертый этап характеризуется появлением института лицензирования предпринимательской деятельности, что связывают с принятием 25.09.1998 г. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предполагал возможность выделения совокупности отношений в сфере лицензирования, называемых лицензированием предпринимательской деятельности, и совокупности норм – правового института лицензирования предпринимательской деятельности.[6]


Федеральный закон 1998 года стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института и создал предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности.[7]

Выделение правового института производится на основе общности предмета и способа регулирования, субъектов и характера отношений. В свою очередь предметом регулирования института лицензирования предпринимательской деятельности являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами профессиональной деятельности. Последняя представляет собой неоднократное совершение юридических и фактических действий в условиях установленного и контролируемого государством специального правового режима.[8]

Федеральный закон 1998 года действовал недолго, поскольку содержал слишком большое количество лицензируемых видов деятельности. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. При этом законная предпринимательская деятельность сдерживалась в связи с недостаточным развитием ее правовой регламентации.[9]

К 2001 году назрела необходимость в сокращении количества лицензируемых видов деятельности, что произошло с принятием Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» и связано, прежде всего, с тем, что множество лицензируемых видов деятельности создает определенного рода преграды, барьеры и мешает развитию рыночной экономикой.[10]

В последующем отмечается не только тенденция в отношении сокращения лицензируемых видов деятельности, но и либерализации правовых отношений, возникающих в процессе осуществления государственной разрешительной работы по лицензированию отдельных видов деятельности, а также создание единой правовой основы для регулирования лицензионной деятельности. В результате чего 4 мая 2011 года принят ныне действующий Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, является базовым регулятором отношений, складывающихся по поводу лицензирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, законодательное закрепление требования лицензирования отдельных видов предпринимательства, детального порядка его реализации свидетельствует о том, что в российской правовой системе сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности, требующий постоянного внимания со стороны государственных структур в целях совершенствования и поиска новых правовых средств и эффективных способов государственного регулирования предпринимательской деятельности.


1.2. Понятие, цели и принципы лицензирования

Понятие «лицензирование» является распространенным и часто употребляемым в российском законодательстве и юридической науке. Вместе с тем продолжительное время в законодательстве не было четкого определения рассматриваемого понятия: одни авторы относили лицензирование к функциям государственной власти, другие включали его в перечень обязанностей государственных органов.[11]

Юридический термин «лицензирование» является производным от слова «лицензия» (лат. licentia − право, разрешение).[12]

В настоящее время легальное определение лицензирования дано Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019 N 54-ФЗ). Так, законодатель под лицензированием понимает деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.[13]

При этом лицензирующим органом является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование. Тогда как лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.[14]

Следует также отметить, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, именуется соискателем лицензии, а при наличии лицензии – лицензиатом.

В юридической литературе даются различные определения лицензирования. Например, А.Ф. Воронов и И.Н. Трофименко считают, что лицензирование – это деятельность соответствующих государственных органов, связанная с выдачей лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований. В свою очередь О.М. Олейник определяет его как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством видов предпринимательской деятельности.[15]