Файл: Нотариат в РФ(Общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что к таким расходам, например, относятся расходы, которые понес гражданин или юридическое лицо вследствие неправомерных действий либо бездействий нотариуса, и не относится упущенная выгода обращающихся к нотариусу сторон. Также необходимо законодательно закрепить механизм определения размера ущерба, причиненного в результате неправомерных действий нотариуса.

Дискуссионным остается и вопрос относительно возмещения нотариусом морального ущерба, который причинен обратившимся за нотариальным удостоверением. Анализ различных точек зрения позволяет прийти к выводу, что размер морального вреда должен определяться в каждом конкретном случае в судебном порядке.

В статье 12 Основ законодательства РФ о нотариате упоминается термин «дисциплинарный проступок» нотариуса, но этот термин не раскрывается ни в Основах, ни в других нормативных источниках, регулирующих нотариальную деятельность. Не регламентируются также виды дисциплинарных взысканий, не описан механизм привлечения нотариуса к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

2.2 Реализация контрольно-надзорных функций

В соответствии с частью второй статьи 9 Основ контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами Минюста России, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой,–в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Такой порядок, установлен главой XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16.04.2014№78 (далее–Правила).

Контрольно-надзорные полномочия территориальных органов Минюста России, помимо Основ, определены Положением о Главном управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 №25, и Положением об Управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 №26.

Проверки исполнения Правил могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Плановая проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.

Проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса.


Проверка исполнения Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества выявленных входе проверок нарушений, что обусловлено эффективными мерами по предупреждению типичных нарушений, проводимыми территориальными органами Минюста России совместно с нотариальными палатами.

В соответствии с информацией, представленной главными управлениями Минюста России, за период с 01.06.2014 по 01.06.2015 совместно с нотариальными палатами ими проведены 1582 проверки исполнения нотариусами Правил. В целом за 2015 год проведены 2137 совместных проверок.

По результатам проведенных проверок к 244 нотариусам, занимающимся частной практикой, применены меры дисциплинарного взыскания, в том числе к 43 – по инициативе территориальных органов Минюста России.

В отношении 10 нотариусов, занимающихся частной практикой, возбуждены уголовные дела в связи с совершением нотариальных действий, по двум из них уголовные дела прекращены.

В отношении 22 нотариусов, занимающихся частной практикой, направлены в суд обращения о лишении права нотариальной деятельности, из них 6 нотариусов лишены права нотариальной деятельности, в отношении 13 нотариусов обращения находятся на рассмотрении в судах.

В настоящее время с уверенностью можно утверждать, что небюджетный нотариат превратился в единую, эффективно организованную систему нотариальных органов, способную обеспечить не только надежную защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, но и стабильность гражданского оборота в целом.

Это обстоятельство признано и законодателем, который последовательно идет по пути постепенного расширения полномочий нотариата, прежде всего в корпоративной сфере и в сфере оборота недвижимости. Значительное сужение компетенции нотариата в ходе реформ 90-х годов привело к таким негативным последствиям для государства и общества, как рейдерство и квартирное мошенничество. В целях наведения порядка в проблемных сферах гражданского оборота законодателем был использован потенциал нотариата. Так, к примеру, введение обязательной нотариальной формы для сделок с долями ООО позволило сбить вал рейдерских захватов.

Форум «Саморегулирование: перезагрузка» был организован Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ и Национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Государственной думы РФ и Министерства экономического развития РФ, при поддержке Комитета Гражданских инициатив.


Основные задачи, которые стояли перед участниками форума — объединить в обсуждении практики применения механизмов саморегулирования в различных отраслях всех заинтересованных лиц: представителей отраслей, представителей законодательной и исполнительной власти, специалистов в области саморегулирования; определить направления совершенствования законодательства о саморегулировании.

В силу закона ФНП объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ, в свою очередь, основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории субъекта Федерации. По состоянию на начало 2016 года в РФ на небюджетной основе действует 7 914 нотариусов, объединенных в 84 нотариальные палаты.

С 1 января 2018 года, помимо индивидуальной и коллективной страховки, в полной мере заработает такой институт, как Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который уже сейчас начал формироваться за счет взносов региональных нотариальных палат. Из него будут выплачиваться деньги лицам, пострадавшим по вине нотариуса, если средств страховки будет недостаточно для полного покрытия ущерба.

Кроме того, с 2016 года вступил в силу Кодекс профессиональной этики нотариуса, который решает вопросы дисциплинарной ответственности нотариуса и является еще одним аргументом в пользу развития нотариата как института с высокой степенью ответственности.

Одним из важнейших достижений Федеральной нотариальной палаты в последнее время является создание и четко налаженная работа Единой информационной системы нотариата. Развитие электронного нотариата является одним из главных приоритетов работы ФНП. Сегодня ЕИС нотариата включена в систему межведомственного электронного взаимодействия и, в том числе, обеспечивает нотариусов возможностью оперативной проверки информации из соответствующих государственных электронных реестров. Некоторые реестры ЕИС нотариата являются публичными и обеспечивают, в частности, эффективные механизмы регулирования залоговых отношений, либо проверку факта отмены доверенности. В настоящее время все нотариусы России имеют квалифицированную усиленную электронную подпись, что позволило не только обеспечить юридически значимый документооборот внутри сообщества, но и открыло обширные перспективы предоставления нотариальных услуг в сфере электронного взаимодействия.


Пройдя значительный путь своего профессионального становления, нотариат в РФ зарекомендовал себя как высокоорганизованная, профессиональная юридическая корпорация, способная отвечать самым серьезным запросам государства и общества, и мы готовы делиться своим опытом и развивать плодотворное сотрудничество со всеми структурами гражданского общества.

Заключение

Новые принципы организации нотариальной деятельности, заложенные в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, не только решили организационные проблемы по нотариальному обеспечению субъектов гражданско-правовых отношений, но и позволили государству практически снять с себя большинство организационных вопросов и нотариальных затрат в этой сфере.

За 15 лет своего существования Российский нотариат, действующий на принудительно иных основах, претерпел коренные изменения не только в количественном, но и в качественном отношениях.

Среди них: рост уровня самосознания в нотариальном сообществе и ответственности перед субъектами гражданско-правовых отношений; рост профессионализма нотариусов, увеличение числа нотариальных контор, которые в большинстве случаев значительно лучше по своему материально-техническому оснащению, чем государственные; более быстрое обслуживание граждан и организаций и многое другое.

Образование свободного нотариата в России способствовало его вступлению в Международный Союз Латинского нотариата, в который входит не менее 78 стран мира. Он объединяет только свободных нотариусов. Являясь независимым от государства, наделенные полномочиями совершать нотариальные действия от имени государства, они несут за них личную имущественную ответственность.

Современный внебюджетный нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусом предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Миссия нотариата -предупреждать гражданско-правовые споры.

Международный Союз Латинского Нотариата, основанный 2 октября 1948 года-это международная ассоциация, объединяющая национальные организации нотариатов различных стран.

Он создан для:

- Представления нотариата в международных организациях;

- Сотрудничества и участия в деятельности международных организаций;


- Сотрудничество с национальными организациями, в том числе и нотариальными;

- Изучения права в области нотариальной деятельности и участие в работе, направленной на ее усовершенствование;

- Изучения и систематической компиляции законодательства относительно института латинского нотариата;

- Распространение принципов латинского нотариата;

- Организация международных конгрессов и участия в профессиональных заседаниях, выходящих за национальные рамки.

В число задач Союза входит установление взаимоотношений:

С развивающимися нотариатами и нотариатами стран, где нет нотариальных организаций, с тем чтобы способствовать их структурированию и организации с последующей возможностью вступления в Союз;

С нотариальными организациями, которые по совей юридической системе принадлежат к латинскому нотариату;

С организациями, не принадлежащими к системе латинского нотариата, с тем чтобы сотрудничать с ними в областях, представляющих общий интерес;

 Нотариус,занимающийся частной практикой - лицо публичное, осуществляющее публично-правовые функции путем совершения нотариальных действий от лица государства.

Все нотариусы в Российской Федерации делятся на две категории:

-нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах;

-нотариусы, занимающиеся частной практикой;

 В своей деятельности нотариусы обладают равными правами и имеют равные обязанности независимо от того, работаю ли они в государственных нотариальных конторах, или занимаются частной практикой. Нотариальные документы имеют одинаковую силу. Однако имеются различия в правовом статусе нотариусов. Так частнопрактикующий нотариус:

- должен быть членом нотариальной палаты;

- несет полную имущественную ответственность;

-несет уголовную ответственность по ст. 202 УК РФ;

Нотариусы не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Абова Т. Е. Избранные труды. Гражданский и арбитражный процесс. Гражданское и хозяйственное право. – М., 2013.
  3. Алиев Т. Т. Учебник по гражданскому процессу. – М., 2014.
  4. Афанасьев С. Ф., Зайцев А. И.Гражданский процесс. – М., 2012.
  5. Власов А. А. Гражданское процессуальное право. Учебник. - М., 2014.
  6. Гражданское процессуальное право / Под ред. М. С. Шакарян. – М., 2011.
  7. Гречихо Е. С. Гражданский процесс. Учебник. – М., 2013.
  8. Зайцев И. К. Учебник по гражданскому процессу. М., 2014
  9. Мусин В. А. Гражданский процесс. - М. 2014.
  10. Дехтерева Л. П., Пивульский В. В., Шугаева О. А. Гражданский процесс: Учебное пособие. – М., 2014.
  11. Репин Н.В. Нотариат. М., 2014
  12. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
  13. Черемных Г. Г. Нотариат и нотариальное право России: учебное пособие / под ред. Г. Г. Черемных. М.: Норма, 2014. 410 с.
  14. Косенко Д.В. Нотариальные действия как правовой институт: проблемы определения и содержания // Нотариальный вестник. 2012. N 4. С. 6 - 11; Нотариальное право России: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2013. С. 143.
  15. Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты. М., 2008. С. 316.
  16. Ярков В.В., Крашенинников П.В. и др. Настольная книга нотариуса. Учебно-методическое пособие в 2-х томах. М., 2013. С. 113.