Файл: Нотариат в РФ(Общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Нотариат - правовой институт, регулирующий систему органов и порядок совершения нотариальных действий в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия на территории России призваны осуществлять: нотариусы, работающие в государственных нотариальных контора, нотариусами, занимающихся частной практикой, главами местной администрации населения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения (в случае отсутствия в поселение нотариуса), должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Одним из инструментов обеспечения государством гарантированных Конституционных прав граждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.

Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление объективных  гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний и иных сделок, выдачи свидетельства о праве на наследство, свидетельств о праве собственности ,удостоверение имеющих юридическое значение фактов и др.

Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, она имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения.

В советское время система нотариата представляла собой разветвленную сеть государственных нотариальных контор, а там где их не было, некоторые нотариальные действия совершали исполкомы местных Советов. Правовой основой возникновения частного нотариата в России стало принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Основ законодательства о нотариате единого документа, определяющего организационные основы функционирования как государственных нотариальных контор, так и частнопрактикующих нотариусов.

Объединение в одном законодательном акте принципов деятельности государственных и частных структур свидетельствует о том, что частный нотариат возник не сам по себе, а как свидетельство продуманной государственной политики, направленной на улучшение юридического обслуживания населения и его правовую защиту.

Цель работы – изучить особенности нотариата в РФ.

Задачи:

- изучить понятие и особенности нотариата в РФ;

- проанализировать нормативно-правовое регулирование в сфере нотариата;


- рассмотреть особенности нотариата в РФ.

Методы работы – сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод классификации.

Объект работы – нормативное регулирование нотариата в РФ.

Предмет работы – нотариат в РФ.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1.Место нотариата среди органов гражданской юрисдикции

1.1.Общие положения

Вопрос о месте нотариата в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции весьма значим и актуален. Здесь высказываются самые различные, порой полярные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы[1].

До становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Зейдера Н.Б., обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права. Зейдер Н.Б. включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев. Нотариат традиционно включается так же и в предмет гражданского процессуального права как учебной дисциплины, поскольку другое место среди учебных дисциплин ему найти сложно.

В настоящее время такой подход вряд ли плодотворен. Согласно ст.10 Конституции России государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли возможно. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а так же при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок.


1.2.Нотариат как институт превентивного правосудия

В чем же конкретно нотариат проявляет себя как институт превентивного правосудия? В первую очередь когда нотариальная деятельность предупреждает необходимость обращаться к правосудию. Иначе говоря, когда нотариус обеспечивает принудительное исполнение обязательства без обращения в суд. В законодательстве есть несколько таких положений. Это получение по некоторым обязательствам исполнительных надписей нотариусов (ст.89 Основ законодательства о нотариате), взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст.100 Семейного кодекса, ст.7 Закона об исполнительном производстве), обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения (ст.349ГК).

Теперь о втором направлении в деятельности нотариата как института превентивного правосудия. Речь о той помощи, которую нотариальная деятельность может оказать для максимального облегчения и упрощения судебной процедуры. В чем конкретно? Во- первых, как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.

Но жизнь показывает, что данная процедура оказалась весьма сложной, особенно с опротестованным нотариусом векселем. Есть на то свои причины. Поэтому предлагается ее усовершенствовать, чтобы судебный приказ, основанный на опротестованном векселе, передавался на исполнение сразу, без существующей ныне длительной процедуры разрешения этого вопроса.

Частноправовой аспект деятельности нотариата позволяет раскрыть его сущность как одного из важных институтов гражданского общества. Частный интерес (интерес конкретного индивида) не должен поглощаться интересом публичным, а, напротив, должен определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных органов и организаций. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина–обязанность государства. Данную обязанность государство выполняет посредством деятельности государственных органов или путем делегирования отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как нотариат[2].


Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Функциональная характеристика нотариата, выражающаяся в его деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, во многом предопределяет особую правовую природу нотариата.

Государство и субъекты гражданского оборота заинтересованы в обеспечении и соответствии закону своих действий, сделок, договоров, нуждаются в защите от злоупотреблений правом со стороны контрагентов и любых иных лиц. Однако государство в условиях либеральной экономики не может и не должно вмешиваться в осуществление субъектами гражданского оборота своих прав. Эффективно влиять на их действия государство может, как правило, лишь на стадии рассмотрения спора, обеспечивая право на судебную защиту уже нарушенного права. Предупредить же нарушение оно зачастую не в силах. В данном случае необходим институт, с одной стороны, обладающий достаточными властными полномочиями для обеспечения законности гражданского оборота, а с другой – не вмешивающийся произвольно в экономическую деятельность его субъектов. Граждане и юридические лица должны самостоятельно определять для себя необходимость обращения к такому институту за правовой помощью и защитой.

В этих случаях защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина вполне может взять на себя нотариат, не являющийся государственным органом.

Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина, определяющий все содержание деятельности нотариата, а так же то, что нотариат не является органом – государства, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества. Он представляет собой совокупность вне государственных и вне политических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов и их объединений, на признании прав и свобод человека высшей ценностью.

Гражданское общество – самоорганизующаяся система, но государство должно участвовать в отлаживании и совершенствовании данного механизма, чтобы найти баланс между конкурирующими частными интересами, а так же между интересами частными, с одной стороны, и коллективными, публичными – с другой.

Нотариат функционирует в той области, где взаимодействуют государство и гражданское общество. Содержание деятельности нотариата (защита субъективных прав граждан и юридических лиц), независимость и беспристрастность нотариусов при осуществлении нотариальных действий, не вхождение органов нотариата структурно в систему органов государственной власти свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского общества. Этот институт наделен публичной властью, поскольку на него возложены полномочия государства осуществлять важнейшую государственную функцию – защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


Вышеизложенные выводы имеют, на наш взгляд, достаточно весомое практическое значение, поскольку уже в настоящее время нашли свое отражение в предложениях конструирования российского нотариата по модели нотариата латинского типа[3].

Латинский нотариат (нотариат латинского типа) представляет собой систему, при которой нотариус осуществляет публичную функцию, получив от государства частицу его власти (право удостоверения, общественного доверия), но организует свою работу как лицо свободной профессии. Это своего рода разновидность деятельности творческого работника. «Свобода» нотариата исключает незаконное вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность нотариуса, создает возможность сохранения тайны нотариальных действий, способствует повышению материальной ответственности нотариусов за совершенные нотариальные действия.

Это не только позволяет переложить часть дорогостоящих функций государства по созданию и поддержанию деятельности системы юридической помощи гражданам и юридическим лицам на самофинансирующуюся систему нотариата, но и реально гарантирует высокий уровень защиты субъективных прав и законных интересов и эффективность правовой помощи, оказываемой в рамках нотариата.

Нотариат латинского типа воспринят правовыми системами большинства развитых стран мира. В 1995 г. в Международный союз латинского нотариата, существующий с 1948 г., был принят и нотариат России. Это свидетельствует о признании ценности свободного нотариата латинского типа, о положительной оценке в защите прав и свобод граждан и юридических лиц и служит еще одним доказательством наличия тенденции к постепенному переходу российского нотариата к модели нотариата латинского типа.

Наиболее полно правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечает его организация в виде профессионального сообщества нотариусов, действующего на принципах самоуправления. Именно по такому принципу организованы в России нотариусы, занимающиеся частной практикой.

До принятия в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепивших институт частнопрактикующих нотариусов, нотариат был представлен только нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Как отмечают исследователи, наличие на этапе реформирования системы нотариата двух категорий нотариусов – государственных и занимающихся частной практикой, с равными правами и обязанностями – было объективной закономерностью[4].