Файл: Формы государственного устройства(Форма государственного устройства: понятие, признаки, содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В теории государства и права, равно как и в иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государственного устройства показывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Теоретическая значимость работы вытекает из обоснования того, что как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Практическая целесообразность работы определяется возможностью определения «положительных и отрицательных» сторон той или иной формы государства в соотношении их к нашей стране.

Цель работы – анализ форм государственного устройства.

Задачи работы:

  1. Определение сущности понятия «форма государства»;
  2. Выявление причин разнообразия форм государства;
  3. Характеристика форм государственного устройства и их видов.

Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, признаки, содержание

В юридической литературе иногда высказывается предложение считать форму государственного устройства в качестве отдельного и самостоятельного, а лишь конкретизирующего дополнительного признака формы правления. При этом предлагается понимать под формой государства только форму правления[1].


Иногда наоборот, понятие «государственное устройство» употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин «политико-территориальное устройство государства»

Но большинство авторов под формой государствен­ного устройства понимают территориальную организа­цию государственной власти, взаимосвязь (соотноше­ние) государства как целого с его составными частями.

Говоря о государственном устройстве, необходимо выяснить вопрос о том, как организована территория госу­дарства, какова внутренняя структура государства, т. е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между цент­ральной и региональной властью в государстве. Государственное устройство — это организация территории государства, его территориальное деление, система отношений между центральной и региональной властями в государстве[2].

Как известно, одним из признаков государства является наличие территории. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Территория – это наиболее зримая часть государства. В ней емко ощущается такой признак, как целостность.

Целостность выступает непременным условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.

Территориальная организация государства может пониматься в двух значениях:

  • Во-первых, под территориальной организацией государства понимается само государство, как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.
  • Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношений между ними[3].

Форма государственного устройства во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как унитарными, так и федеративными[4].


Глава 2. Форма государственного устройства: виды и отличительные признаки

2.1. Унитарное государство

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция. На сегодня большинство суверенных государств унитарные[5].

История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство)[6].

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов[7].

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления[8].


Главное различие между унитарным государством и федерацией состоит в том, что территория унитарного государства непосредственно делится на политико-административные или административные единицы, а территория федерации подразделяется непосредственно на территории государственных образований – субъектов федерации.

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:

  • Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией собственные основные законы имеют субъекты федерации.
  • Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.
  • Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
  • Единая система права. Унитарные государства, как правило, характеризуются единой правовой системой и системой законодательства. Органы власти на местах обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы.
  • Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
  • Одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре.
  • Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре[9].

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Степень централизации унитарных государств неодинакова. Среди них различают:

  • децентрализованные,
  • относительно централизованные,
  • централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах все территориальные единицы – от общинного до областного уровня – являются самоуправляемыми, т.е. такие государства состоят только из политико-территориальных единиц (пример – Италия). В децентрализованных государствах органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.)[10].

Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном уровне и иногда на районном. Территориальные же единицы областного уровня являются административными, т.е. управляются из центра (Болгария, Польша).

Наконец, централизованные государства отрицают местное самоуправление вообще. Выборных органов на в них совсем (многие Тропической либо действуют формально, т.к. конституция, закон содержат гарантий самостоятельности центра социалистические [11].

В заключение отметить, в демократических часто предусмотрены гарантии целостности административных единиц, первичных и сельских равно и иные их автономии. эти имеют объем, гарантии государственной

Унитарные по в них образований на:

  • сложные.

В простых государств автономных территория государства вообще имеет деления Сингапур), состоит из территориальных единиц городов)[12].

унитарные имеют в составе или автономных Например, имеет в составе острова, которые правами, к правам федерации, тем менее, – это государство.