Файл: Формы государственного устройства(Форма государственного устройства: понятие, признаки, содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в свою подразделяются территориальную и

Территориальная — определённая унитарного в месте проживания либо народности, в силу географических иных которой право решать вопросов важности. возможность своих органов принимать законодательные вводить язык с государственным  Азербайджан,  Китай)[13].

автономия — самостоятельно часть государственной предоставлено  меньшинствам  в таким правом итальянское и меньшинства, Македонии — албанское).

автономии по причинам, цель в одна – национальные, культурные и т.п. региона, заметной религиозной, и т.д. самобытностью.

главенствующую играет в первую отдаленное региона острова заморские по

В последнее в унитарных появилась форма –

Регионалистское — сильно унитарное в котором административно единицы автономными и наделены широкими Они больше в решении вопросов, в прослеживается их с субъектами Такая в настоящее встречается в четырёх Италия, Шри ЮАР. унитарного дает более концентрации в руках и может более росту ее В то время удобна бюрократических и ее авторитарные [14].

Регионалистское имеет характерные федерации, его рассматривать специфическую форму унитаризма к происходящего в одного Все части в государствах характер автономии и правом свои избирать парламенты законодательные и ассамблеи), законодательные по вопросам. В например, 9 провинций правом свои конституции. власть обычно своего в регионе — или Однако полномочия в странах в Италии и они значительны и скорее характер; в Ланка, напротив, широки и включать наложение вето некоторые регионом В Испании за в большей осуществляется судом[15].

2.2.

Федеративное – это сложное состоящее нескольких образований[16].

– это объединение, которого элементами определенной самостоятельностью. практика договорные, договорно модели а исторический показывает, существование появление государств необходимостью в основном отношений, потребностями эффективности управления[17].

образования, в федерацию, название По субъектов государства друг друга, в США – 50 (штатов), в – 23 кантона, в – 83 субъекта, в – 25 штатов и т. д. в мире 20 федеративных есть – Россия и – Германия, и др. К относятся Малайзия, Танзания, Мексика, Австралия и

Как государственная субъектов аналогична какая на уровне. формы и государственные субъектов обычно же, и в центре[18]. федерации собственные и исполнительные а иногда и Законодательными являются или парламенты, по чем и избираемые Исполнительная также по и подобию Судебная система в федераций единой, исключением стран Канада).


создании государств решается о передаче центру экономических, управленческих и в первую тех, федеральная сможет более чем делали субъекты каждый в Одновременно и вопрос о какие сохранить субъектами а какие рациональнее совместно с [19].

Федерации рядом им признаков:

  • входящие в обладают государственности, в имеют конституцию, исполнительные и органы государственные и т.д.
  • федеральный имеет (общефедеральные) органы правительство, судебные решения по их имеют значение субъектов
  • территориальное федерации с учетом субъектов т.е. территория - это ее
  • федеральный имеет палаты, из должна интересы федерации;
  • два законов - общефедеральные и субъектов
  • двухуровневая налогов центру и федерации);
  • предметов федерации и субъектов. вопрос важен федеративного [20].

Существует видов

  1. Исключительная т.е. перечень которые решать только либо субъекты
  2. Совместная т.е. перечень в решении участвуют и и ее Совместная в разных принимает формы. может сформулирована в конкурирующей федерации и означающей, субъекты могут решения соответствующим лишь в случае, они урегулированы Совместная может и то, федерация какие вопросы в основном, рамочные а субъекты конкретизируют Наконец, в странах компетенция и ее предполагает, федерация законы соответствующим а субъекты их
  3. Остаточная т.е. не конституцией в перечня а определенная презумпции. компетенцией в странах субъекты а в некоторых – в целом[21].

способов компетенции с конкретными той иной При самостоятельности предпочтительнее способ. способ на централизации При способе, преследуется усилить остаточные передаются органам, субъектам отстоять самостоятельность, остаточные передаются Четвертый используется разному, но недостаток в множестве сложностей определению, а – реализации ведения сферы.

В с этим в конституционном федераций перечень сфер – и конкурирующей, а вопросы к исключительной субъектов.

вопросам между и ее остро проблема суверенитета с суверенностью федерации.

параллельно системы органов власти эффективно только в четкого между предметов и полномочий. так концепция «разделенного» Так, Бразилии, и некоторых стран предметы ведения и предметы ведения субъектов. В же Конституция исключительные федерации, полномочия и ее и полномочия федерации[22].


В же между и ее происходит идет усиление власти, и ее Развитие федерализма о том, преобладает к интеграции центра и при гарантиях субъектов. В же наблюдаются всплески которые место в разного развития – Канаде, Бельгии, России.

для государств также о праве т.е. праве выхода федерации. право закреплено в СССР (1924, 1936, 1977 что и формальным выхода в 1991 из СССР прибалтийских В настоящее ни государство не права за федерации. субъекты имеют выхода федерации в учебной называют государствами». показывает, такое может целостность федеративного нередко к внутригосударственному (иногда [23].

Попытки заканчивались разному. Так, в 1861–1865 гг. в силой были 11 южных заявивших о своей А Верховный США что США В Мексике штата в 1938 г. осуществить сецессии, безрезультатно. путем пресечено нескольких выйти состава в 60-х годах в. Но и успешные Например, в 1965 г. состава вышел Сингапур и город которое развивается[24].

путем реализовано сецессии Бангладеш, вышел состава и образовал государство в 1973 г. что сецессии в 1991 г. Прибалтийские

Теоретически в конституциях сецессии демократическим, если идет о наций самоопределение в построенных национальному национально признакам. это не быть и безграничным, надо права субъектов, государства целостного в том экономические, и иные сложившиеся в В свою непризнание сецессии целостность предусмотренной Помимо недопустимо субъектами эмиссии и собственных а также внутренних границ, и иных на перемещения услуг и средств[25].

у субъектов полного на территории на что законодательство свою на территорию Более в конституциях России, Мексики и закреплен федеральных в случаях между актами и субъектов

Субъекты права выступать мировой арене. права признает ними и право. В Канаде, факт штатов решениями судов государств. В названных ничего говорится о субъектов

Федеративное - это государство, части обладают политической Образуются несколькими Это происходить объединения государств в договора о объединения. же в присоединения либо новых к государству с или за признаков государственности. союзное может из государства в случае, автономные административно единицы в повышения статуса обладателями политической [26].

По образования федерации

  • Территориальная (административная) — государство, в все его образованы географическим, экономическим и особенностям Бразилия,
  • Национальная — федеративное составные которого по лингвистическому критерию основе в них народов. Индия, в СССР и
  • Национально федерация — федеративное в основу которого и территориальный, и принципы субъектов. К в составе присутствуют образованные национальному (республики, округа, область), и образованные административно признаку области, федерального [27].

По образования федерации

  • Конституционная — федерация, в результате унитарного в основе лежит принятая В конституциях федераций, правило, принцип целостности и субъекты не права выхода состава например, Германия,  Россия).
  • федерация — федерация, в результате государств, самостоятельно, осознавшими государственного для регулирования интересов основе договора. ОАЭ,
  • Смешанная (конституционно — государство, в процессы и объединения параллельно, в чего в государства одновременно договорный, и конституционный образования [28].

В зависимости правового субъектов выделяют:

  • федерация — в основу которой полное субъектов однородных природе и по Субъекты федерации одинаковое (земли, одинаковую органов власти и отличаются либо особенностями статуса. федерация идеальным так в основу положено субъектов, по и равных статусу.

В время симметричных государств не В мировой наблюдаются развития в классически федерациях. в тех где только категория частей земли в Австрии, эмираты в ОАЭ), присутствуют некоторые элементы асимметрии. Специалисты считают, что Эфиопия, провозгласившая себя по Конституции 1994 г. абсолютно симметричной федерацией, может лишь какое-то время просуществовать в таком виде.

  • Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий. Асимметричными федерациями являются Индия, Танзания, Канада.

В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии:

  • К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, т. е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау).
  • Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации (ч. 1 ст. 5) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.
  • Третья разновидность – так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований. Это федерации, в которых все их субъекты признаются однородными по природе и статусу. В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила, не касающиеся различий государственного устройства. (США, Германия, Австрия, Бразилия, Швейцария и др.)

Федерации делят также на децентрализованные и централизованные. Централизованной является федерация, в которой общенациональные интересы превалируют над интересами отдельных ее субъектов.

В децентрализованных федерациях в основу положен принцип субсидиарности, смысл которого состоит в признании идеи самоуправления составных частей федерации как основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами. В современных децентрализованных федерациях наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации, прежде всего в сферах экономики и социальной политики.

Глава 3. Формы межгосударственных образований

Различные виды объединений государств (конфедерации, содружества, сообщества и т.д.) являются формами межгосударственных, международных объединений государств, но они рассматриваются в учебной литературе вместе с внутренней территориальной организацией государства.

Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства[29].

Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государства: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституций и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т.д. Субъекты конфедераций не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты рекомендательного характера, Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами – участниками объединения из взносов и в размерах, установленных соглашением сторон и др[30].