Файл: Состав и свойства вычислительных систем. Информационное и математическое обеспечение вычислительных систем.(Основные виды обеспечения вычислительных систем).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СОСТАВ И СВОЙСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
2.1. Основные виды обеспечения вычислительных систем
2.2. Информационное обеспечение вычислительных систем
2.3. Внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение
2.4. Системы документооборота информационных потоков
Внутримашинное ИО представляет собой совокупность всех видов информационных файлов системы, расположенных на машинных носителях. В состав внутримашинного ИО входят файлы:
■ с текущими данными о состоянии управляемых объектов;
■ нормативно-справочной информации;
■ с данными, поступающими из внешней среды;
■ с накапливаемыми данными за определенный промежуток времени и др. В зависимости от уровня развития ИО системы внутримашинная информационная база может быть организована в виде:
■ локальных файлов, ориентированных на конкретную задачу или комплекс функциональных задач;
■ баз и банков данных, осуществляющих интегрированное хранение, накопление, поиск, корректировку и выдачу информации для всей информационной системы экономического объекта;
■ баз знаний, которые, помимо данных о предметной области, содержат еще и правила их использования для принятия управленческих решений.
В отличие от локально организованных информационных файлов, базы данных основываются на принципах интегрированного пользования информации в системе, что позволяет:
■ сократить избыточность в хранимых данных;
■ устранить противоречивость хранимых данных;
■ совместно использовать данные для решения большого круга задач пользователей, в том числе новых задач;
■ обеспечить удобство доступа к данным;
■ обезопасить данные, хранимые в базе на основе их централизованной защиты;
■ обеспечить независимость данных от программ. Дальнейшим развитием внутримашинного ИО является создание баз знаний. На основе баз знаний разрабатываются экспертные системы для решения конкретных проблем и задач в различных отраслях человеческой деятельности, в том числе в управлении.
2.4. Системы документооборота информационных потоков
Значительную долю информационного обеспечения составляют различные документы, содержащие как сведения о производственно-хозяйственной деятельности объектов управления, так и результатные данные для принятия управленческих решений. Документы могут быть представлены в бумажном виде или в электронной форме.
Под документом понимается определенная совокупность сведений, отражающих состояние экономической системы, зафиксированных на бланке установленной формы и имеющих юридическую силу. К числу функций, реализуемых документом, можно отнести регистрацию событий в системе, обработку, хранение и передачу информации; тем самым обеспечивается многофункциональность документа. Юридическая сила документа обеспечивается наличием подписи должностного лица (лиц), ответственного за достоверность информации, содержащейся в документе. Система документации представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, регулярно используемых в ЭИС.
В ЭИС используется большое количество документов, которые можно классифицировать по ряду признаков, например:
- по отношению к входу и выходу системы различают входные (первичные) и выходные (отчетные) документы;
- по отношению к системе в целом — внешние и внутренние документы;
- по срокам представления — регламентные (для которых определен срок исполнения и предоставления) и нерегламентированные (документы, исполняемые по запросам);
- по периодичности — годовые, квартальные, месячные и др.;
- по содержанию хозяйственных операций — материальные, денежные и расчетные.
Среди всего многообразия документов особо можно выделить первичные документы, так как от правильного их оформления и содержания зависит эффективность функционирования системы для принятия оперативных управленческих решений. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции хозяйственной деятельности объекта, должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно. Они оформляются на типовых бланках, бланках типовых межведомственных форм или на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами. При необходимости экономический объект (предприятия, организации, банки, страховые компании и т.д.) может сам разрабатывать документы специфических форм, которые утверждаются руководством. К первичным документам относятся акты, счета, ордера, накладные и другие документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции, ее юридическую законность.
Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (формы), код формы;
- дата составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание операции;
- измерители операции (в количественном и стоимостном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Таким образом, при разработке информационного обеспечения к документам предъявляется ряд требований по их форме (стандартная форма построения), содержанию (минимизация показателей, исключение дублирования), порядку заполнения и пригодности к автоматизированной обработке на конкретных экономических объектах и на различных уровнях управления.
Единство требований и создает унифицированную систему документации. Унифицированная система документации (УСД) представляет собой рационально организованный комплекс взаимосвязанных форм документов и процессов документирования данных, отвечающих единым правилам и требованиям документооборота, и является средством реализации информационных процессов документированного обмена данными.
УСД разрабатывается на различных уровнях управления (государственном, отраслевом, региональном) и призвана обеспечивать единство терминологии, сопоставимость экономических показателей, однозначность описания реквизитов и показателей.
В УСД выделяются три основные группы документов:
- управленческие, содержащие информацию для решения конкретных задач;
- организационно-методические, регламентирующие разработку унифицированных форм по единым требованиям и правилам;
- унифицированные формы документов (альбом документов) с инструкциями по их заполнению.
Среди перечисленных групп можно выделить следующие виды документации: учетная, финансовая, отчетно-статистическая, организационно-распорядительная, банковская и др. Каждому документу присвоен код в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД), в котором указаны наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в унифицированные системы документации.
Применение УСД позволяет:
- значительно сократить объем первичных документов с целью построения рационального документооборота и упрощения обработки данных в ЭИС;
- обеспечить стандартизацию и единообразие оформления документов;
- использовать единые стандартные формы документов на различных уровнях управления;
- устранить дублирование данных в документах;
- использовать минимальное количество данных, исключая из документов расчетные показатели;
- обеспечить однократность ввода и многократное использование данных в ЭИС;
- употреблять единую терминологию для всей документации, что обеспечивает простоту и удобство при использовании.
В соответствии с требованиями унификации и стандартизации документации документы должны иметь стандартную структуру, состоящую из следующих трех основных частей:
- заголовочная, где указываются наименование объекта, его характеристики (например, код по ОКУД) и наименование документа, зона для проставления кодов, постоянных для документов реквизитов-признаков;
- содержательная часть, которая строится, как правило, в виде таблицы;
- оформительская часть, содержащая подписи юридических лиц и дату заполнения документа.
При проектировании документов нужно соблюдать следующую последовательность: выделить от заголовка до подписи состав реквизитов; определить форму документа; разделить документ на зоны (общую, содержательную, оформительскую); определить принадлежность реквизитов к каждой зоне; увязать первичные документы между собой с целью исключить дублирование реквизитов; согласовать формы первичных документов с машинными носителями или с формами передачи и ввода данных; подготовить эскиз документа; рассчитать размеры документа и выбрать стандартный формат; изготовить бланки в типографии.
Таким образом, использование унифицированных типовых документов повышает эффективность функционирования ЭИС.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы от источников возникновения к ее получателям. Причем информация передается в виде отдельных первичных документов, массивов первичных документов или файлов, передаваемых на машинных носителях или по сети.
Построение схем информационных потоков позволяет усилить контроль исполнительской дисциплины и обеспечивает исключение дублирующей и неиспользуемой информации, классификацию и рациональное представление информации, оптимизацию путей прохождения документов и их рациональную обработку.
Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру экономического объекта.
В документообороте организации можно выделить следующие потоки документов: входящие (директивные документы, законодательные акты, нормативные документы, договоры, контракты и др.), внутренние и исходящие (отчетные документы и др.). К потоку внутренних документов относятся бухгалтерские, финансовые и другие документы, а также «канцелярские» (приказы, письма, инструкции и пр.), которые представляют собой электронный офис.
При проектировании схем информационных потоков особое внимание уделяется организации документооборота, т.е. маршрутам движения документов в системе от момента выполнения первой записи до сдачи их в архив.
До внедрения новых информационных технологий практика документооборота была сложна и весьма громоздка, что объясняется наличием многообразия форм документов, многократностью их прохождения через одни и те же службы, дублированием информации в документах.
Современные технологии предполагают автоматизацию управления документооборотом, что значительно реорганизует маршруты движения документов и, следовательно, упорядочивает информационные потоки в системах.
2.5. Математическое обеспечение вычислительных систем
Все методы формализации задач управления, в том числе и те, на основе которых строится рациональная эксплуатация технического обеспечения информационных систем, принято называть математическим обеспечением.
Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем). К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Математическое обеспечение является составной частью программного обеспечения ИС. Прикладные и обеспечивающие программы формируются, прежде всего, на базе математических методов. В тех случаях, когда для решения той или иной актуальной задачи не удается подобрать математический метод, используются эвристические алгоритмы.
При этом следует помнить, что каждый из методов может быть применен для решения различных по специфике задач пользователей. И наоборот: одна и та же задача может решаться с помощью различных методов. Весь набор математических алгоритмов, использующихся для решения экономических задач, принято называть экономико-математическими методами. Важнейшие экономико-математические методы представлены в виде некоторых укрупненных группировок:
Линейное программирование – линейное преобразование переменных в системах линейных уравнений. Сюда следует отнести: симплекс-метод, распределительный метод, метод разрешающих множителей, статический матричный метод решения материальных балансов.
Дискретное программирование представлено двумя классами методов: локализационные и комбинаторные методы. К локализационным относятся методы линейного целочисленного программирования. К комбинаторным – метод ветвей и границ, который используется для построения графиков производства и т.п.
Математическая статистика применяется для корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализов экономических явлений и процессов. Корреляционный анализ применяется для установления тесноты связи между двумя или более стохастически независимыми явлениями или процессами.
Регрессионный анализ устанавливает зависимость случайной величины от неслучайного аргумента. Дисперсионный анализ используется для установления зависимости результатов наблюдений от одного или нескольких факторов в целях выявления важнейших. Методы математической статистики используются также для прогностических экономических расчетов.
Динамическое программирование применяется для планирования и анализа экономических процессов во времени. Динамическое программирование представляется в виде многошагового вычислительного процесса с последовательной оптимизацией целевой функции. Сюда следует отнести и имитационное моделирование.