Файл: Проблема личности в социальной психологии(Особенности личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности.

Все социальные образования невозможно представить без человека, его активной творческой деятельности, одним из последствий которой и выступают социальные сообщества. Ведь именно человек, как существо социальное, на основе социальных связей и взаимодействия создает группы, коллективы, объединения, а в дальнейшем и сообщества – центральные ячейки его жизнедеятельности в социокультурном пространстве.

Нередко используется словосочетание «социология личности» – это одна из специальных социологических теорий, предметом исследования которой является личность как объект и субъект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с социальными сообществами. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо- и микросреду, делает их полем своей творческой активности и ячейками развертывания внутренних потенций.

Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире прежде всего как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как устоявшуюся целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств, и тому подобное. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения по большей части иррациональны и непостижимы.

В отличие от этих наук социальная психология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способного к значительным социальным адаптациям, но в то же время выделяет в человеке социально-типичные характеристики – черты, которыми наделены определенные типы людей.

Далее, социальный психолог исследует человека в первую очередь как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социальную психологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социального сообщества, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.


Следовательно, как видим, специфика социально-психологического подхода к изучению человека заключается в выяснении, в первую очередь, того в человеке, что непосредственно связано с социальной жизнью, включенностью человека в систему социальных отношений, – то есть не его биологические или психические особенности, а сугубо социальные характеристики.

Цель работы – раскрыть проблемы личности с точки зрения социальной психологии.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;
  • исследовать проблемы личности в социальной психологии;
  • изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;
  • провести эмпирическое исследование.

Объектом исследования – личность как социально-психологический. феномен.

Предмет исследования – методики исследования проблем личности.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

При написании теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза. В результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна.

Структура исследования состоит из введения, трех глав и заключения.

1 Особенности личности в социальной психологии

Социальная психология – наука о взаимосвязи социального и психического, их взаимодействии, взаимозависимости, взаимовлияния на уровне отдельного человека, общности; о социально-психологических явлениях, которые возникают в процессе социального взаимодействия и характеризуют индивида и группу [19, с. 50].

Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей [12, с. 15].

Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа. Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой «личность» [5, c. 384].


В настоящее время сложился целый ряд направлений в понимании феномена личности: биологическое, социологическое, индивидуально-психологическое, социально-психологическое и др. В соответствии с первым направлением развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности.

С позиций социологического направления личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. Основной недостаток этого направления заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности [19, с.24].

С точки зрения индивидуально-психологического направления на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.п. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность» [1, с.264].

Специфика социально-психологического направления к пониманию личности заключается в следующем:

  • объясняет механизмы социализации личности;
  • раскрывает ее социально-психологическую структуру;
  • позволяет данную структуру характеристик личности, и влиять на нее;
  • позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.

По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества.

К. Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.

По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. Агрессию Адлер рассматривал как средство для преодоления препятствий.

Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.

Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль.


Психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Лазурский разделял психику личности на эндопсихику (совокупность психических элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихику, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Фундаментом личности, являются отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо– и экзопсихическими ее проявлениями. В. Н. Мясищев рассматривал человека как ансамбль общественных отношений;

Теория установки Д. Н. Узнадзе основывается на том, что поведение субъекта вытекает из наличия у него потребностей и соответствующей ситуации, которые вызывают развитие у него установки особого состояния склонности, направленности, готовности к совершению определенных действий.

Итак, личность (с точки зрения социальной психологии) – это, во-первых, индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, и формирующееся в совместной деятельности и общении.

три главных составляющих:

1) индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Это отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки природной ограниченности, способное посредством орудий и знаков овладеть собственным поведением и психическими процессами;

2) персона – образуется социально-типическими образованиями личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения;

3) индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого, т.е. это индивид как субъект своего жизненного пути, уникальная, самобытная личность, реализующая себя в жизнетворчестве. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное – это оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярче, других – менее заметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической жизни человека. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее [15, с. 296].

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. При этом данное взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности.


Выводы по главе 1

Задачей теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания социальной психологии является необходимость раскрытия структурной сложности личности, которая является одновременно субъектом и объектом социальных отношений. В то же время личностные характеристики рассматриваются в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных отношений (например, в национальной, классовой, профессиональной специфике специфики; в социально-исторических формах проявления деятельности; в культурных моделях самости). – сознание и т. д.).

В то же время, человек рассматривается как форма социальной сущности человека, который приобрел, социальные влияния в процессе социализации и реализован в определенных группах и определенных видах деятельности. В целом социально-психологический подход к изучению личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблемами малой и большой группы, но представлен как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.

2 Социализация и социальная регуляция личности как основные проблемы личности в социальной психологии

2.1 Понятие социализации личности

Понятие социализации личности было введено в социальную психологию в 40-50 годы XX в. в работах А. Бандуры и Д. Кальман.

Социализация – исторически обусловленный процесс деятельности и общения, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ее течение происходит в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на личность (иногда противоположно направленных) факторов общественной жизни. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта [25, с. 154].

Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности: деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит постоянное расширение опыта человека, то есть освоение им новых видов деятельности, выявление значительных ее аспектов, личностный выбор и подчинения других видов деятельности основном. В сфере общения происходит расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. Именно межличностное общение способствует формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В сфере самосознания происходит становление «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает мгновенно как простой перечень характеристик, а формируется постепенно, пока личностью не поймет себя как целостность, самость. Культура влияет на восприятие «Я», в частности, психология западных культур предполагает, что жизнь может быть богаче, если определить свои способности и поверить в себя. Сначала следует полюбить себя, чтобы полюбить других. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.