Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Вопрос о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при определении содержания вида содействия различные авторы употребляют по отношению к содействию различные глаголы, например такие, как "оказывается", "осуществляется", "устанавливается" (все-таки содействие, наверное, "оказывается", а не иначе).

П.И. Ивановым предлагалось под содействием граждан оперативным подразделениям ОВД понимать особый вид деятельности, осуществляемый на основе законодательных и иных нормативных правовых актов посредством привлечения граждан с их добровольного согласия к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях получения оперативно значимой информации о подготавливаемых либо совершаемых преступлениях и лицах, причастных к ним[7].

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что в юридической литературе пока отсутствует единство во мнении в части определения понятия "содействие граждан". Однако представляется, что у специалистов в области теории ОРД органов внутренних дел есть все-таки определенный интерес к стремлению выработки наиболее приемлемой дефиниции понятия "содействие граждан". Это необходимо как для теории, так и для практики осуществления ОРД.

Вопросам содействия граждан в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" отведена гл. IV "Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность". В то же время анализ полного текста Закона позволяет сделать вывод, что терминология, относящаяся к вопросам содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, содержится и в других главах и имеет некоторые отличия между собой. Рассмотрим их.

В статье 5 "Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" отмечается, что в целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию запрашиваемую информацию за исключением сведений о лицах, в том числе оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В статье 6 "Оперативно-розыскные мероприятия" идет речь о том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи, используя помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

В статье 8 "Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий" говорится об использовании помощи лиц, оказывающих содействие.

В статье 12 "Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность" находим упоминание о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.


В статье 13 "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность" прописывается, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям, в том числе и органов внутренних дел Российской Федерации. Из статьи 14 "Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность" видим, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусматриваются в ст. 15.

В частности, в ней определено, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Статья 17 полностью посвящена вопросу содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а ст. 18 - социальной и правовой защите граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Анализ текста Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" позволяет сделать вывод, что используемая в нем терминология, относящаяся к вопросам содействия граждан органам внутренних дел, включает в себя следующие термины: "лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе" - ст. ст. 5, 12, 21; "граждане, оказывающие помощь с их согласия на гласной и негласной основе" - ст. 6;

"лица, оказывающие содействие" - ст. ст. 8, 14; "безвозмездно либо возмездно сотрудничающие лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе" - ст. 15; "содействие граждан" - ст. ст. 17, 18; "лица изъявившие согласие содействовать по контракту" - ст. 18.

Для того чтобы иметь более полное представление о существующей терминологии в части, касающейся темы содействия граждан органам внутренних дел, необходимо обратить внимание и на текст ФЗ "О полиции".

Данный Федеральный закон регламентирует вопрос о содействии граждан оперативным подразделениям ОВД в п. 34 ст. 13 "Права полиции". Данная норма предусматривает, что органы внутренних дел могут устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе. Представляется, что в данном случае законодатель продублировал ст. 15 "Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".


Исходя из положений двух выше указанных Федеральных законов автором статьи предлагается следующая дефиниция содействия граждан органам внутренних дел: содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел (полиции) и сотрудничество с ними - это осуществляемое на безвозмездной или возмездной основе, гласное или негласное (конфиденциальное) участие отдельных граждан, с их согласия, в подготовке или проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на выполнение задач ОРД.

1.2 Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности

Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые детализируют указанный закон применительно к специфике своего ведомства.

Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Но это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Поэтому, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности только возможна при обоюдном согласии.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а при необходимости в последующем может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение на гласной основе отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий[8].


Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно - розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Таким образом, среди общих условий выделяют две группы: основные (обязательные);  факультативные.  Известны три условия, которые выработаны теорией или нормативно закреплены в Федеральном Законе об ОРД.

Во-первых, к участию в ОРД можно привлекать только физическое лицо, но не юридических лиц, каких-либо общественных организаций и т. п.

Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе. Не разрешается привлекать граждан на “общем собрании”, одновременно двух и более лиц.

В-третьих, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального Закона об ОРД требуется согласие лица к привлечению к участию в оперативно-розыскной деятельности с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества[9].

При даче согласия лицо должно действовать с пониманием, умышленно. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия (интеллектуальный момент согласия). Вместе с тем желание лица (волевой момент согласия) может быть выражено как непосредственно (т. е. активно желает сотрудничать с оперативно-розыскным органом), так и опосредственно (пассивно, т. е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при чем его воля при этом направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения). 


Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.). Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить и от оперативника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо самостоятельно, и решение должно быть выражено не двусмысленно, а утвердительно. Для получения согласия у любого лица оперативники (оперативные органы) не вправе использовать физическую силу или психологическое насилие.

Факультативными условиями называются потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе. Первым из этих условия является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества.

Глава 2. Проблемные аспекты содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1 Некоторые проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

При анализе практики противостояния криминальным проявлениям показывает, что более половины преступлений общеуголовной и экономической направленности раскрывается с помощью содействия или сотрудничества граждан и иных лиц.

Однако, как правило, гражданин проявляет не меньшую озабоченность укреплением общественного порядка и общественной безопасности в местах его проживания или нахождения, а также его близких и знакомых, чем представители государственных органов и имеет естественное право на содействие в данном вопросе государству.

Это положение нашло отражение в ч. 5 ст. 2 и ч. 4 ст. 4 Ф3 «О безопасности»[10], где закреплен статус отдельных граждан как субъектов безопасности. Граждане обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с российским законодательством, принятом в пределах их компетенции в данной сфере.