Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Вопрос о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стандарты оценки данных, полученных от названных граждан, должны быть более строгими, чем в случаях с заявителями или жертвами преступлений; они основываются на требовании определенных ограничений для проведения ОРМ и использования полученных результатов с целью исключения злоупотреблений.

Фактически речь идет о разграничении функциональной активности граждан настолько, насколько это возможно в целях расследования. Если информатор — это лицо, собирающее необходимые для государственных органов сведения, то его участие при проведении ОРМ должно быть ограничено. Необходимо избегать ситуаций, когда одно лицо одновременно является информатором, участником ОРД (в роли взяткодателя или покупателя наркотических веществ) и заявителем о преступлении.

Безусловно, такой подход не должен препятствовать доступу лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, к правосудию в случаях, когда в отношении этих лиц совершается преступление. Наличие устойчивых связей с гражданами, содействующими органам, осуществляющим ОРД, приводит к необходимости дополнительной, документально фиксируемой проверки получаемой от них информации. Это необходимо для исключения сомнений в законности действий правоохранительных органов, а также для обеспечения безопасности граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам. Кроме того, дополнительная проверка информации со стороны другого органа или ведомства, не проводящего оперативное мероприятие, позволит нивелировать проблему малой информативности при принятии решений о проведении ОРМ в форме оперативного эксперимента и проверочной закупки.

Особое значение это положение приобретает в ситуациях, когда лицо, в отношении которого проводилось ОРМ, до этого не попадало в круг интересов сотрудников правоохранительных структур, а информация, полученная из источников, не подлежащих раскрытию (например, тайных информаторов), легализуется посредством рапортов. Такой способ получения информации о преступной деятельности должен рассматриваться исключительно как «показания с чужих слов» (hearsay), т.е. в качестве показаний лица, которые основываются не на собственных знаниях, а на информации, полученной от третьих лиц. Безусловно, невозможность раскрытия источников оперативной информации продиктована спецификой данного рода деятельности, состоящей прежде всего в потенциальной опасности для лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами. Однако именно предъявление более жестких требований к стандартам доказывания является одним из принципиальных различий ОРД и уголовного судопроизводства, указывающих на невозможность слияния двух разных по природе видов деятельности. Пресечение практики, связанной с вовлечением лиц, содействующих ОРД, в уголовный процесс в качестве заявителей, в совокупности с дополнительной, документально фиксируемой проверкой информации, полученной из «тайных источников», позволит не только существенно снизить фиксируемые судами Российской Федерации провокации при проведении ОРД, но и защитит правоохранительные органы от необоснованных обвинений в провокационных действиях, предоставив дополнительные механизмы подтверждения обоснованности принимаемых государственными органами решений.


Таким образом, необходимость дифференциации правового положения процессуального статуса заявителя и статуса лица, содействующего органам, осуществляющим ОРД, обусловлена наличием правоотношений между правоохранительными органами и содействующими лицами, что, в свою очередь, требует осмысления и дальнейшей разработки вопросов, связанных с установлением пределов допустимого поведения сотрудников, проводящих ОРМ.

Заключение

В заключение курсовой работы, отметим, что поставленная в работе цель достигнута, задачи, стоящие перед нами выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Во-первых, содействие граждан оперативным подразделениям ОВД в борьбе с преступностью находит свое проявление в различных видах, каждому из которых свойственна своя специфика, обусловленная различными критериями, лежащими в основе их классификации. Так, в зависимости от этапа, на котором находятся оперативные подразделения ОВД при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), граждане могут привлекаться к содействию для подготовки проведения данных мероприятий либо для непосредственного участия в их проведении. В зависимости от наличия или отсутствия у ОВД сведений о содействующем лице содействие может быть личностно определенным или анонимным. Личностно определенный вид содействия предполагает наличие у ОВД установочных данных о лице, оказывающем содействие. При анонимном же содействии ОВД сведениями о таком лице не располагают.

Во-вторых, содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

К сожалению, закон не дает определения понятиям содействия и сотрудничества, видимо полагаясь на правильное смысловое понимание правоприменителей и не желая ограничивать многообразие проявления содействия граждан в борьбе с преступностью. Поэтому нельзя избежать различных толкований этих понятий.

Более того, на сегодняшний день нет четкости в социально-правовой защите лиц, которые добровольно эпизодически «поставляют» оперативным подразделениям оперативно значимую информацию, при этом в ряде случаев конкретно рискуя своей жизнью и жизнью своих близких.

Системные изменения в правовом регулировании содействия граждан и иных лиц обеспечению общественной безопасности позволят на основе повышения их социально-правовой защищенности в сфере ОРД поднять социальную активность в вопросах противодействия преступным проявлениям в обществе.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 – ФКЗ)//Рос. газета. – 2014. – № 163. – 23 июл.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ.-2001.-№52.-Ст.4921.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).
  5. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).
  6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.
  7. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).
  8. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ Министра внутренних дел РФ от 19 июня 2012 г. N 608 (ред. 29.06.2016) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

Литература

  1. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2013. -№ 2.- С. 14 – 20.
  2. Буткевич С.А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики / С.А. Буткевич // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. -2015. -№ 4(30) – С.2-9.
  3. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.170-173.
  4. Дударенко В.В. Тактический прием засады: разграничение с провокацией преступления // Бизнес, Менеджмент и Право. -2015. -№ 1. -С. 165 - 169.
  5. Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. -2014.- № 1. -С. 36 - 40.
  6. Зенкин А.Н. Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями / А.Н. Зенкин // Законность.- 2017.- № 1.- С. 61 - 63.
  7. Иванов П.И. Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. -2013.- № 1 (25). -С. 39 - 42.
  8. Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности / Г.А. Кокурин // Бизнес, Менеджмент и Право.- 2017.- № 1.- С. 93 - 97.
  9. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // Вестник Брянского государственного университета.-2013.-№4.- С.19-23.
  10. Лобанов М.А. Некоторые проблемы регулирования Федеральным законом «О полиции» отношений в сфере ОРД // Законы России: опыт, анализ, практика. -2013.- № 3. -С. 25 - 29.
  11. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений // Журнал российского права. -2015. -№ 7.- С. 97 - 105.
  12. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. -М.: ИЗиСП, 2016.- 144 с.
  13. Ревина И.В. Безопасность лиц, содействующих правосудию: проблемы обеспечения (Институт безопасности личности в уголовном процессе России: проблемы теории и практики) // Российский следователь.- 2013. -№ 19.-С.12-14.
  14. Семыкина О.И. Провокация преступлений со стороны правоохранительных органов: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Журнал российского права.-2013. -№ 7. -С. 71 - 81.
  15. Смирнов В.А. Вопросы комплексного применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств в противодействии организованной преступности / В.А. Смирнов // Российский следователь. -2014.- № 9. -С. 22 - 25.
  16. Супрун С.В. Оперативно-розыскная форма досмотра при проведении ОРМ "проверочная закупка" нуждается в регулировании нормами ФЗ "Об ОРД" // Российский следователь. -2013.- № 5.- С. 34 - 38.
  17. Сухаренко А. Сотрудничество с полицией нынче в цене // ЭЖ-Юрист. -2012.- № 19.- С. 1, 4.
  18. Фильченко А.П. Компромисс как метод уголовно-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013.- № 2.- С. 251 - 259.
  19. Чурилов Ю. "Помощники" следствия // ЭЖ-Юрист.- 2012.- № 48.- С. 13.
  20. Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник / А.А. Шамардин.- М.: Юрист, 2015. - 384 с.




 

  1. Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности / Г.А. Кокурин // Бизнес, Менеджмент и Право.- 2017.- № 1.- С. 94.

  2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.

  3. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ Министра внутренних дел РФ от 19 июня 2012 г. N 608 (ред. 29.06.2016) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

  4. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2013. -№ 2.- С. 15.

  5. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.171.

  6. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. -М.: ИЗиСП, 2016.- С.46.

  7. Иванов П.И. Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. N 1 (25). С. 40.

  8. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // Вестник Брянского государственного университета.-2013.-№4.- С.20.

  9. Семыкина О.И. Провокация преступлений со стороны правоохранительных органов: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Журнал российского права.-2013. -№ 7. -С. 73.

  10. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

  11. Чурилов Ю. "Помощники" следствия // ЭЖ-Юрист.- 2012.- № 48.- С. 13.

  12. Ревина И.В. Безопасность лиц, содействующих правосудию: проблемы обеспечения (Институт безопасности личности в уголовном процессе России: проблемы теории и практики) // Российский следователь.- 2013. -№ 19.-С.13.

  13. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

  14. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

  15. Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. -2014.- № 1. -С. 39.