Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД(Правовая регламентация ОРД в Российской Империи (XVIII в.- начало XX в.)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможность осуществления ОРД была закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе 1923 г. В ст. 93 УПК РСФСР предусмотрел возможность реализации ОРД в случаях поступления анонимных заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Анонимные заявления в большинстве случаев являлись не чем иным, как сообщениями о преступлениях. Поэтому сотрудники активно приобретали и использовали источники оперативной информации, сочетая их порой с собственным внедрением в криминальные сообщества[22, с. 149].

В середине 30-х гг. назрела объективная необходимость дальнейшей специализации оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, и разделения полномочий и функций ведущих служб. В целях организации оперативного обслуживания тюрем и колоний отдела мест заключений УНКВД СССР в мае 1935 г. были созданы три отделения в составе отдела мест заключений. Общее оперативное руководство этой работой было возложено на ГУЛАГ. В марте 1937 г. была создана служба БХСС, которой при активном содействии уголовного розыска предписывалось осуществлять борьбу с такими преступлениями, как хищения, спекуляция, взяточничество. Основная часть должностных обязанностей вновь образованных специализированных подразделений милиции была передана из ВЧК - ОГПУ - НКВД. Сотрудники службы БХСС наделялись широкими полномочиями и обязывались вести активную деятельность по предупреждению и выявлению преступлений, хищений, различных махинаций и злоупотреблений в экономической сфере [22, с. 150].

Легализацией ОРД можно считать принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, где в ст. 29 органам дознания предписывалось осуществление необходимых мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Это позволило весьма эффективно осуществлять ОРД. Данная норма Основ была конкретизирована в УПК РСФСР (ст. 118), в которой указывалось, что «на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших [22, с. 152]».

Толчком для дальнейшего совершенствования правового регулирования ОРД высшими органами исполнительной власти государства и ведомственного нормативно-правового регламентирования послужило издание в июне 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР Указа «Об основных правах и обязанностях советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем подтверждалось право специальных подразделений милиции осуществлять оперативно-розыскные меры [26, с. 112].


В последующие годы ведомствами, реализующими оперативно-розыскные функции, был принят ряд нормативно-правовых актов, детализировавших порядок, условия и процедуру осуществления ОРД. Указанные документы отражали основные тенденции в ОРД того времени.

Особый акцент в ведомственных нормативных актах, регламентировавших содержание ОРД, делался на необходимость обеспечения адекватного анализа и оценки ее эффективности, соблюдения контроля и законности в действиях ее субъектов, совершенствования материальных стимулов, повышения эффективности обмена оперативной информацией между службами, создания автоматизированных банков данных и т. д.

Несмотря на устоявшуюся практику ведомственного регулирования ОРД, в конце 80-х - начале 90-х гг. были созданы реальные предпосылки для ее регулирования в открытом законодательном акте.

Осознавая необходимость и своевременность нормативно-правового регулирования ОРД, Верховный Совет СССР 12 июня 1990 г. принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», который разрешил органам дознания проводить оперативно-розыскные мероприятия и использовать их результаты по уголовным делам после уголовно-процессуальной проверки, а в марте 1992 г. был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», являющийся первым законодательным актом, в котором открыто регламентировались общие положения оперативно-розыскной деятельности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, их перечень, гарантии соблюдения прав граждан при ее осуществлении, контроль и надзор за этим видом деятельности и др.

Принятие Закона послужило мощным импульсом для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности.

1.3 Правовые основы ОРД на современном этапе (с марта 1992 г. по настоящее время)

Термин «оперативно-розыскная деятельность», зародившись в Советском Союзе, так и не вышел за пределы его государственной границы. Даже в бывших социалистических странах он не нашел широкого применения и употреблялся лишь в международных межведомственных соглашениях МВД СССР и межведомственной переписке отечественных правоохранительных органов с зарубежными коллегами. Еще в преддверии принятия закона об оперативно-розыскной деятельности во ВНИИ МВД СССР отмечали, что в капиталистических и социалистических странах термин «оперативно-розыскная деятельность» отсутствует. 


С распадом социалистического содружества, а затем и Советского Союза термин «оперативно-розыскная деятельность» используется только в законодательстве государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в т. ч. и стран Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии. При этом объем содержания, вкладываемого в термин «оперативно-розыскная деятельность», в законодательстве даже этих государств не всегда совпадает. Данное обстоятельство свидетельствует об условном, субъективном характере самого термина «оперативно-розыскная деятельность» и возможности его замены термином, более точно отражающим сущностные характеристики этого феномена. Рассматривать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности вне связи с таким базовым понятием, как безопасность во всех ее видах, малоперспективно. Несмотря на то что различные государства на протяжении многих веков заняты обеспечением безопасности и правопорядка, а сама эта деятельность находится в центре внимания не только юристов, но и ученых самых различных специальностей, в современной отечественной и иностранной научной литературе отсутствуют единое понимание и трактование основополагающих терминов. Специалисты отмечают, что появившийся еще в XII в. термин «безопасность» постепенно трансформировался из философско-этического понятия в правовое. Уже в XVIII в. Томас Гоббс писал, что обеспечение безопасности является главной целью государства. Современный исследователь С. А. Воронцов приходит к обоснованному выводу о том, что «к XIX в. сложились две основные концепции обеспечения безопасности. Первая имела в своей основе постоянный и тотальный надзор за гражданами со стороны политической полиции, наделенной широкими полномочиями, позволяющими вмешиваться во все сферы жизни общества, зачастую нарушая права и свободы личности. Вторая отражала буржуазные отношения и сводилась к тому, что государство обязано создавать условия для безопасности и благосостояния своих граждан и достигать подобного состояния за счет инициативы каждого из них» 

В начале XX в. появляется широко известный сегодня термин «национальная безопасность», используемый не только юристами, но политологами, историками, специалистами в области международных отношений и многими другими. В постсоветское время этот термин стал применяться в нашей стране не только на доктринальном уровне, но и в законодательстве. В отечественном законодательстве определение понятия «национальной безопасности» первоначально было дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а затем в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В настоящее время под национальной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». 


Впервые термин «национальная безопасность» был использован Президентом США в начале XX в. в послании Конгрессу с обоснованием необходимости захвата Панамского канала. 

Закон об ОРД сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах). 

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ актуализировало проблему реализации ее положений, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Положения действовавшего тогда Закона об ОРД не в полной мере вписывались в соответствующие конституционные нормы, что вызывало тревогу у законодателей, юристов, широкой общественности и послужило основанием для его приведения в соответствие новой Российской Конституции.

В этой связи в августе 1995 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в новой редакции. Данный Закон позитивно отразился на правовом регулировании данного специфического вида деятельности, совершенствовании ее организации и тактики и действует до настоящего времени. Основные положения Закона были отражены и детализированы в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах органов - субъектов ОРД, их конституционность была подтверждена в решениях Конституционного Суда РФ.

Подводя итог изложенному, можно заключить, что исторически ОРД проявилась в качестве эффективного средства борьбы с преступностью. Она преимущественно осуществлялась негласно, однако не носила исключительно негласного характера, а строилась на сочетании гласных и негласных начал. Развитие ОРД получала одновременно с изменениями организационной структуры сыскных или оперативных подразделений и нормативно-правовым обеспечением их деятельности. С начала зарождения оперативно-розыскной деятельности широко применялись негласные источники информации, агентурные методы работы. ОРД прямо или косвенно была и остается ориентирована на обеспечение уголовного процесса [23, с. 214].

Оперативно-розыскное законодательство в «широком» смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Его составляет совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов РФ высшей юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.


В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.

Другие федеральные законы, которые, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп:

Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса РФ и Закона РФ от 05 марта 1992 года «О безопасности». Это основополагающие и целеуказующие источники правового регулирования ОРД.

В УК РФ, во-первых, в ст. 14 «Понятие преступления» раскрывается содержание так называемого целеуказания для ОРД – т.е. приводится понятие преступления (преступного посягательства, согласно ст. 1 Федерального Закона об ОРД); во-вторых, в Особенной части излагаются так называемые законодательные модели общественно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица, составляет суть большинства конкретных задач ОРД; в-третьих, в Общей части УК РФ содержатся правовые институты и нормы, реализация которых происходит в ОРД (например: ст. ст. 37 - 39, ст. 41 и ст. 42 о необходимой обороне, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, меры крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа и распоряжения и т.д.) [2].

Вторая подгруппа включает в себя законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в ОРД и в связи с ней. В частности – это Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон РФ т 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный Закон в ред. От 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ», Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит в частности положение, согласно которому на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в области обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Кроме того, УПК РФ регламентирует работу по розыску лиц, совершивших преступления.

В соответствии с Законом о государственной тайне к последней могут быть отнесены в установленном порядке сведения в области ОРД (п. 4 ст. 5) [15]:

- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, а также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;