Файл: Интернет-маркетинговые решения по ведению туристического бизнеса(Роль интернет-маркетинговых инноваций в развитии туристического бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инфраструктура туризма и рекреация тесно взаимосвязаны: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм в свою очередь включает в себя учёбу, деловой туризм, лечебную рекреацию, шоп-туры, политический туризм. Областью пересечения этих понятий являются все виды туризма, направленные на выздоровление, восстановление, релаксацию, экотуризм, паломничество.

Основной задачей рекреации является восстановление и развитие физических и психических сил, разностороннее гармоничное развитие духовного мира [6].

Несмотря на то что в науке до сих пор нет общепринятой классификации общественных функций инфраструктуры туризма, их целесообразно разделить на 3 основные группы:

  1. Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.
  2. Социально-культурная функция - это ведущая функция инфраструктуры туризма. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования [11].
  3. Экономическая функция - простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Туристическая инфраструктура сберегает общественно необходимое время. Благодаря ей, повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса [2].

Районирование туристической инфраструктуры - важная процедура как для практики, так и для науки. Это результативный и эффективный научный метод, способствующий пониманию географии туристической деятельности и туристической сферы обслуживания.

Разнообразие климата, ландшафтов, флоры и фауны, а также прочих туристских ресурсов привело к необходимости выделения различных регионов для систематизации экономической и географической информации о туризме, а также определения территориальных возможностей и закономерностей его развития. Районирование туристической инфраструктуры способствует получению целостного представления об актуальном состоянии, факторах и возможностях развития туризма в рамках определённой территории и применении полученных сведений при управлении бизнесом [10].


Таким образом, при рассмотрении любой территории с точки зрения развития туризма необходимы точный анализ её туристских ресурсов и изучение их рекреационного потенциала для того чтобы создать эффективную туристическую инфраструктуру.

Важным компонентом туристских и рекреационных инфраструктур являются работники сферы туризма, которые принимают участие в организации, проведении и обслуживании туристической деятельности.

В настоящее время специалисты в сфере туризма должны обладать самыми разнообразными постоянно обновляемыми знаниями в следующих областях:

  1. Туристический менеджмент
  2. Туристическая география
  3. Особенности разнообразных авиакомпаний
  4. Современные возможности бронирования
  5. Маркетинговые исследования по предпочтению туристов.
  6. Культурологические и религиозные особенности и предпочтения различных народов мира.
  7. Необходимые условия для пребывания туристов в разных государствах [2, 7].

В связи с этим крупные туристические компании набирают штат сотрудников, в которые входят туристические операторы, менеджеры по туризму, гиды, переводчики, специалисты по санаторно-курортному делу и др.

Анализ аспектов развития инновационной деятельности в сфере туризма

К инновационной деятельности в сфере туризме следует относить все виды деятельности в рамках инновационного процесса, включая информационное обеспечение потенциальной конкурентной среды и потребительских свойств товаров и услуг конкурирующих фирм, маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, разработка новаторских решений и идей, а также поиск партнёров по финансированию и осуществлению инновационных проектов [13].

На сегодняшний день основными направлениями инновационной деятельности в сфере туризма являются:

  1. Выпуск новых видов туристических продуктов (например, гастрономические туры, йога-туры и др.)
  2. Развитие новых техник и технологий создания туристических продуктов. При этом огромную роль играет использование интернета.
  3. Использование новых ресурсов для туристов, которые ранее не были использованы (например, туристические путешествия на космических кораблях).
  4. Перемены в организации производства традиционных продуктов туризма. К данной сфере следует отнести новые формы маркетинга, менеджмента в сфере туризма (например, использование ивент-маркетинга).
  5. Расширение целевой аудитории и выявление новых рынков сбыта туристической продукции [20].

К настоящему времени выявлены основные факторы, которые воздействуют на возможности инновационной деятельности в сфере услуг:

  1. Экономические – возможности в достаточном количестве использовать материальные ресурсы для успешного осуществления инновационной деятельности.
  2. Технологические – возможности применения необходимых технологий для осуществления инновационной деятельности в сфере туризма.
  3. Правовые (политические) – соответствие проводимых инноваций в сфере туризма государственной политике.
  4. Организационно-управленческие – нацеленность на долгосрочный эффект, согласованность интересов основных участников.
  5. Культурные и религиозные – соответствие культурологическим и религиозным традициям государства.
  6. Социально-психологические – принятие инноваций в сфере туризма обществом [12].

Таким образом, при анализе среды, в которой будут проводиться инновации в сфере туризма, необходимо учитывать всю совокупность данных факторов. С данной целью, как правило, эффективным является применение SWOT-анализа. При этом важно чётко выразить свою идею. В связи с этим целесообразно использование средств наглядности (схем, таблиц, графиков, фотографий), добротной верстки (выбора шрифта, интервала, цвета текста, необходимой разбивки на абзацы и т.д.). Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:

S – strength (силы)

W - weaknesses (слабости)

O - opportunities (возможности)

T - threats (угрозы) [2].

Strеngth – силы. В бизнес-плане инновационного туристического продукта необходимо отразить сильные стороны планируемой деятельности. Такими могут быть новизна предлагаемого результата инновационной деятельности, её высокий спрос на современном и перспективном рынке туристических продуктов и услуг, использование научных достижений, снижение материальных затрат, привлечение квалифицированных работников.

Weaknesses (слабости). К внутренним слабостям компании можно отнести неудовлетворительное качество, низкую квалификацию работников, большие расходы, нерациональные методы ведения хозяйственной деятельности и др.

Opportunities – возможности. В бизнес-плане инновационной туристической продукции необходимо провести анализ внешних факторов, которые могут оказать влияние на эффективность развития планируемого бизнеса. Воздействие данных факторов не зависит от компании, но их можно использовать для повышения экономической эффективности. К этим факторам можно отнести:


  1. Поддержку государством данной отрасли
  2. Уход конкурентов с рынка
  3. Возрастание спроса на данный вид туристического товара или услуги [13].

Threats – угрозы. При анализе бизнес-плана инновационного проекта в сфере туризма также является необходимым учёт возможного влияния негативных факторов, которые могут снизить экономическую эффективность планируемой деятельности или вовсе привести её к краху. К данным факторам можно отнести:

1) Приостановление роста рынка

2) Негативные изменения в законодательстве, приводящие к росту затрат

3) Вторжение в рынок более успешных конкурентов

4) Усиление налоговой нагрузки [16].

Составленный таким образом анализ способствует созданию адекватного представления о данном виде инновационной деятельности. Создаётся возможность быстрой оценки компании: насколько её деятельность станет востребованной на современном рынке, какие угрозы бизнеса существуют и можно ли их предотвратить на данном этапе.

SWOT-анализ, как правило, прикладывается в заключение текстовой части бизнес-плана (непосредственно перед финансовыми прогнозами).

Перед стартом инновационного вида деятельности в сфере туризма необходимо проанализировать собственную позицию относительно конкурентов. Для оценки сил действующих конкурентов следует использовать ряд основных факторов. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов целесообразно использовать матрицу ранжирования силы (Приложение 1).

Следует учесть, что в различных видах деятельности в сфере туризма влияние разных факторов неодинаково. В связи с этим целесообразно использовать определённые коэффициенты для учёта влияния различных факторов. На данные коэффициенты умножаются оценки собственных возможностей и возможностей конкурентов. Это станет очень важным уточнением результативности планируемой деятельности.

Для составления матрицы не следует ограничиваться факторами, приведёнными нами в качестве примера. В сферах туристического бизнеса следует учесть влияние специализированных факторов, влияющих именно на исследуемый вид деятельности.

Точное количество конкурентов в сфере туризма, с которыми предстоит столкнуться, выявить довольно сложно. Однако необходимо проводить мониторинг именно тех соперников, которые будут оказывать на него непосредственное влияние. Не имеет смысла сравнивать начинающее предприятие с компаниями, которые давно получили признание на мировом рынке [8].


При осуществлении бизнес-анализа для оценки внедрения инноваций в сфере туризма рекомендуется привлекать к анализу различных факторов специалистов своей компании или компетентных консультантов со стороны. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее представление о предприятии относительно его конкурентов, так и сравнение по отдельным факторам.

Инновационная составляющая развития интернет-маркетинговых решений по ведению туристического бизнеса

В последние годы отмечается высокий интерес туристских компаний к новому инструменту маркетинговой деятельности в сегментах B2B, B2C, а именно к маркетингу в социальных медиа (Social Media Marketing) [5]. Социальные медиа, в отличие от традиционных каналов информации, представляет собой уникальный способ передачи информации по всем направлениям, не только «односторонний», но и «сверху-вниз». Коммуникация в социальных медиа происходит посредством «социальных сетей». Интернет-среда очень хорошо подходит для сетей, так как она не связана с местом или временем. Любой человек может участвовать в любом месте и в любое время.

Социальные сети - это интернет-сообщества людей со схожими интересами или деятельностью. Существуют несколько основных типов социальных сетей: автономные блоги (Standalone), блог-платформы, контактные социальные сети и микроблоги. К тематическим социальным сетям относят: форумы, видеохостинги, фотохостинги, социальные медиа.
Основной механизм Social Media Marketing (SMM) - «формирование общественного мнения», ради коммерческого успеха по продвижению того или иного турпродукта, дестинации или доверительного образа компании.
Реклама в социальных сетях отличается от любого другого вида рекламы, тем, что люди испытывают намного больше доверия к источнику, так как обычно она воспринимается как рекомендация от хорошего знакомого, друга, лидера мнений или одного из членов сообщества. Социальные сети это, пожалуй, на сегодняшний день один из простых, а самое главное быстрых способов донесения информации до потенциального потребителя [10].

Социальные ресурсы имеют большое значение для внедрения инновационной деятельности в сфере туризма. Особую роль при этом получают технологии Интернет-маркетинга, как важного фактора коммуникационной связи с потребителями. В связи с этим, одним из приоритетных направлений современного Интернет-маркетинга, является регистрация профиля туристического предприятия в социальных сетях.

Структура социальных сетей, которыми пользуются потребители туристических услуг (%), выглядит следующим образом: