Файл: Правовые основы организации нотариата(Понятия нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек, Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции, о чем извещается нотариальная палата.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:

- диплома о высшем юридическом образовании;

- трудовой книжки;

- лицензии на право нотариальной деятельности;

а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.

Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении документов.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. При этом оценка кандидатов производится по 10 балльной системе.

По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.


После оценки всех участников конкурса и подсчете набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии.

Протокол в течение десяти дней после проведения конкурса представляется конкурсной комиссией в орган юстиции. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица (лиц), победившего (победивших) в конкурсе, на должность (и) нотариуса (ов). Копия приказа в течение 3 дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.

В практике и теории за последние годы возникало множество споров связанных с правовым статусом нотариуса. Один из них связан с определением, того относится ли деятельность нотариуса занимающего частной практикой к предпринимательской деятельности?

Несмотря на то, что ч.6 ст.1 Основ закрепляет: нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, на практике возникает множество споров.

Проиллюстрируем вышесказанное примером:

«В отсутствии представителей сторон (Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Омска была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, а от нотариуса Граценштейн Н.Я. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Омска (далее - Инспекция МНС) на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. по делу N 11-616 по иску нотариуса Граценштейн Н.Я. к Инспекции МНС, установил:

Нотариус Граценштейн Н.Я., занимающаяся частной практикой, обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании Инспекции МНС произвести перерасчет подоходного налога за 1996 г. и 1997 г. и зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по подоходному налогу.

Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. исковые требования нотариуса Граценштейн Н.Я. удовлетворены. Инспекция МНС обязывается произвести зачет излишне уплаченного нотариусом подоходного налога в сумме 21 128 руб. 88 коп. в счет причитающихся платежей по подоходному налогу за 1999 год.


В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда и отказать в иске в связи с неправильным применением судом норм материального права, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

Кассационная инстанция, в соответствии со ст. 174 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В соответствии со ст. 22 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникшим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке.

Введенным в действие с 01.01.99 г. Налоговым кодексом РФ (ст.11) частные нотариусы в вопросах налогообложения приравнены к индивидуальным предпринимателям, однако правовое положение частного нотариуса как лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в силу ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, не изменилось.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, следовательно споры с участие нотариуса, занимающегося частной практикой, как физического лица, арбитражному суду не подведомственны и подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно п. 4 ст.22 АПК РФ в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Частью 2 ст. 138 АПК РФ предусмотрено, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Следовательно для частных нотариусов, вопрос рассмотрения иска в арбитражном суде ограничен, в силу ч.2 ст. 138 АПК РФ, лишь двумя видами исков.


В данном деле фактически рассматривается вопрос о возврате из бюджета излишне уплаченного подоходного налога, с чем не согласна налоговая инспекция, а не действия или бездействия должностных лиц налоговой инспекции, в силу чего данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Правоотношения по рассматриваемому делу возникли до введения в действие Кодекса, следовательно его положения к данным правоотношениям не применимы.

Исходя из изложенного выше кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене а производство по делу прекращению в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.

Руководствуясь п.1 ст. 85, п.3 ст.175, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

суд постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. по делу N 11-616 отменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит»[20]1.

К слову сказать, данное определение в части отнесения частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям стало предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации жалобы гражданки, занимающейся частной нотариальной практикой (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6.06.02 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"[21]2). Как следует из жалобы, приведенное определение, уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей (применительно к ст.39, 143 и 235 НК РФ). При этом не учитывается особый характер нотариальной деятельности, а также то, что эта деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Как уточнил Конституционный суд РФ, систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК РФ). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со статьей 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.


Допустимость такого законодательного подхода - отнесение частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с индивидуальными предпринимателями - вытекает, в том числе, из особенностей статусных характеристик частных нотариусов, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год": как самозанятые граждане, частные нотариусы осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск (пункт 10 мотивировочной части), отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 ГК Российской Федерации).

Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 его статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет и не может нарушать прав и свобод нотариусов.

Вернемся к рассмотрению правового статуса нотариусов. Как мы уже отмечали, при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ч.3 ст.2 Основ).

Правовой статус нотариуса составляют прежде всего его права и обязанности. К их рассмотрению мы и перейдем далее.

В ст.15. Основ закреплены ключевые права нотариуса.

Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации.