Файл: Правовые основы организации нотариата(Понятия нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа - доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию. Россия в этом плане не является исключением.

Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.

В те времена семейные и наследственные правоотношения относились к сфере церковного регулирования. Согласно уставам князей Владимира, Ярослава и других производством этих дел в рамках церкви являлись особые лица, которые именовались владычными тысяцкими и наместниками и состояли при соответствующих епископах. Делопроизводством, хранением документов и книг ведали священники, дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы, которые также состояли при епископе и осуществляли свою деятельность на подведомственной ему территории. Как видно из названий, все эти церковные лица ведали одновременно самыми разными вопросами, только часть из которых можно отнести собственно к нотариальным. Это является отражением специфики доинституционального этапа существования института нотариата. В то время регулирование деятельности этих первых форм нотариата осуществлялось в первую очередь посредством церковных уставов.

Торговое законодательство активнее всего развивалось в тех областях, где шли потоки международной торговли - в Новгороде и Пскове. Так, первые нотариальные печати использовали именно в Новгородской республике начиная с XII в., где посадники и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывали к договорам, жалованным и другим грамотам, что свидетельствовало об удостоверительном характере нотариальной деятельности.

В дальнейшем специфические удостоверительные функции первых нотариальных органов в сфере торговли развивались применительно к отдельным торговым операциям - наиболее распространенным и требующим наибольшей юридической защиты. К таким операциям прежде всего относилась купля-продажа лошадей. Еще в Судебнике 1497 г. мы обнаруживаем особую категорию лиц - "пятенщики". Они специализировались на удостоверении сделок купли-продажи лошадей, а название свое получали от того, что ставили на купленную лошадь пятно и затем записывали в книгу особые приметы купленной лошади, а также данные о продавце и покупателе. Подобное оформление давало сторонам сделки дополнительные юридические преимущества. Так, если сделка совершалась без присутствия пятенщика, то покупатель мог лишиться лошади в случае иска, в случае же оформления сделки надлежащим образом запись в книге пятенщика являлась доказательством совершения сделки и ее действительности. Дальнейшее законодательство сделало несколько шагов в сторону введения обязательного удостоверения сделок купли-продажи лошадей в виде клеймения. Так, Судебник 1550 г. регламентирует обязанность покупателя клеймить лошадь и заносить ее в соответствующую книгу и устанавливает уплату штрафа в случае нарушения. В случае подачи иска нарушитель этого правила обязан был не только вернуть лошадь, но и заплатить сумму иска. Также данный правовой акт более подробно регламентирует деятельность пятенщиков, указывая, в частности, что они состоят на службе государя в Москве и Московском уезде, а в других городах и волостях - на службе у наместников и волостителей. Пятенщики брали деньги как с продавца, так и с покупателя, а данные о сделке фиксировались и хранились у государственных чиновников - дьяков и целовальников.


Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих. Они обладали рядом признаков, которые свойственны большинству традиционных форм нотариата, в том числе римским табеллионам:

  • назначались государством. Кандидаты подавали царю специальное прошение - челобитную, а характеристику на кандидата давали выборные старосты. После этого царь своим указом назначал одного из кандидатов "на площадь";
  • удостоверяли сделки. Так, по Соборному уложению 1649 г. стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих;
  • находились под контролем государственных органов. Так, выборные старосты имели право осуществлять надзор за площадными подьячими, чтобы "воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала". Также юридическую силу документу придавал факт государственного удостоверения - записи акта в книгу приказа и приложение государственной печати;
  • состояли в профессиональной корпорации площадных подьячих.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия, стремясь наверстать технологическое, экономическое и культурное отставание от наиболее развитых стран, стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы. С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., "было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади", а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля.

Во времена правления Петра I начали возникать первые купеческие биржи по аналогии с западными странами. В 1721 году был принят указ Петра Великого об учреждении купеческих бирж, в котором давалась рекомендация избирать маклеров для записи торговых документов. Должности различных маклеров: биржевых, корабельных, судоходных дел, государственного коммерческого банка, частных, цеховых, ремесленных управ и др., выполнявших в чистом виде нотариальные функции, существовали вплоть до начала XX в. Биржевые маклеры избирались купеческим сообществом из среды разорившихся купцов или мещан. Государству и торговому сообществу нужны были на этих должностях лица, сведущие в торговле, однако не участвующие в ней напрямую. Для этого вводился прямой запрет: маклерам запрещалось самостоятельно участвовать в торговле и публичных продажах имущества. Главным требованием к подобным маклерам была их грамотность, также рекомендовалось избирать людей добросовестных, в торговом деле и во всяких вексельных переводах опытных.


Сам термин "нотариус" впервые встречается в отечественном законодательстве в 1729 г. - в Вексельном уставе, где говорилось, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом. Публичные нотариусы находились в ведении органов городского управления. Кандидаты отбирались на основании конкурса из числа чиновников и с учетом их послужного списка, отзывов начальства, неопороченности по службе и личных качеств. Из отобранных кандидатов купеческое сообщество выбирало нотариуса, который утверждался военным генерал-губернатором. После назначения по службе нотариус был обязан дать присягу, и только после этого он допускался к отправлению должности. Здесь мы видим уникальный пример взаимодействия купеческого сообщества и государства в деле выбора и назначения нотариуса. Государство устанавливает ограничительные правила и стандарты, наделяет нотариуса полномочиями, но выбор осуществляет сообщество купцов. Однако, несмотря на это, собственно нотариального законодательства, регламентирующего правовой статус, подробный порядок назначения на должность нотариуса, а также перечень нотариальных действий и порядок осуществления нотариальной деятельности на тот момент не существовало.

Сложившееся в российском праве положение, касающееся нотариата, к середине XIX в. можно было назвать хаотическим. Существовала терминологическая неопределенность и путаница, в частности термины "нотариус" и "маклер" часто употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата и осложняли государственный контроль за его деятельностью. Сами представители государства ясно осознавали масштаб проблем в этой области. Так, Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии так охарактеризовало положение, сложившееся в сфере нотариата в это время: "В действующих законах не имеется строгого различия между нотариусами и разного рода маклерами, не говорится ни о порядке избрания и назначения нотариусов, ни о требуемых от них познаниях, ни о порядке удостоверения в подлинности актов, им предъявляемых, ни об установлении самоличности сторон, требующих свершения сих актов. Общие выражения, касающиеся предметов, очевидно недостаточны для обеспечения правильности и законности их действий. Законом не установлены условия для придания совершаемому у нотариуса акту законного значения, не определена с точностью разница в силе актов крепостных, нотариальных, явочных, домашних. Только относительно крепостных актов установлен более четкий порядок, но далекий от совершенства".


Одним из самых важных для формирования российского нотариата событий дореволюционной эпохи стала Судебная реформа 1864 г. В апреле 1866 г. было принято Временное положение о нотариальной части, которое вошло в состав судебных уставов. Данное Положение регулировало вопросы назначения на должность нотариуса, требования к кандидату, полномочия и ответственность, а также сам порядок совершения нотариальных действий.

В данном Положении были упразднены все предыдущие учреждения крепостных дел, различных маклеров (кроме биржевых) и публичных нотариусов. Положение вводило две категории нотариусов - младших и старших. При отсутствии в населенном пункте нотариуса правом совершения нотариальных действий наделялись мировые судьи, городские судьи, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, - уездные члены окружного суда. Полномочиями по определению количества нотариусов наделялось Министерство юстиции России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.

Нотариат становился исключительно государственным институтом, а нотариусы работали при судебных органах и под их контролем. Однако правовой статус нотариуса все равно не исключал определенной двойственности. Так, нотариусы считались находящимися на государственной службе, однако не имели права производства в чины и получения пенсии, их труд также не оплачивался со стороны государства, вместо этого они получали плату с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Исключение здесь делалось только для нотариусов, которые назначались в те местности, где не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Часть суммы, взимаемой нотариусом с клиентов, являлась гербовым сбором и взималась в пользу казны, другая часть поступала в собственность нотариуса. Размер гербового сбора был зафиксирован законодательно, а размер оплаты работы нотариуса определялся сторонами по соглашению.

Главными требованиями для лица, претендующего на звание нотариуса, были: русское подданство, достижение совершеннолетия (21 год), а также неопороченность судом или общественным приговором и свобода от занятий на другой государственной или общественной службе. Соискатель на должность нотариуса обязан был сдать соответствующий экзамен. "Экзамен принимался комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса без участия практикующих нотариусов. Экзаменуемый должен был доказать свое умение правильно излагать нотариальные акты, знание нотариального делопроизводства, гражданского законодательства и иных отраслей права, непосредственно связанных с исполнением обязанностей нотариуса".


Уже в то время существовал прообраз современной системы обязательного страхования профессиональной ответственности нотариуса. Так, нотариус при занятии должности обязан был внести залог в окружной суд. Размер залога составлял 10000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга, 6000 руб. - для губернских городов, 4000 руб. - для уездных городов и 2000 руб. - для прочих городов и уездов. Впоследствии нотариус был обязан делать регулярные взносы к этому залогу. В случае причинения действиями нотариуса убытков они покрывались в первую очередь из этого залога, однако в случае недостаточности размера залога для покрытия убытка нотариус отвечал всем своим имуществом.

Нотариусы назначались и увольнялись старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда. При вступлении в должность нотариус приносил присягу в публичном заседании окружного суда. Увольнение с должности нотариуса происходило по решению суда, за исключением случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.

Вот список основных действий, которые в то время совершал нотариус: "...выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейский записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства".

В отличие от младшего нотариуса старший нотариус должен был иметь высшее юридическое образование. Также его правовой статус приравнивался к членам окружных судов в отношении порядка назначения и увольнения с должности, получения содержания, служебных прав и преимуществ, он освобождался от внесения залога и в его функции в первую очередь входило ведение нотариального архива, утверждение нотариальных актов о недвижимом имуществе, выдача выписок из актовых записей и копии документов, хранящихся в нотариальном архиве, а также выдача свидетельств на имения, представляемые в залог.

Временное положение о нотариальной части 1866 г. было важным шагом на пути развития нотариального законодательства. Однако оно не решало всех задач. Само по себе название этого документа свидетельствует о его временном характере, необходимости дальнейшего реформирования и систематизации института нотариата. И, как мы видим, Министерство юстиции предпринимало неоднократные попытки реформирования нотариальной части. Так, еще в 1871 г. оно предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако эта мера не привела к результату. Только в 1904 г. несовпадение дат... комиссия, созданная при Министерстве с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения, предложила объяснительную записку к проекту. Однако это предложение так и не было реализовано законодательно вследствие ухудшения политической и экономической ситуации в стране. В результате Положение так и не было реформировано и вместе со всем старым законодательством прекратило свое существование после Октябрьской революции 1917 г.