Файл: Правовые основы организации нотариата(Понятия нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент.

Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.

К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.

Другая составляющая правового статуса нотариуса – его обязанности.

Как указывается в ст. 16 Основ, которая так и называется: "Обязанности нотариуса", нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Таким образом, российский законодатель обязанности нотариуса связывает исключительно с потребностями клиента.

Между тем, как отмечают исследователи, законодательный взгляд на обязанности нотариуса может быть шире[22]1:

Во-первых, в их перечень следовало бы включить обязанности, обращенные к личности самого нотариуса, его профессиональному облику. Так, не может не импонировать положение французского закона (на основе которого, кстати, и принимались Российские Основы) о том, что "долг каждого нотариуса поддерживать и углублять свои знания, следить за эволюцией права, экономики и общества в целом".

Во-вторых, обязанности нотариуса обязательно должны быть связаны со всем нотариальным сообществом, обращены к нему. Здесь уместно привести положение из французского права, в соответствии с которым нотариус обязывается участвовать в коллективных мероприятиях и проявлять деликатность в отношениях с коллегами. Эта обязанность влечет многочисленные мелкие ограничения, в частности, запрет на публичное выражение своего мнения по поводу личных и профессиональных качеств коллег и характера удостоверенных ими актов. Нотариусам Франции не разрешается привлекать клиентов посредством уменьшения размера собственного гонорара. Недопустимы работа в праздничные и выходные дни, а также предварительное погашение расходов.


В-третьих, профессиональные обязанности нотариуса по отношению к клиенту не могут связываться только с разъяснением и предупреждением о последствиях действий. Нотариус предоставляет услуги, а значит, на него должна быть возложена обязанность прикладывать все усилия к повышению их качества.

В-четвертых, обязанности нотариуса не могут не отражать особенностей его профессионального статуса. Вот почему законодатель Франции обязывает нотариусов и в личной жизни не давать поводов для критики.

Оперируя вышеизложенным, Щенникова Л.В[23]1. приходит к выводу о необходимости изменить редакцию ст.16 Основ и дополнить ее следующими требованиями к российским нотариусам: повышать квалификацию и заниматься самосовершенствованием; участвовать в коллективной деятельности и проявлять профессиональную деликатность; улучшать качество предоставляемых нотариальных услуг; утверждать престиж профессии как непосредственно в нотариальной деятельности, так и в личной жизни.

На наш взгляд, стоит согласиться с автором, хотя большинство из предложений носит больше декларативный характер, нежели чем определяет конкретные обязанности нотариуса.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА

Руководствуясь в своей деятельности только законом, осуществляя предоставленные законом права и обязанности, нотариус несет ответственность за свою деятельность также в соответствии с законом. За любое нарушение закона нотариус может быть лишен не только полномочий, но и права заниматься нотариальной деятельностью впредь.

В современной России гарантией ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, является страхование профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 18 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности.

Основы законодательства Российской Федерации на первое место ставят ответственность за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии или совершение нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. По решению суда в связи с таким нарушением нотариус обязан возместить причиненный ущерб. Возмещение ущерба, причиненного в связи с незаконными действиями нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется за счет страховых сумм, а если их недостаточно для покрытия ущерба - за счет личного имущества нотариуса.


Если нотариус, занимающийся частной практикой, совершил действия, противоречащие законодательству Российской Федерации, должностные лица, органы юстиции, нотариальные палаты, налоговые органы вправе направить представление в судебные органы о прекращении его деятельности. Деятельность нотариуса может быть прекращена приказом органа юстиции об увольнении на основании решения суда.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке, а именно: материальную ответственность за нотариуса несет государство в лице органа юстиции, а частный нотариус - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации материальную ответственность несет сам.

4. МЕСТО НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

В систему нотариата России входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. На верху пирамиды – Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав РФ. Особняком стоят нотариальные палаты - это некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так и лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью. Членство в палате нотариуса обязательно.

Глава VI Основ законодательства РФ о нотариате подробно регламентирует деятельность нотариальных палат, в частности Федеральной нотариальной палаты.


Как и нотариальная палата, федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией. Она представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве (ст.29 Основ).

Отличие федеральной нотариальной палаты заключается в том, что она объединяет не физические, а юридические лица - региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами, а также ее уставом.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт нотариата представляет собой орган предупредительного (превентивного) правосудия, предупреждающего обращение граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реализации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание и подтверждение им этого права. Нотариальные услуги характеризуются общезначимой направленностью и имеют неограниченный круг субъектов, прибегающих к нотариальной юридической помощи. Нотариус - одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер.

Но, как и в любой другой деятельности, существует ряд конституционно-правовых проблем правового регулирования деятельности нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. К таким проблемам относятся: формальное отношение соблюдать в нотариальной практике правило о необходимости выяснять сделкоспособность или дееспособность лиц, участвующих в сделке, при ее удостоверении. Также, проблемным аспектом работы российского нотариата является указание продажной цены объекта недвижимости в нотариально удостоверяемых договорах купли-продажи. Нормальным явлением среди российских нотариусов считается, когда в таком договоре указывается, что объект недвижимости продается за цену, оговоренную продавцом и покупателем. И как следствие, при оспаривании такой сделки, связанной с отчуждением недвижимого имущества, невозможность установить при рассмотрении дела в суде, какую же сумму на самом деле продавец получил от покупателя за проданное ему имущество (дом, квартиру, комнату и т.д.).


Также, одна из самых крупных современных проблем - это противоречивость и неоднозначность правовой базы нотариата. Согласно ст. 163 ГК РФ, существо нотариата сведено к проставлению печати, подписи нотариуса на документах. С введением новых форм защиты гражданско - правовых отношений и исключением нотариата из этой области увеличилось и количество споров, рассматриваемых российскими судами. Все это приводит к выводу о нецелесообразности исключения института нотариата из гражданского оборота и необходимости восстановления подлинного статуса и функций нотариата и, соответственно, усилению с помощью нотариата регулятивных функций государства в имущественных отношениях.

Напрашивается вывод о том, что необходимо совершенствование законодательной базы. Совершенствование деятельности нотариата в качестве института предупредительного правосудия положительным образом скажется на качестве обеспечения и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе системы правоохранительных органов в целом и прежде всего судов.

В целях совершенствования роли нотариуса в предупреждении правовых конфликтов необходимо:

а) законодательно закрепить необходимость ведения нотариусом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотариальных действий;

б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению односторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон гражданско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;

в) расписать в правилах профессиональной деятельности нотариуса, как следует поступать, когда к ним для удостоверения сделок обращаются лица, в отношении которых не выносились судебные решения о признании их ограниченно дееспособными или недееспособными, хотя при определенной общественной заботе об этих людях такие решения были бы непременно вынесены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.
  3. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.
  4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - N 1. - Ст. 16.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - N 33 (Часть I). - Ст. 3431.
  8. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036
  9. Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993 г.
  10. Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20 мая 2002 г. - N 20.
  11. Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.
  12. Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 7. - 2000 г.
  13. Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - №5. - 2000 г.
  14. Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.
  15. Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 16 ноября 1998 г. - №32.
  16. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997 г. - №7.
  17. Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР" // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. - 2002 г. – том 4.
  18. Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой" // Финансовая Россия. - №38. -1997 г.