Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью(Понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что требование прокурора о предоставлении для проверки подборки оперативных материалов не предусмотрено федеральным законодательством и не могло быть исполнено таможенным органом, правомерно признан не подлежащим удовлетворению как не основанный на законе.

Кроме того, несогласие лица с требованием прокурора не освобождает данное лицо от его выполнения. Из материалов дела усматривается, что в установленном законом порядке требование прокурора обжаловано относительно его законности и обоснованности не было[16].

По мнению О.А. Кожевникова, в сфере прокурорского надзора должно находиться исполнение законов, а также непосредственно связанных с ними других нормативных актов. На практике многие из таких актов конкретизируют закон, определяют механизм его исполнения. При оценке законности проведения оперативно-розыскных мероприятий прокурор может руководствоваться не только указаниями, содержащимися в законе, но и положениями, которые имеются в ведомственных нормативных актах[17].

Позиция автора относительно рассматриваемого вопроса сводится к тому, что надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаемых во исполнение ФЗ «Об ОРД», в которых содержатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Приведем пример осуществления прокурорского надзора.

Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 25 июня 2015 года и.о. заместителя начальника Владивостокской таможни О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. заместителя начальника Владивостокской таможни О. подал в Приморский краевой суд жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 16 марта 2015 года в Приморскую транспортную прокуратуру поступило задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 12 марта 2015 года о проведении в срок до 26 марта 2015 года проверки исполнения органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами законов при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В целях исполнения указанного задания Дальневосточной транспортной прокуратуры и.о. Приморского транспортного прокурора Корчагин Е.В. 24 марта 2015 года направил начальнику Владивостокской таможни К. требование № о необходимости предоставления ему к 9 часам 00 минутам 25 марта 2015 года для проверки в помещении таможни всех дел оперативного учета и подборки оперативных материалов, включая прекращенные и приостановленные, находящиеся на архивном хранении в таможне. Данное требование было получено Владивостокской таможней 24 марта 2015 года.


Письмом от 25 марта 2015 года № за подписью и.о. заместителя начальника Владивостокской таможни О., поступившим в Приморскую транспортную прокуратуру 26 марта 2015 года, и.о. Приморского транспортного прокурора Корчагину Е.В. было отказано в исполнении требования от 24 марта 2015 года № в части предоставления запрашиваемых оперативных материалов со ссылкой на отсутствие у прокурора полномочий для проведения проверки таких материалов.

Требование удовлетворено, поскольку факт невыполнение законных требований прокурора подтверждается требованием о предоставлении документов, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и другими доказательствами, порядок и срок привлечения к ответственности соблюдены[18].

Таким образом, следует отметить, что прокурор, осуществляя надзор за законностью проведения названных мероприятий, должен убедиться в том, что у органа, осуществляющего ОРД, имелась такая информация, что мероприятия проводились по соответствующей категории уголовных дел, а также при наличии судебного решения о проведении мероприятий.

Окончательная оценка результатов проверки складывается из следующих элементов: полноты проверки (наличие ответов на все вопросы, поставленных в плане), объема проверенного материала; числа выявленных нарушений законодательства; установления конкретных лиц, виновных в нарушении.

Таким образом, можно сделать вывод, что к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД следует относить обстоятельства и правоотношения, регулируемые нормами федеральных законов (ФЗ об ОРД), а к предмету ведомственного контроля за ОРД - обстоятельства и правоотношения, регулируемые как нормами федеральных законов, так и нормами ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих ОРД.

При этом ведомственный контроль за ОРД является предшествующим по отношению к прокурорскому надзору за исполнением законов при осуществлении ОРД и охватывает более широкий круг правоотношений (регулируемых как федеральными законами, так и ведомственными нормативными актами). Обоснованность принятия решений в ОРД целесообразно разделять на «формальную обоснованность» и «фактическую обоснованность», при этом к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД следует относить обоснованность, предусмотренную в нормах федеральных законов (ФЗ об ОРД). Целесообразно предусмотреть в ФЗ об ОРД обязательный предварительный надзор прокуратуры за решениями, принимаемыми в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 и ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД путем согласования с прокурором соответствующих постановлений.


Достаточность проведения ОРМ не может являться предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД. 

2.2 Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за ОРД, который перечислен в ст. 20 ФЗ «Об ОРД» его субъектами, являются федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Данный контроль осуществляется в виде наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства принципам, задачам и правилам, которые установлены ФЗ «Об ОРД», и приняты в его исполнение подзаконным актам.

Цель этого контроля состоит в том, чтобы в оперативно-розыскной деятельности не допустить от установленных нормативов любые отклонения, а при необходимости - скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы.

ФЗ «Об ОРД», определяет контроль в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляют: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий оперативно-розыскные мероприятия, влекущие ограничение конституционных прав граждан; уполномоченные на то прокуроры; представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля.

Президент РФ в пределах полномочий осуществляет контроль за ОРД. Конституции РФ (ст.80-90) определяет, что Президент РФ наделен довольно широкими полномочиями. Важной функцией Президента РФ является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее государственной целостности и независимости.

В сфере обеспечения безопасности России в круг основных полномочий Президента РФ входят следующие:

- он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

- он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе[19].

Президент РФ, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ «Об ОРД».


Федеральное Собрание РФ также является одним из субъектов, согласно ст. 20 ФЗ «Об ОРД» осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Контроль со стороны законодателя за ОРД является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции парламентский контроль реален только:

- в ходе законотворческой работы, когда парламентарии вправе принять (отклонить) законопроекты в области ОРД;

- за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств.

Этот вид контроля, так же как и первый, опосредован, поскольку, во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета и, во-вторых, через возможности Счетной палаты РФ, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации РФ.

Поэтому, Федеральное Собрание РФ осуществляет общий контроль за исполнением ФЗ «Об ОРД». Он не распространяется (и не может распространяться) на основания и порядок проведения конкретных ОРМ, а преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением данного Закона как в стране в целом, так и соответствующими министерствами и ведомствами.

Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство РФ. Именно оно осуществляет исполнительную власть России. Полномочия Правительства определены Конституцией и федеральными конституционными законами. Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.

Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования ведомствами и министерствами предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью. Эти функции реализуются в процессе анализа соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральному законодательству.

Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов сводится к тому, что акт после подписания руководителем федерального министерства и ведомства представляется в Министерство юстиции РФ. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции, действующему законодательству, и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Только после этого данный акт вступает в силу. Если выявлены противоречия действующему законодательству, то нормативный акт возвращается на доработку.


К компетенции Правительства РФ относится проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД. Эта проверка осуществляется Министерством финансов РФ через специально выделяемых для этих целей сотрудников.

В качестве субъектов финансового контроля в ОРД выступают: руководитель оперативно-розыскного органа и представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля[20].

На представителей Минфина России возлагаются обязанности, и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Минфина России. Представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего они становятся полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании ОРД должны предоставляться в полном объеме.

Кроме перечисленных субъектов контроля за оперативно-розыскной деятельностью важную роль играют судебные органы. Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» каждое ОРМ, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.

Применительно к оперативно-розыскной работе судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является:

- рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. Следует отметить, что в ст. 9 ФЗ «Об ОРД» изложен порядок санкционирования не всех ОРМ, ограничивающих конституционные права гражданина, а только их части. В этой статье приведены правила судебного рассмотрения материалов только тех ОРМ, которые еще не начаты, а также начатых по разрешению судьи, но которые необходимо продлить. Вместе с тем законодателем приведен закрытый (исключительный) перечень конституционных прав человека и гражданина, которые могут быть ограничены в ОРД. В перечень данных прав включены: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (причем передаваемых только по сетям электрической и почтовой связи), а также право на неприкосновенность жилища; последующая проверка законности решений и действий оперативно-розыскного органа и их должностных лиц; рассмотрение жалоб на оперативно-розыскной орган; разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскным органом в связи с отказом в проведении ОРМ.

Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ предусмотрен в ст. 9 ФЗ об ОРД.