Файл: Транспортный налог(АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и признаки транспортного налога

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" . URL: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018) предусмотрел формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в РФ. Финансирование расходов, которые связаны с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, производится за счет целевых бюджетных средств, сконцентрированных в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации. 

Необходимо отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" . URL: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018).

Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Далее Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части формирования и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.  Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) URL: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018).

Но затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Первый раз транспортный налог вводился Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". URL: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018).

Налог уплачивали предприятия. Объектом налогообложения были не транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от этого налога аккумулировались в бюджетах субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, которые поступали в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г., потом был отменен в результате приведения указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации") Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018). 

До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, уплачиваемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 11 ноября 2003 г., с изм. и доп. , вступающими в силу с 1 января 2004 г.) (далее - Закон об основах налоговой системы) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ). 

Налоговым периодом является календарный год.

2 ПРАКТИКА НАЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ

3 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РФ

3.1 Проблемы применения транспортного налога в РФ

3.2 Перспективы применения транспортного налога в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговым периодом является календарный год.

БИБЛИОГРАФИЯ

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.200 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.09.2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)

Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003) [Электронный ресурс] // Система Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018)

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: : http://base.garant.ru/10102518/#ixzz5CbTtOio6(дата обращения 05.04.2018)

8. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/10102196/(дата обращения 05.04.2018)

9. Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12104686/ (дата обращения 05.04.2018)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги всегда остаются одним из главных инструментов проведения экономической политики государства.

Особенно сильно это выражается во время перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сокращенных возможностей государства воздействовать на экономические процессы, налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Кроме того, государство именно в том случае может реально применять налоги через характерные им функции, и, прежде всего, фискальную и стимулирующую, если в обществе имеется атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании и экономической важности существования налоговой системы, и установленных государством правил взимания конкретных налогов. Поэтому знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является обязательным условием принятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Уровень автотранспортных магистралей на территории РФ намного ниже мирового уровня. Строительство и восстановление их обходится государству очень дорого. Транспортный налог необходим для обеспечения финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог на территории России. Ежегодно в консолидированном бюджете РФ предусматривается формирование целевых бюджетных фондов, которые предназначены для финансирования определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства. Некоторые из этих фондов формируются в основном за счет соответствующих налогов, которым в законодательном порядке придается целевое значение.

Объектом исследования являются отношения по установлению, ведению и налогов в РФ.

Предметом исследования выступают теоретические и практические закономерности, связанные с уплатой транспортного налога в РФ.

Практическая и научная значимость в курсовой работе заключается в том, что данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по дисциплине, при подготовке к выпускной квалификационной работе, использовать на семинарских занятиях, а также в качестве докладов и сообщений.

Целью данной работы является рассмотрение механизма исчисления и уплаты транспортного налога на территории РФ.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:


- изучение методологических основ уплаты транспортного налога;

- практика начисления транспортного налога за рубежом;

- анализ применения транспортного налога в РФ.

Информационной базой исследования являются нормативные и законодательные акты, статистические данные, учебные пособия и периодические издания. Основная часть информации, используемой в работе, получена из абсолютно надежных нормативных актов: Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 года N 95-ОЗ. Кроме того, в работе использовался материал, взятый учебных пособий, изданных уважаемыми издательствами («Юрайт», «Директ – Медиа», «Питер», «Юнити-Дана», и статей, изданных журналами: «Налоги и налогообложение», «Международный бухгалтерский учет, «Вестник ВПБ», «Экономика и социум». Достоверность сведений подтверждается наличием у статьи авторов, авторитетом издания в котором она напечатана (рецензируемое издание ВАК). Статья не содержит информации рекламного или коммерческого характера, сведения представленные в ней логичны и непротиворечивы. Статья печатается по рекомендации экспертов. В ней есть список использованной литературы, что позволяет при необходимости получить дополнительные сведения и подтверждение информации из других источников.

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

1.1 Понятие и признаки транспортного налога

Транспортный налог – это налог, взимаемый с владельцев транспортных средств Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. М. : Издательство Юрайт, 2014. 441 с..

При определении транспортного налога нужно исходить из следующих теоретических признаков транспортного налога, которые учитывают его экономическую и правовую основу:

1. Транспортный налог является фискальным платежом, предусмотренным Налоговым Кодексом РФ [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)] и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

2. Транспортный налог имеет обязательный характер. Его основой является ст. 57 Конституции РФ [Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4.], которая закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эта конституционно-правовая обязанность имеет публично-правовой характер, что вызвано публично-правовой природой государства и государственной власти.


Обязательный характер транспортного налога означает невозможность законного отказа от его уплаты. Налогоплательщик не имеет права выбора – у него имеется только одни вариант поведения, который соответствует нормам налогового права. В случае неисполнения налоговой обязанности в определенный срок сумма транспортного налога взыскивается принудительно: с организаций, индивидуальных предпринимателей в безакцептном порядке, с физических лиц – по решению суда, вступившему в законную силу.

3. Транспортный налог является платежом, имеющим денежную форму. На основании статьи 45 НК РФ [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (ред. от 03.07.2016 г.) URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)] обязанность по уплате налога выполняется в валюте РФ. В некоторых случаях, предусмотренных НК РФ, возможно выполнение налоговой обязанности и в иностранной валюте. В таком случае пересчет суммы налога в валюту РФ осуществляется по официальному курсу Центрального банка РФ на дату уплаты налога. Уплата налога может осуществляться в наличной или безналичной форме.

4. Транспортный налог – это индивидуальный платеж. НК РФ устанавливает, что налогоплательщик должен самостоятельно выполнить обязанность по уплате транспортного налога.

5. Транспортный налог – это платеж, который зачисляется в бюджеты субъектов РФ [Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. 2014. 441 с.].

Законное исполнение налоговой обязанности предполагает, что налогоплательщик заполняет поручение на уплату транспортного налога в соответствии с правилами, которые установлены Минфином РФ по согласованию с Центральным Банком РФ. Налоговая обязанность является неисполненной, если при заполнении платежного поручения была допущена ошибка и сумма транспортного налога была не перечислена в бюджеты субъектов РФ Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. 227 с. .

Основным признаком транспортного налога является его «особая возмездность», которая выражается в том, что собранные фискальные платежи должны использоваться строго по целевому назначению. Так как плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, зарегистрировавшие на себя транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения, то из-за того, что транспортные средства – это источники повышенной опасности, то собираемые платежи должны быть использованы на решение следующих задач:


- повышение качества дорожного покрытия,

- охрану окружающей среды Рябова Р. Н. Транспортный налог // Вестник ИПБ. 2014. № 6. С. 27 - 29.

«Особая возмездность» транспортного налога как признак фискального платежа означает:

- во-первых, обязанность публичного субъекта собирать, распределять и использовать денежные средства только по целевому назначению, которое определяется исходя из конституционных положений;

- во-вторых, обязанность публичного субъекта обеспечивать «прозрачность» бюджетных потоков;

- в-третьих, обязанность государственных органов, должностных лиц использовать меры государственного принуждения за нарушения налогового и бюджетного законодательства Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с..

Таким образом, экономический смысл транспортного налога состоит в том, что транспортный налог – это прямой региональный налог, который платят владельцы автомобилей и других транспортных средств.

    1. История введения транспортного налога в РФ

Введение транспортного налога в России стало очередным этапом проводимой налоговой реформы. Транспортный налог стал заменой налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов с продажи легковых автомобилей и налога на имущество с физических лиц применительно к водным и воздушным транспортным средствам. 

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" . URL: http://base.garant.ru/3958223/ (дата обращения 05.04.2018) предусмотрел формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в РФ. Финансирование расходов, которые связаны с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, производится за счет целевых бюджетных средств, сконцентрированных в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации. 

Необходимо отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" . URL: http://base.garant.ru/12121528/ (дата обращения 05.04.2018).

Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Далее Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части формирования и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.  Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ (последняя редакция) URL: http://base.garant.ru/185376/(дата обращения 05.04.2018).


До 1 января 2003 г. основными источниками формирования целевых внебюджетных средств территориальных дорожных фондов являлись налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. 

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, которые осуществляли предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения являлась выручка от реализации товаров (работ, услуг) или сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности [Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

Налог с владельцев транспортных средств исчисляли предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, которые имели транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы).

Кроме того, источники образования средств дорожных фондов включали поступления от акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов и другие источники (включая ассигнования из бюджета РФ) [Шаров В.Ф, Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е.Региональные и местные налоги. 2015. 227 с.].

В период реформирования налоговой системы Российской Федерации сначала планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в РФ.

Но затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/12127545/(дата обращения 05.04.2018) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.