Файл: Исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Исполнении обязательств: понятие и правовая природа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти требования означают, что вещь, работа, услуга, которую в силу обязательства должник обязан передать, выполнить или оказать кредитору, по своим количественным и качественным характеристикам удовлетворяет требованиям, предъявляемым законом и договором; замена недвижимости как предмета в обязательстве недопустима.

Исполнение должно быть произведено в надлежащем месте, которым по обязательствам передать земельный участок, здание, сооружение или другое имущество признается место нахождения имущества. Исполнение в надлежащий срок. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, а также в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение 7 дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства (ст. 314 ГК РФ). То есть если обязательство не предусматривает срок исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, то «обязательство должно быть исполнено в течение 7 дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении».

Исключения из этого правила те же: «Если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства»[16].

При этом возникают следующие риски. Риск кредитора - исполнение не будет получено в срок, на который он рассчитывал.
До тех пор, пока кредитор не предъявит должнику требование об исполнении, у того не возникнет соответствующая обязанность, не будет просрочки и, соответственно, не удастся предъявить ему каких-либо претензий (потребовать возмещения убытков, начислить неустойку, проценты, расторгнуть договор в связи с его существенным нарушением). При этом для кредитора срок исполнения может иметь большое значение и предоставленные законом 7 дней его могут никак не устраивать. В указанной ситуации кредитору следует выбрать один из двух возможных вариантов: первый заключается в том, что кредитору необходимо заранее согласовать с должником срок исполнения обязательства или условия, позволяющие определить этот срок (например, в дополнительном соглашении к договору); второй указывает на то, что кредитор должен помнить об установленном законом 7-дневном сроке и заранее направить должнику требование об исполнении.


Риск должника - нужно будет предоставить исполнение в «неудобный» срок. Законодатель, исключив правило о разумном сроке исполнения, фактически лишил исполнителя выбора момента исполнения обязательства (выбор остался лишь в пределах семи дней со дня получения требования кредитора).

В результате должник рискует получить требование в момент, когда исполнение обязательства может быть для него затруднительно.

Избежать этого риска можно, согласовав предварительно с кредитором срок исполнения обязательства или условия, позволяющие определить этот срок.

Также можно усматривать риски, связанные с тем, что кредитор в разумный срок не предъявит требование об исполнении обязательства. Надо подчеркнуть, что такие риски сопряжены еще с одним изменением, которое произошло в п. 2 ст. 314 ГК РФ.

Дело в том, что законодатель добавил в него новое правомочие должника на случай, если кредитор в разумный срок не предъявит требование об исполнении обязательства.

В такой ситуации должник может потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

В связи с этим можно говорить о том, что риск кредитора заключается в том, что необходимо будет принять исполнение в срок, который может не соответствовать интересам кредитора. Если кредитор в течение долгого времени не предъявит требование об исполнении обязательства, то право выбора срока исполнения фактически перейдет к должнику. Возникает вопрос: какие действия можно произвести кредитору? Он должен согласовать с должником либо срок исполнения (или порядок определения этого срока) обязательства, либо закрепление условия, согласно которому должник будет не вправе требовать от кредитора, чтобы тот принял исполнение.

Исполнение надлежащим способом. Следствием ненадлежащего исполнения обязательства либо неисполнения обязательства является наступление ответственности.

Необходимым элементом при надлежащем исполнении, является реализация принципа добросовестности. Здесь важно отметить появление в ГК РФ, так называемых эстоппелей - запретов противоречивого поведения.
В результате реформы обязательственного права в ГК РФ введены эстоппели:

1) при оспаривании договора (п. 2 ст. 431.1 ГК РФ).
Законодатель рассмотрел ситуацию, когда сторона приняла от контрагента исполнение по договору, но полностью или частично не исполнила свое обязательство. Однако это правило распространяется только на случаи, когда договор связан с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности. Кроме того, установлены исключения: если договор признается недействительным по основаниям, которые предусмотрены статьями 173, 178 и 179 ГК РФ; если представленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны; когда представленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны.
Это правило схоже с другими эстоппелями, которые были включены в ГК РФ еще в 2013 году .


В п. 2 ст. 166 ГК РФ тогда появилось правило: "Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли"[17].

В п. 5 ст. 166 ГК РФ указано, что заявление лица о недействительности сделки не имеет правового значения, если это лицо действует недобросовестно. В частности, это относится к ситуации, когда "его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки". Теперь законодатель ввел для предпринимательских договоров специальные правила (по отношению к общим нормам о недействительности сделок).

Надо отметить, что указанная норма является новеллой ГК РФ. Как верно указывает В.В. Витрянский, «этому в немалой степени должно служить последовательное проведение на уровне законодательной политики принципа сохранения однажды заключенного договора и исключение защиты недобросовестных участников оборота».

Также следует отметить, что уже начинает складываться судебная практика в соответствии с теми идеями, которые были вложены разработчиками Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009).

Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 № 09АП-13121/2016 по делу № А40-228559/2015 [18]были правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании задолженности по договору подряда, поскольку работа подрядчиком выполнена в полном объеме, результат работы сдан и принят заказчиком посредством подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, однако выполненная подрядчиком работа заказчиком не оплачена, обстоятельств, влекущих право заказчика приостановить оплату, не установлено. В удовлетворении встречного иска о признании договора подряда недействительным отказано правомерно, поскольку заказчик принял от подрядчика результат работы, выполненной по договору, в связи с чем он не вправе требовать признания такого договора недействительным.

Кроме того, требование действовать добросовестно появилось в правилах:

- об одностороннем изменении договора (п. 4 ст. 450 ГК РФ): "Сторона, которой... предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором";


- об одностороннем прекращении договора (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ): "Сторона, которой... предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором".

Недобросовестность сторон исполненного обязательства (а также сторон при одностороннем прекращении договора) может выражаться:

- в раскрытии конфиденциальной информации бывшего контрагента;

- в ведении недобросовестной конкуренции (например, с использованием полученной в ходе сотрудничества информации);

- в несообщении ставшей известной информации о том, что продукт представляет опасность (отзыв уже реализованных продуктов производители осуществляют именно для того, чтобы избежать ответственности в подобном случае);

2) при признании договора незаключенным (п. 3 ст. 432 ГК РФ).
Так, сторона не может требовать признания договора незаключенным, если она приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора и заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств противоречит принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ)[19].

3) при отказе от договора (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Этот эстоппель касается ситуаций, когда одна сторона имеет основания для отказа от договора (его исполнения), но при этом подтверждает действие договора (в том числе путем принятия от другой стороны, предложенного ею исполнения обязательства).

В таком случае последующий отказ по тем же основаниям не допускается. Введение этого эстоппеля призвано пресечь практику, когда сторона использует основания для отказа как формальный повод для выхода из договора (когда причина отказа совсем иная).

В заключение данного параграфа следует отметить, что исполнение обязательств, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, базируется на ряде принципов. Один из них - принцип надлежащего исполнения. В данном параграфе мы рассмотрели наиболее важные изменения в законодательстве с 1 июня 2015 года, касающиеся исполнения обязательств, в том числе и при осуществлении предпринимательской деятельности.

2.2 Ответственность за нарушение предпринимательских обязательств

Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Как известно, гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам предпринимательской деятельности в обязательственных отношениях, всегда имела отличительные черты, которые можно показать тремя особенностями: во-первых, в предпринимательских правоотношениях широко применяются далеко не все формы гражданско-правовой ответственности. Так, наибольшее распространение получили такие меры, как уплата неустойки и уплата процентов по ст. 395 ГК РФ. Во-вторых, в большинстве случаев меры гражданско-правовой ответственности применяются при наличии неполного состава гражданского правонарушения. Это выражается в том, что вина нарушителя, как правило, не имеет юридического значения для наступления ответственности


Соответственно, первая проблема, которая должна была быть детализирована законодателем или показана правоприменителем, - это уточнение базового подхода, который в первую очередь создает принципиальное отличие условий ответственности предпринимателей, а именно правила о безвиновной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в обязательственных отношениях, которое установлено в п. 3 ст. 401 ГК РФ. В силу данного правила, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств[20].

Предусмотрено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу взаимосвязанных положений гражданского законодательства и ст. 65 АПК РФ бремя доказывания наличия непреодолимой силы возложено на лицо, которое подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности.

Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах[21]. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

В п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» отмечено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях[22].