Файл: Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Оперативно-розыскная деятельность за пределами Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами или иными международными актами об оказании правовой помощи в борьбе с преступностью по согласованию с компетентными органами государства, на территории которого будут проводиться оперативно-розыскные и иные оперативные мероприятия[7].

Так, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующая редакция ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нуждается в корректировке, поскольку термин «оперативный» недостаточно полно отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность», речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или «быстро» – розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной форме.

1.2. Значение оперативно-розыскной деятельности

В.И. Басков утверждает, что значение оперативно-розыскной деятельности раскрывается в задачах данной деятельности[8].

Задачи оперативно-розыскной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для решения вопросов государственно-правовой формы защиты: жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Таковыми согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В научной литературе высказаны различные суждения о понимании каждой в отдельности задачи, так же предприняты попытки, систематизировать задачи с точки зрения последовательности, значимости и самостоятельности. Однако все задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы, вместе с тем каждая из них автономна, имеет конкретное содержание, обусловленное способом решения, влекущее определенное юридическое значение[9].


Кроме того, смысловое выражение задач ОРД предопределяет не только рассмотрение их во взаимосвязи, но и в соотношении с уголовно-процессуальной деятельностью, так как значение одних задач – играть обеспечительную роль в уголовном судопроизводстве, а других – либо предопределять обеспечительную роль первых, либо автономно оказывать влияние на обеспечение защиты человека, гражданина, собственности и государства от преступных посягательств.

В данном случае интерес указанной тематики представляют задачи ОРД первого направления.

К ним целесообразно отнести комплекс задач[10]:

- выявление, раскрытие преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших,

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Решение указанных задач предполагает проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и установление признаков криминальных событий и противоправных действий отдельных лиц для уголовного процесса.

Как справедливо полагает А. Н. Гущин, данное положение служит правовой основой для осуществления оперативными аппаратами органов внутренних дел поисковой работы, являющейся важнейшим направлением ОРД, при этом, необходимо рассмотреть каждую задачу ОРД отдельно, для определения ее оригинальности и значимости[11].

Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения, прежде всего латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы официально не поступает.

Механизм образования латентности многообразен, однако задача ОРД состоит в выявлении скрытых преступных действий, например, создаваемых путем маскировки, уничтожения следов преступления и т.п.; выявлении латентных преступлений из числа незаявленных гражданами; в раскрытии преступных деяний, причиняющих ущерб гражданам, общественным или государственным интересам. К числу последних относятся незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, многие экономические преступления, отдельные виды мошенничества и другие[12].

В процессе реализации данной задачи проводится комплекс поисковых действий, как гласным, так и негласным методом, устанавливаются как лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, так и факты преступных деяний, что позволяет рассматривать выявление преступлений только в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью.


Таким образом, выявление преступлений – это непроцессуальные действия оперативных подразделений, осуществляемых путем оперативного поиска (проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступлений и причастных к ним лиц), влекущего за собой процессуальную форму правоприменения. «Выявление преступлений» как задача ОРД – самостоятельна и реализуется только тогда, когда о совершенном преступлении ранее не было известно правоохранительным органам. Вследствие ее решения может быть возбуждено уголовное дело, что даст право субъектам уголовно-процессуальной деятельности применить к виновному уголовно-процессуальные меры.

2. Общие положения оперативно-розыскной деятельности

2.1. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

По мнению М.П. Смирнова[13], оперативно-розыскная деятельность по своей природе характеризуется исследователями и правоприменителями, как социально полезная деятельность, направленная на противодействие преступности и совершению преступлений. Данную деятельность необходимо отличать от уголовно-процессуальной деятельности (предварительное расследование) которая регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 17.04.2019)[14] (далее УПК РФ).


Однако, в научных источниках, в качестве правовой основы оперативно-розыскной деятельности приводятся[15]:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности;

- Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 26.07.2017) «О государственной тайне»[16];

- нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (к примеру, Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»[17];

- нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по вопросам тактики и организации ее проведения (согласно абзацу 1 статьи 12 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ составляют государственную тайну).

А.Г. Маркушин утверждает, что, как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность базируется на системе юридических норм, предусмотренных различными источниками отраслей права, составляющими ее правовую основу[18].

И.А. Дятлов считает, что если рассматривать служебную роль правовых норм, то их регулятивная значимость не одинакова. Существуют нормы права, непосредственно не регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, но являющиеся основанием для решения правовых, организационных и тактических вопросов применения негласных сил, средств, методов и форм. Они как бы создают исходные начала, условия для оперативно-розыскной деятельности. Например, отдельные нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и защищающие интересы граждан, государства, общественных организаций; нормы уголовного права о стадиях развития умышленного преступления; нормы трудового права о порядке и условиях приема граждан на работу, увольнения, назначения пенсии, пособий и т.д[19].

Действительно, имеются правовые нормы, которые указывают на необходимость или возможность применения оперативно-розыскной деятельности, но и они также в полной мере не регулируют ее (например, п. 4. ч. 2. ст.38, п.1 ч. 1 ст.40, п.1(1) ч.3 ст.41, ст. 89, ч.1 ст.144 и ч.2 ст.163 УПК РФ, п.10 ст.12 и п.10 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции»).

Кроме указанных выше есть правовые нормы, содержащиеся в законе, непосредственно регулирующие оперативно-розыскную деятельность.

Именно Федеральный закон, как нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, установил, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности, составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Кроме того, А.В. Шахматов считает, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий[20].

Роль права в деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел и особенно в их оперативно-розыскной деятельности актуализировалась в последнее время, когда в нашей стране началось совершенствование правового государства.

Необходимо отметить, что оперативно-розыскная деятельность рассматривалась в теории ОРД во всех ее организационно-тактических формах, в том числе и в форме поисковой деятельности как основанная на указаниях закона и подзаконных нормативных актах система поисковых (разведывательных) мероприятий осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска преступников.

Поисковая деятельность, как и оперативная разработка является ключевым звеном (элементом) этой системы. Правовой фактор в ней имеет огромное значение, так как в данной форме ОРД как ни в какой другой имеется «возможность известного усмотрения». Это объективно обусловлено негласным характером поисковой деятельности подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и специфическими особенностями общеуголовной, экономической, кибернетической противогосударственной власти управления, правосудия и наркопреступности

Поэтому необходимо, чтобы право устанавливало рамки, за которыми данная организационно-тактическая форма ОРД не может осуществляться как совокупность законных оперативно-розыскных мероприятий, а принципы, сформулированные на основе закона, являются правилами ее осуществления.

Здесь следует согласиться с точкой зрения В.Г. Боброва, высказанной применительно к оперативной разработке, о том, что ее правовая основа - важнейшая составная часть правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом. Указанное суждение правомерно и по отношению к правовой основе поисковой деятельности. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что многие положения, относящиеся к сущности и содержанию последней, в значительной мере касается и правовой основы поисковой деятельности. Поэтому рассмотрение вопроса применительно к исследуемой нами проблеме возможно только с учетом правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел вообще[21].