Файл: Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно в теории оперативно-розыскной деятельности правовую основу рассматривают в широком и узком смысле, исходя из правового толкования понятия законодательства. В широком смысле слова законодательство – весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является Закон, т.е. нормы уголовного и уголовно-процессуального закона. В узком, собственном смысле, под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления, т.е. законодательные акты и нормативные решения правительства и его органов, т.е устанавливающие, либо регламентирующие предписания, которые специально предназначены для правового регулирования деятельности органов внутренних дел, направленной на выявление, предотвращение, раскрытие и расследование преступлений с помощью оперативно-розыскных средств»[22].

К первой группе относятся законы, содержащие нормы различных отраслей права (государственного, уголовного, уголовно-процессуального и др.). Сюда необходимо включить законы, прямо не относящиеся к ОРД и оперативной разработке, но имеющие методологическое значение для этой деятельности, и законы, непосредственно определяющие обязанность органов дознания по применению оперативно-розыскных мер и закрепляющие нормы по использованию их оперативно-розыскных возможностей в уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Ко второй группе необходимо относить Федеральные Законы, постановления представительных органов власти, решения правительства, касающиеся вопросов борьбы с преступностью и тем самым определяющие место и роль ОРД и оперативной разработки как одной из ее форм в решении задач, сформулированных в этих нормативно правовых актах.

В третью группу следует включить нормативно-правовые акты МВД (приказы, инструкции, наставления и т.п.), регламентирующие вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, и нормативные акты, регламентирующие организацию и проведение оперативной разработки непосредственно[23].

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в ходе оперативно-розыскной деятельности, должно обеспечивать законность в процессе организации и выборе тактики оперативно-розыскных мероприятий.

В данных нормах должны быть учтены закономерности и тенденции современности преступности, в том числе общеуголовной, экономической, кибернетической, против государственной власти и управления, правосудия и наркопреступности, определены меры борьбы с ней, включая применение различных сил и средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности.


Иными словами, эти нормы должны устанавливать определенный процессуальный порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий, определять направления их использования в решении задач борьбы с преступностью.

С этих позиций под правовой основой оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью следует понимать научно обоснованную систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах норм, создающих правовые предпосылки, а также условия для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, либо непосредственно регламентирующих правовые, организационные и тактические вопросы применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм в борьбе с преступностью.

Изложенное по мнению Л.Р. Мазыриной, позволяют высказать мнение, что поисковая деятельность подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность полиции, являясь организационно-тактической формой (направлением, составной частью) оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, имеет единую правовую основу, что и оперативно-розыскная деятельность в целом[24].

Вместе с тем следует отметить, что вопросы, связанные с оперативно-поисковой деятельностью, частично компенсируют некоторые положения норм Федерального закона «О полиции», хотя и этого явно недостаточно.

Следует отметить также, что ныне действующее Наставление об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, по сути дела, не содержит положений, относящихся к поисковой работе подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В этой связи, как нам представляется, было бы целесообразно при разработке нового аналогичного правового акта МВД России предусмотреть в нем разделы, относящиеся ко всем существующим формам оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

2.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Глубокий анализ определения оперативно-розыскной деятельности закрепленного в законе позволяет выделить в отношении нее следующее: формы осуществления, субъектов и целевое назначение. В качестве форм ее осуществления можно назвать гласную и негласную деятельность.

По мнению А.Н. Чащина целевое назначение становится возможным раскрыть путем перечисления конкретных целей:


- защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств;

- обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств[25].

В представленном виде легальное определение включает в себя общую формулировку, раскрывающую субъектный состав данной деятельности, ее субъектами являются оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Достижение цели зависит от выполнения промежуточных задач, отражение которых также обнаруживается при анализе специального закона. Так, задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

При анализе содержания статьи 2 данного нормативно-правового акта обнаруживается несовершенство формулировки. В логической последовательности было бы актуальнее сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».

Таким образом, становится очевидно, что в действующем законодательстве раскрываются вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, ее принципов и целевого назначения.

Несмотря на тот факт, что в законе существует определение оперативно-розыскной деятельности, исследователи предлагают свои варианты и точки зрения на данный счет.

В частности, Т.И. Железняк понимает под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[26].


Предполагается, что при определении данной деятельности не стоит забывать о наличии законодательного определения и более осторожно дополнять его личными наблюдениями и основанными на них дополнениями.

Вопрос принципов оперативно-розыскной деятельности не является пробелом как на теоретическом, так и на практическом (легальном) уровне.

В действующем законодательстве перечислены основные принципы данной деятельности.

Так, согласно статье 3 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

При анализе принципов данной деятельности исследователи основываются на положениях действующего законодательства, однако существуют и дополнительные сущностные черты, не упомянутые в нормативно-правовых актах.

По мнению Е.С. Дубаносова, систему принципов можно выстроить следующим образом, разделив ее на два взаимосвязанных блока[27]:

1) Основные (основополагающие, закрепленные в законе) принципы:

- Принцип законности (неукоснительное соблюдение в процессе осуществления деятельности действующего законодательства);

Важно заметить, что данный принцип является общеправовым и исходит из того, что Российская федерация является правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценность и должны признаваться, соблюдаться и обеспечиваться нашим государством.

- Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (данный принцип также основывается на том факте, что в Конституции РФ закреплен правовой статус нашего государства, права и свободы являются высшей ценностью);

- Принцип конспирации (одной из форм оперативно-розыскной деятельность является ее негласное осуществление, данный принцип исходит из того, что в основном преступная деятельность обладает аналогичным свойством);

- Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (поскольку их раздельное использование не позволяет достичь цели данной деятельности).

2) Дополнительные (сущностные) признаки:

- Принцип научности (использование достижений науки и техники в оперативной деятельности – к примеру, наработок, криминологии и криминалистики);

- Принцип оперативности (присущ только ОРД – действовать «на опережение», не допускать перерастания замышляемого преступления в стадию покушения);


- Принцип подконтрольности – демократический централизм (иерархичная система взаимодействия между нижестоящим и вышестоящим государственными органами в аспекте осуществления оперативно-розыскной деятельности).

Как мы уже упоминали, отличительной чертой оперативно-розыскной деятельности является то, что осуществляться она может специально уполномоченными на то субъектами.

Перечень данных субъектов получил закрепление в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ, он включает в себя органы ФСБ России, ОВД, ФСО России, Службу внешней разведки РФ, таможенные органы РФ, ФСИН России.

Каждый из субъектов ОРД имеет круг полномочий, обусловленный спецификой своей ведомственной принадлежности, а также внутриведомственным делением функций. Прежде всего, полномочия указанных органов зависят от уголовно-правовой их компетенции, т.е. установленного нормативно-правовыми актами перечня преступных деяний, раскрытием и предупреждением которых они должны заниматься, а также закрепленных в правовых актах задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация как государство прошло долгий и сложный исторический путь. Революции и войны свойственны для истории нашей страны. В данной напряженной обстановке особую актуальность представляет агентурная, разведывательная деятельность. В настоящий период времени данная деятельность именуется как оперативно-розыскная и осуществляется не только военными ресурсами, но и правоохранительными органами. Основной направленностью оперативно-розыскной деятельности является предупреждение, раскрытие и изобличение лиц, готовящихся или совершивших преступное деяние.

В нашем государстве существует легальное определение данного понятия.

Так, в статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Несмотря на тот факт, что в законе существует определение оперативно-розыскной деятельности, предполагается, что при определении данной деятельности не стоит забывать о наличии законодательного определения и более осторожно дополнять его личными наблюдениями и основанными на них дополнениями.