Файл: Интеллектуальная собственность(История становления института интеллектуальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой проблематики обуславливается тем, что последние десятилетия в России знаменуются глубокими изменениями как в сфере экономических отношений, так и в правовой сфере. Кардинальные изменения, затронувшие систему отношений собственности, коснулись и рынков интеллектуального капитала, интеллектуальных ресурсов, роль которых в развитии инновационного бизнеса любой страны чрезвычайно высока. В настоящее время для успешного распространения новых знаний, технологий начинает применяться эффективное использование института интеллектуальной собственности, превратившегося в действенный механизм содействия развитию торговли и международному научно-техническому сотрудничеству.

Современное общество с трудом способно представить экономический оборот без объектов интеллектуальной собственности. Огромная часть среди исследователей считает, что современная экономика куда больше внемлет росту роли инноваций, чем роли производства, а информация, проявленная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства – наряду с землей, трудом и капиталом.

Сегодня область распространения интеллектуальной собственности – не только и не столько личное потребление, а, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс, включает в себя две группы элементов – материальные и нематериальные активы. По некоторым данным, доля нематериальных активов в стоимости активов крупнейших компаний мира составляет от 30 до 60 %, и эта величина имеет устойчивую тенденцию к росту.

Результаты интеллектуальной деятельности компилируют важнейший компонент национального богатства России. После перехода к рыночной экономике огромнейшая доля этих результатов появляется на рынке, чаще всего без объективной стоимостной оценки и достаточной правовой защиты. Сегодняшний день утверждает, что у нас нет научных приёмов и методик оценки интеллектуального продукта.

В ходе развития внешнеэкономических отношений и отсутствия монополии на их воплощение, иностранные партнеры приобретают обширный доступ к новейшим идеям, приёмам, методикам и другим результатам интеллектуальной деятельности. Из-за отсутствия отечественного рынка интеллектуальной продукции и хотя бы минимальной правовой защиты наша страна несет колоссальный ущерб, вследствие обнародования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических трудов становятся доступны иностранным партнерам, как «щедрые подарки» от нашей Родины.


Вышесказанное раскрывает ужасающую актуальность и научную значимость политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического формулирования.

Цель работы – раскрыть понятие «интеллектуальная собственность».

Задачей работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика объектов интеллектуальной собственности, рассмотрение качественных характеристик и признаков, особенностей интеллектуальной собственности, раскрытие вопроса защиты и безопасности интеллектуальной собственности в России.

Объект исследования – интеллектуальная собственность.

Предмет исследования – теоретическое представление интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность действует как объект в совершенно различных сделках – начиная с классической купли-продажи и обыденных авторских или лицензионных договоров, продолжая вкладами в уставный капитал и коммерческим договором. В сегодняшнее время стоит рассматривать интеллектуальную собственность не иначе как серьезное оружие в конкурентной борьбе, а не второстепенный продукт, получаемый при разработке изделия иного вида. Важен положительный отклик при решении задачи по привлечению инновационной технологии для повышения конкурентоспособности производимой на ее основе продукции.

В ходе данного исследования применялись следующие методы: аналитический, логический.

Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам интеллектуальной собственности. При написании курсовой работы были использованы: нормативно-правовые документы, журнальные статьи Алиева С. З., Баттахова П. П., Мамаевой Л. Н., Карцхия А. А., Костенко М. А., Новоселовой Л. А., Пучкова О. А. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи. Первая глава содержит теоретическую основу и состоит из четырех параграфов. Вторая глава содержит правовую защиту рассматриваемого вопроса. В заключении сформулированы основные выводы.


Глава 1. Интеллектуальная собственность: теоретическое представление

1.1. История становления института интеллектуальной собственности

Интеллектуальный труд существовал всегда. Однако юридическое закрепление этой категории происходит далеко не с самым зарождением правовых норм, а ее совершенствование продолжается и в настоящее время.

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось уже во времена Древней Греции. Законодатель признавал социальное, политическое и потом экономическое значение произведений литературы и искусства. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.

Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений.

Находили себе пропитание и оратор Цицерон, и летописец Нестор, и философ Спиноза, но, как правило, заработки не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе меценатства – творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: «Служу тому, кто мне платит». Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и «внерыночное обеспечение» способствовали появлению большинства шедевров. «Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо – в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови – в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще». Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом [45].


Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых «милостью монарха».

Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа.

По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. «Право» изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474 г., в которой уже признавались их «моральное право» и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени.

Итак, следует констатировать, что исторически главными факторами, повлиявшими на формирование института интеллектуальной собственности явились: разделение труда, обособление интеллектуального труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот.

В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны» и содержавший один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт» – право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер [56].

«Изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота – фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положений.


Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.

В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и «существует независимо от признания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.

Во Франции при «старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все «привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью» (Декрет Учредительного собрания 1789 г.), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран [44].

Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее «бурную» историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 г. с изменениями и дополнениями).