Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Эмоциональные состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контакт глазами может указывать на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может быть неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию.

Исследования показывают, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд [12 c. 26].

Умышленный отказ от визуального контакта бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером (у него может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен). Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности невидящего взгляда (насквозь, зависание перед лицом, расфокусировка, обращение в себя или на другой объект в стороне от собеседника). Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынуждено как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми).

Поза - это положение человеческого тела. Поскольку позы - одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение/исключение из ситуации (открытость или закрытость). Любые скрещивания, отклонения, максимальное мышечное расслабление демонстрируют закрытость партнера;

2) доминирование или зависимость - нависание над партнером, похлопывание по плечу, взгляд снизу, ситуативная сутулость и пр.;

3) противостояние (кулаки сжаты, поза подбоченясь, плечо вперед) или гармония (синхронизация поз, открытость, свобода) [13 c. 82].

Походка - элемент кинесической подструктуры, связанной с позой. Характер походки указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.


Жесты - движения рук или кистей рук. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, его состоянию.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

- описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

- конвенциональные - жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие; замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

- модальные - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга и пр.; выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

- жесты, используемые в различных ритуалах.

Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему невербальной коммуникации. Это, прежде всего, самые разнообразные прикосновения.

Среди прикосновений можно выделить:

- профессиональные (носят безличностный характер);

- ритуальные (рукопожатие, дипломатические поцелуи);

- дружеские;

- любовные.

Проксемика - термин, введенный для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения [10 c. 418].

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования.

Интимное расстояние подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (нейтральное - возня с ребенком - или негативное).

Личное пространство не предполагает обязательный физический контакт. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы.

Социальное расстояние наиболее удобно для формального общения.

Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами.

Невербальные аспекты речи передают сообщения: а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование; б) о самом говорящем - его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.


Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личности, тем не менее, слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества, но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики.

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка, неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием, изменчивость способов невербального выражения, зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

Выводы по второй главе

Для изучения эмоциональной экспрессии используется много различных методик. Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать.

Умения и навыки интерпретировать невербальные средства общения играют важнейшую роль в межличностном общении. В общении мы выражаем себя и познаем окружающих путем наблюдения и анализа их невербального поведения. Наши действия и экспрессивные выражения в процессе совместной деятельности с другими людьми имеет значение не только для нас, но и для наших партнеров. Они формируют отношение других людей к нам, т.к. становятся общими аспектами и могут повлиять на протекание и результат взаимодействия.

Таким образом, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка, неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием, изменчивость способов невербального выражения, зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

Знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

Умение правильно толковать невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений и не раз сослужит добрую службу в критических ситуациях.

Итак, интерпретируя невербальные сообщения, необходимо учитывать следующие моменты:

- уникальность невербального языка;

- неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

- изменчивость способов невербального выражения;

- зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Алейникова. – Ростов/н/дону, 2002. – 147 с.

2. Изард К. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: Директ Медиа, 2008. – 954 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

5. Клочко В.Е. Психодиагностические технологии выявления потенциала

инновационноcти и одаренности молодежи: учеб. пособие / В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, В. В. Мацута, М. А. Подойницина, О. Н. Стариченко, О. Н. Чучалова. – Томск: 2013. – 172 с.

6. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 415 с.

7. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах / Науч. ред. проф. А.А. Алексеева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 1876 с.

8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: учебно-методическое пособие / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2002. – 232 с.

9. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций / В.А. Лабунская // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 228 – 263.

10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

11. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – 6-е изд., перераб, и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 591 с.

12. Ларина Т.И. Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респондентов / Т.И. Ларина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 117. – С. 26-31.

13. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.

15. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.

16. Психология человека от рождения до смерти: учебник для студ. вузов / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 678 с.