Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Значимость исследования эмоционального психического выгорания у представителей профессии воспитатель детского сада обусловливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Вопрос психологического благополучия воспитателя считается одной из наиболее актуальных проблем социальной деятельности в целом и современной педагогической психологии. В данной взаимосвязи огромную значимость обретает исследование феномена выгорания – психологического явления, оказывающего отрицательное влияние на психофизическое здоровье и результативность работы специалистов, занятых в социальной сфере.

Тема исследования – изучение синдрома эмоционального выгорания воспитателей младшего дошкольного учреждения.

Объект исследования - воспитатели младшего дошкольного учреждения.

Предмет исследования – особенности профессионального выгорания воспитатели младшего дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

- исследовать положение этой задачи в научной литературе;

- проанализировать характерные черты формирования синдрома выгорания у воспитателей младшего дошкольного учреждения;

- изучить степень профессионального выгорания у воспитателей младшего дошкольного учреждения.

Гипотеза - предположим, что на развитие синдрома эмоционального выгорания проявляет воздействие психологическая атмосфера в коллективе и индивидуальные личностные качества воспитателей.

Методики исследования:

- В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания».

- А.Ф.Фидлер «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе»

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у воспитателей младшего дошкольного учреждения


1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития

Научный и практический интерес синдрома выгорания установлен тем, что этот синдром – прямое выражение всевозрастающих трудностей, сопряженных с здоровьем сотрудников, их отдачей и устойчивостью деловой жизни организации.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физиологической усталости, индивидуальной отстраненности и уменьшения удовлетворения осуществляемой деятельности. В литературе в качестве синонима термина «синдром эмоционального выгорания» используется термин «синдром психического выгорания».

Некоторыми авторами синдром эмоционального выгорания классифицируется определением «профессиональное выгорание», то что дает возможность расценивать данное проявление в нюансе индивидуальной деструкции специалиста под влиянием профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание появляется вследствие внутреннего накопления негативных чувств в отсутствии надлежащей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно проводит к истощению чувственно-энергетических и индивидуальных ресурсов человека [2, с. 53].

Таким образом, синдром эмоционального (профессионального) выгорания возможно установить равно как синдром, формирующийся в фоне затяжного стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов трудящегося лица.

Развитие синдрома носит стадиальный характер, что изображено на рисунке 1.1.

Энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности

Чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе

Эмоциональное истощение ощущается как:

- эмоциональное перенапряжение,

- опустошенность,

-исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций


Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере

Рис. 1.1 – Стадии синдрома эмоционального (профессионального) выгорания

Но течение и выражение синдрома носит персональный вид, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а кроме того критериями, в каковых проходит профессиональная деятельность человека.

Более известная модель выгорания, созданная К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко, включает 3 группы симптомов, и сопутствуется определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.

I. Фаза «Тревожное напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

1.

Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

2.

Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

3.

Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги

4.

Рис. 1.2 – Фаза «Тревожного напряжения»

Фаза «Тревожного напряжения» рис. 1.2 считается предсказателем и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжённость содержит динамичный вид, то что обусловливается изматывающим постоянством либо усилением психотравмирующих условий.

II. Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу).

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу - не хочу» - неадекватным или избирательным образом.


1.

Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (воспитаннику, ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».

2.

Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности - дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

3.

Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

4.

Рис. 1.3 – Фаза «Резистенция»

Выделение данной фазы «Резистенция» рис. 1.3 в самостоятельную весьма условно. По сути противодействие нарастающему стрессу наступает с этапа возникновения тревожного напряжения.

III. Фаза «Истощение»

Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.

1.

2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.

2.

Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности.

3.

Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данный симптом обычно образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях.

4.

Рис. 1.4 – Фаза «Истощение»

Фаза «Истощение» рис. 1.4 характеризуется наиболее либо меньше проявленным падением всеобщего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита делается необходимым атрибутом личности.


Подобным способом, проанализировав фазы формирования синдрома, возможно отметить конкретную направленность: мощная взаимозависимость от работы приводит к абсолютному унынию, экзистенциальной пустоте. Но большая часть экспертов принимает потребность учета непосредственно 3-х образующих с целью установления присутствия и уровня выгорания.

На сегодняшний день учеными выделено свыше ста признаков,, помогающих установить начинающееся выгорание у работников:

- понижение мотивации к труду;

- стремительно растущее недовольство трудом;

- утрата сосредоточения и повышение погрешностей;

- растущая неаккуратность в содействии с клиентами;

- пренебрежение условиями защищенности и техникой безопасности;

- снижение стереотипов исполнения деятельность;

- снижение ожиданий;

- несоблюдение последних сроков работ и повышение неисполненных обязанностей;

- поиск оправданий вместо решений;

- конфликты на рабочем месте;

- хроническая усталость;

- раздражительность, нервозность, беспокойство;

- отдаление от коллег;

- увеличение абсентеизма.

В формирование синдрома оказывают большое влияние внешние и внутренние факторы, показанные на рисунке 1.5.

В следствии влияния внешних факторов педагог склоняется к экономии психологических ресурсов: стремится «не обращать внимания», «беречь нервы», - то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

«Эмоциональное выгорание» появляется стремительнее у этих, кто более эмоционально сдержан.

Внешние факторы

Внутренние факторы

хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями

завышенные нормы контингента (например, учащихся в группе)

нечеткую организацию и планирование деятельности

повышенную ответственность за исполняемые функции

склонность к эмоциональной ригидности

неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель - подчиненный», «коллега - коллега», «учитель - ученик»)

психологически трудный контингент (например, дети психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины)

Рис. 1.5 – Факторы, влияющие на развитие синдрома «Эмоционального выгорания»

Любая напряжённая обстановка в профессиональной работы сохраняет у подобных людей сильный отпечаток в душе, порождает активное сопереживание, бессонницу. Со временем эмоциональные ресурсы истощаются появляется потребность оберегать их, прибегая к механизмам психологической защиты. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, синдром возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Данное, зачастую характерно юным экспертам с высокой ответственностью за выполняемые прямые обязанности. Итогом такого рода работы считается формирование последующих симптомов «выгорания»: