Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшей частью общих задач оперативно-розыскной деятельности является выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Термины «выявить» и «раскрыть» являются синонимами, однако их использование в контексте данного предложения вполне обосновано. Они более определенно ориентируют на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не только само событие преступления и лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, но и многие другие связанные с этим обстоятельства.

Выявить и раскрыть преступления означает установить, обнаружить с помощью оперативно-розыскных сил и средств очевидность подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, которые тщательно скрывались, сохранялись в тайне и потому остались неизвестными для правоохранительных органов и граждан. Следовательно, задача состоит в выявлении и раскрытии так называемых «неочевидных» преступлений. В отличие от этого «очевидные» преступления в выявлении и раскрытии оперативно-розыскным путем не нуждаются, поскольку они совершаются в условиях очевидности, когда исходная информация указывает на событие преступления и лицо, его совершившее, Однако в подобных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов и целей преступления, а иногда и результатов преступной деятельности, т.е. обстоятельств, которые при очевидности самого преступления, как правило, в действительности наглядно не проявляются.

Выявление и раскрытие преступления включает в себя установление оперативно-розыскным путем события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления) и лиц, его совершивших. Если преступление совершено или совершается организованной группой лиц, то должны быть установлены все эти лица и роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях усилия оперативных подразделений должны быть направлены на установление личности потерпевшего, его местонахождения, обстоятельств, характеризующих потерпевшего.

Задача выявления и раскрытия преступления оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в органической связи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку в случае ее успешного решения возбуждается уголовное дело. В ряде случаев уголовное дело может быть возбуждено при обнаружении только события преступления. Однако при этом орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан установить лиц, совершивших преступление[6].


Согласно уголовно-процессуальному закону, орган дознания (оперативное подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность), возбудивший уголовное дело, выполнив неотложные следственные действия, обязан передать его следователю. Если по делу лицо, совершившее преступление, не было обнаружено, то орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах. Это правило должно соблюдаться и тогда, когда при установлении оперативно-розыскным путем события преступления уголовное дело возбуждает следователь, а не орган дознания.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения задач, в этом Законе не предусмотренных. Однако столь категоричное предписание не является препятствием для формулирования еще одной задачи — о создании в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Сюда же должно входить принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для возбуждения уголовного дела и осуществления следственных действий не была разглашена та часть оперативно-розыскной деятельности, которая составляет государственную тайну. Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной к гласной уголовно-процессуальной деятельности.

Создание в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса предполагает получение сведений об очевидцах преступления; местах нахождения документов и предметов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе его следы, были объектами преступных действий, а также о деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и всех других предметах, могущих служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и выявлению виновных. При необходимости оперативно-розыскные меры должны быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных материальных предметов[7].

Задачей оперативно-розыскной деятельности является также установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили или совершают преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. В ряде случаев необходимо выявить оперативно-розыскным путем обстоятельства, характеризующие личность наиболее важных свидетелей и потерпевшего, что позволит создать представление об их психологической установке на ту или иную позицию на предстоящих допросах.


Задача создания необходимых условий и предпосылок для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства может быть успешно решена при условии, что оперативные сотрудники хорошо знают процессуальный институт возбуждения уголовного дела (ст.ст. 3. 108—116 УПК РФ), нормы доказательственного права, рег­ламентирующие предмет доказывают по уголовному делу (ст. 68 УПК РФ), определяющие понятие доказательств (ст. 69 УПК РФ), устанавливающие порядок собирания, проверки и оценки доказательств (ст. ст. 70 и 71 УПК РФ), характеризующие самостоятельные виды доказательств (ст.ст. 72—88 УПК РФ), а также предусматри­вающие порядок и условия производства следственных действий (ст.ст. 155—194 УПК РФ).

Для успешного решения рассматриваемой задачи необходимо учитывать и соответствующие положения теории доказательств в уголовном процессе (прежде всего положения, раскрывающие сущность доказательств по уголовному делу, а также такие их свойства, как относимость и допустимость).

Создание в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности невозможно без знания процессуальной природы самостоятельных видов доказательств в российском уголовном процессе. В ходе оперативно-розыскной деятельности должны быть созданы реальные условия и предпосылки для собирания конкретных видов доказательств, а не доказательств вообще (в уголовном процессе используется шесть видов доказательств: показания свидетеля и потерпевшего; показания обвиняемого и подозреваемого; заключение эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий и иные документы).

Здесь могут быть созданы условия и предпосылки для получения всех видов доказательств, за исключением заключения эксперта. Получение этого вида доказательств может быть обеспечено лишь в ходе производства по уголовному делу.

Предупредить можно только общественно опасные деяния, которые еще не совершены. Предупредить преступление означает непосредственно воздействовать оперативно-розыскными средствами на лицо (лиц), вынашивающее намерение совершить преступление и предпринимающее для этого определенные действия, либо на причины и условия, позволяющие совершить преступление.

Цель предупреждения преступления состоит в том, чтобы предотвратить преступление еще до того, как соответствующее лицо (лица) приступит к его непосредственному осуществлению.


Основанием для предупреждения служат сведения о подготовке определенного лица (лиц) к совершению преступления.

Предупреждение может быть осуществлено как в отношении конкретного лица (лиц), так и в отношении неопределенного круга лиц.

Важная роль в предупреждении преступлений принадлежит лицам, оказывающим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе или внедренным в организованные преступные группы.

Пресечение преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью лишить их реальной возможности продолжать совершение преступления. Эта задача относится к любым совершаемым преступлениям, как «очевидным», так и «неочевидным». Способы ее решения могут быть различные: захват преступника с поличным, возбуждение уголовного дела и применение уголовно-процессуальных мер пресечения преступления и др.

Самостоятельной специфической задачей оперативно-розыскной деятельности является розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такой розыск направлен на установление места нахождения конкретных скрывающихся лиц: лица, в отношении которого в определенном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимого, в отношении которого должно состояться или осуществляться судебное разбирательство; лица, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу[8].

В первых двух случаях скрывающиеся лица остаются участниками уголовно-процессуальной деятельности, поэтому при их розыске должно быть взаимодействие с органами дознания, следователем, прокурором или судом, розыск обвиняемого возложен на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, также уголовно-процессуальным законом (ст. 196 УПК РФ). Следует уточнить, что розыск прежде всего направляется на установление обвиняемого, известного органам предварительного расследования. Установление же лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, является задачей предварительного следствия, а не розыска (ст. ст. 2, 3, 143 и 144 УПК РФ).

Задачу розыска скрывшегося обвиняемого ставит перед органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователь или лицо, проводящее дознание (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно). Розыск может иметь место параллельно с расследованием уголовного дела или одновременно с принятием решения о приостановлении предварительного следствия.


Прежде чем объявлять розыск обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что он действительно скрылся от следствия, а не умер, не находится в больнице, не арестован по другому уголовному делу, с ним не произошел несчастный случай.

До объявления розыска следователь должен также собрать максимальный объем сведений о личности обвиняемого, которые необходимы для проведения эффективного розыска. Эти сведения отражаются им в справке о личности обвиняемого. К ним относятся: фамилия, имя, отчество, время и место рождения, национальность, образование, семейное положение; наличие родственников и их адреса; профессия, специальность; последнее место жительства и работы; отношение к воинской обязанности; сведения о судимости; наличие особых примет, черт характера, привычек, состояние здоровья, возможные хронические заболевания; обстоятельства побега из под стражи, личные и иные связи; другие сведения, способствующие розыску. К справке прилагаются фотокарточка, а если она отсутствует, — подробное описание внешности разыскиваемого обвиняемого.

Правовым основанием для формулирования следователем задачи розыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обви­няемого, служит постановление следователя об объявлении розыска. В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по которым объявляется розыск, указывается, кому поручается розыск, избранная в отношении обвиняемого мера пресечения и куда следует направить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подробным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресечения, санкционированным прокурором, если мерой пресечения избирается арест, следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Если во время судебного разбирательства уголовного дела подсудимый скрылся, то суд выносит определение об объявлении его розыска (ч. 2 ст. 257 УПК РФ). Такое определение вместе с другими необходимыми документами также направляется в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Последний обязан принять все предусмотренные законом меры к розыску скрывшегося подсудимого.

Предусмотренный в п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень объектов, подлежащих розыску в связи с производством по уголовному делу, нельзя признать исчерпывающим. К их числу могут быть также отнесены: потерпевшие; свидетели; трупы и их части; животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления); материальные предметы, могущие стать вещественными доказательствами (ст. 83 УПК РФ); транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления).