Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При осуществлении антигосударственной деятельности, нелегальные группировки также используют конспирацию, действуют скрытно. Не однажды случалось, что перед необходимостью конспирации оказывались религиозные организации (например, христианство в первый период своего существования).

Конспирация (скрытность, маскировка) – один из факторов ОРД, способствующих достижению успеха. Она дает возможность сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайные способы совершения преступлений противопocтавляются государством тайным способам их раскрытия. Это может быть достигнуто посредством:

1) применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.);

2) применения некоторых приемов поведения (соответственно обстановке, без привлечения внимания окружающих);

3) использования специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Впервые, термин «конспирация» был использован в Законе РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем эта правовая категория нашла отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и в иных нормативных правовых актах: Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[9]; Федеральном законе от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»[10]; Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»[11] и др.

Достаточно часто этот термин используется и в ведомственном нормативном регламентировании правоохранительных органов.

Однако, несмотря на столь частое использование данного термина в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, в настоящее время ни в одном из них, не сформулирована его дефиниция, а он сам употребляется как общепризнанный и не требующий пояснения.

В большинстве толковых словарей русского языка конспирация (от лат. conpiratio — заговорщик) определяется в двух основных значениях: как методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов; тайная подпольная антиправительственная деятельность, как соблюдение тайны; соблюдение и строгое сохранение тайны; скрытность, соблюдение тайны.


В разное время к вопросам применения конспиративных методов, способов и средств в ОРД обращались С.Д. Соловьев, С.И. Бабушкин, С.Ф. Марков (50-е годы прошлого века), Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь и др. (60-е годы), В.Г. Бобров, М.П., Лапшин, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов, Ю.В. Солопанов и др. (70-80-ые годы). Значительный вклад в развитие теоретических основ в разработку этих проблем внесли В.Н Атмажитов, Б.Е. Богданов, К.К. Горяинов, Ю.С. Блинов, О.А. Вагин, А.И. Гуров, Н.С. Железняк, В.П. Илларионов, И.А. Климов, В.П. Кувалдин, В.Н. Омелин, О.П. Кириллов, Б.П. Михайлов, К.М. Тарсуков и др. Труды этих ученых составили теоретическую базу исследования.

Вместе с тем, анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработанности правовых и организационно-тактических основ реализации принципа конспирации в ОРД, особенно в современных условиях, когда возрастает криминальный потенциал противодействия организованной преступности, изощренность методов проникновения во властные структуры, уровень замаскированности и конспирации преступных действий. Нуждается в теоретическом осмыслении, анализе и методическом воплощении такие понятия, как правила конспирации в ОРД, методы, способы и средства обеспечения конспирации в агентурной работе и осуществлении ОРМ, защите сведений о субъектах ОРД и т.д.

В ходе ОРД при необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, законом предоставлено право использования документов, зашифровывающих личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Норма ст. 6 и ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность использовать помощь должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. Согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на уполномоченные органы возлагаются проведение ОРД и обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ.


Принцип конспирации означает установление специального порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также непременных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Организация и тактика ОРД и способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах. Знакомиться с ними вправе только должностные лица, у которых есть допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в Положениях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.

Заключение

В итоге, основными целями оперативно-розыскной деятельности являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Одной из важнейших эффективностью целей науки Оперативно-розыскной деятельности является нахождение баланса между оперативно-розыскных мероприятий и соблюдением прав и свобод человека, режима законности.

Следует также дать определение оперативно-розыскной деятельности – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Главными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Необходимо сказать, что сохранять и соблюдать государственную и служебную тайну можно не только путем обеспечения конспирации, но и путем соблюдения режима секретности. На наш взгляд, эти понятия входят в качестве вида в родовое понятие сохранение и соблюдение тайны. В этой связи необходимо выделить отличительные особенности конспирации, как специфической деятельности, отличающие ее от других смежных направлений.

Из вышесказанного вытекает отличие режима секретности и конспирации, которое заключается в том, что все действия, направленные на соблюдение режима секретности строго регламентированы нормативно-правовыми предписаниями, что абсолютно противоречит правилам соблюдения конспирации, которые не возможно нормативно урегулировать в связи с тем, что нельзя учесть все оперативно-тактические ситуации, с которыми сталкивается сотрудник оперативного подразделения. Даже совершенный нормативный акт, разработанный на основе передовых теоретических исследований и практического опыта, никогда не сможет обеспечить эффективного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, ибо не в состоянии учесть конкретную оперативную обстановку, в которой должна осуществляться эта деятельность.


Отличие режима секретности от конспирации заключается и в том, что он носит исключительно односторонний характер, так как его обязаны соблюдать только сотрудники, допущенные к совершенно секретным и секретным сведениям. В противовес этому, конспирация представляет собой деятельность и соответственно обязанности нескольких сторон, где наряду с сотрудником оперативных подразделений, определенными правами и обязанностями наделены и лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, отличается и круг субъектов, информационную осведомленность которых об определенных сведениях, относящихся к государственной и служебной тайне необходимо ограничить.

Залогом надлежащего обеспечения режима секретности является не только система защиты государственной тайны: порядок ведения секретного делопроизводства в органах внутренних дел, соблюдения принципа и правил конспирации, правила оформления допусков сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну и т.д., но и знание служебных обязанностей работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, а также контроль, осуществляемый в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности секретных сведений и состояния конспирации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301;
  4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Редакция от 06.07.2016). Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349;
  5. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455;
  6. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143;
  7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269;
  8. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594;
  9. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. № 17 ст. 594;
  10. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29, ст. 2757;
  11. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции». Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503;
  12. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316;
  13. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759;
  14. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15;
  15. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2066;
  16. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
  17. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594;
  18. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2 ст. 219;
  19. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594;
  20. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366;
  21. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455;
  22. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 28 ст. 2895;
  23. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., № 17, ст. 888;
  24. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448;
  25. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности». Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357;
  26. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств». Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 31 (часть I);
  27. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10, ст. 1127;
  28. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10;
  29. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382;
  30. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: «Деловой двор», 2009 ст. 236;
  31. Захарцев С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. ст. 400;
  32. Кикотя В. Я. Административное право России: Учебник / Под ред. Кикотя В.Я. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ст. 378;
  33. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. ст. 407;
  34. Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008. ст. 389;
  35. Старостин С. А. Административное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. С.А. Старостина. - М.: ИНФРА-М, 2012. ст. 486;
  36. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. А.Н. Халиков. М. ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. ст. 203 с;
  37. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. ст. 323.

  1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Редакция от 06.07.2016). Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.

  2. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.

  4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции». Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503.

  5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15.

  6. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов. Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. ст. 407.

  7. Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008. ст. 389.

  8. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. А.Н. Халиков. М. ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. ст. 203.

  9. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269;

  10. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594;

  11. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143.