Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно - розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно, что цель розыскной деятельности состоит в обнаружении уже установленных, т.е. известных, лиц, предметов и других объектов. По­этому, если речь идет о розыске потерпевших и свидетелей, то в распоряжении субъектов розыска должны быть данные, позволяющие индивидуализировать личность разыскиваемых лиц и отождествлять их при обнаружении. Разыскиваемое лицо — это всегда конкретный человек.

Аналогичным образом следует характеризовать и материальные объекты розыска. Однако в отличие от живых лиц в отношении материальных предметов могут быть данные, указывающие лишь на их групповую принадлежность. Причем объем группы, к которой относят те или иные материальные предметы, может быть достаточно велик (например, группа «ценности», группа «тяжелые тупые предметы»). Но это не должно препятствовать их розыску. В таких случаях известность, установленность соответствующих материальных предметов означает зафиксированную принадлежность их к определенной группе.

Так, согласно ч. 4 ст. 127 УПК РФ, следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных действий. Последние служат правовым основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности, направленной на розыск потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, материальных предметов, могущих стать вещественными доказательствами, и т. д. Это согласуется со ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Поручение следователя о производстве розыскных действий — это его предложение органу дознания разыскать то или иное лицо или материальный предмет. Оно дается, как правило, в письменном виде через начальника органа дознания и обязательно для исполнения. Следователь может дать поручение оперативным сотрудникам в устной форме (например, в случае совместного выезда на осмотр места происшествия).

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительно-трудовых учреждениях и совершившие из них побег, а также уклоняющиеся от отбывания наказания осужденные, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы.

Администрация исправительно-трудовых учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных в случае совершения ими побега из мест лишения свободы или с предписанного места жительства. При этом должны быть представлены соответствующие документы, необходимые для организации и проведения розыска. Органы, осуществляющие розыск осужденных, должны координировать оперативно-розыскную деятельность с соответствующими подразделениями МВД России, а также администрацией мест лишения свободы.


Розыск лиц, пропавших без вести (например, родственников), осуществляется по заявлениям граждан и администрации соответствующих учреждений не в связи с совершенным преступлением и без возбуждения уголовного дела. Мотивы заинтересованных лиц получить сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин. Полученные в результате розыска без вести пропавшего гражданина сведения могут быть представлены в суд для установления в судебном порядке одного из двух предусмотренных Гражданским кодексом РФ юридических фактов: признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. В случае установления судом одного из этих юридических фактов заинтересованные лица могут разрешать соответствующие вопросы, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Для успешного поиска без вести пропавшего гражданина органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, важно получить от заинтересованного лица как можно больше сведений, характеризующих пропавшего без вести гражданина, а также об обстоятельствах, предшествовавших его исчезновению и последовавших за этим. Появляется необходимость изучить и соответствующие документы, которые находятся прежде всего в государственных органах (учеты задержанных, доставленных в медвытрезвители, приемники-распределители, лечебные учреждения, морги и т. п.), а иногда и соответствующие материальные предметы.

При осуществлении розыска без вести пропавших граждан существенное значение имеет учет разнообразия тех обстоятельств, в силу которых гражданин может оказаться без вести пропавшим. Ими могут быть: преступления (убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, оставление в опасности и др.); смерть от болезни, несчастного случая или старости; исчезновение в результате стихийного бедствия или потери на местности (заблудился в лесу, горах, пещерах и т. п.); исчезновение в результате психического заболевания. Причинами без вести пропавших граждан могут быть также тайное лечение или вступление в брак, нежелание находиться вместе со своими близкими и т. п.

Наряду с этим Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» формулирует ряд задач, не связанных непосредственно с уголовным процессом. Одна из них, достаточно глобальная, состоит в добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Эта задача может решаться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, лишь при условии, если имеется информация о возможном возникновении таких событий или действий и имеет предупредительный характер.


2. 2 Второстепенные задачи ОРД

Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп. 1—6 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.

Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная тактика направлена на решение актуальных задач борьбы с преступностью, в первую очередь с ее организованными формами.

К таким задачам можно отнести:

- изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;

- получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;

- определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);

- изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый "изолирующий слой", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;

- изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число "боевиков". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы "боевиков", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;


- определение того, какова схема воспроизводства преступной деятельности. В частности, отыскание форм и способов легализации преступных доходов. Лишение организованной преступности финансовой поддержки — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом.

Решение перечисленного комплекса задач позволит активизировать борьбу с лидерами (организаторами) преступной деятельности в регионе. Эти задачи ранее перед оперативными подразделениями также ставились и касались изучения деятельности какой-либо одной конкретной группы, что явилось одной из причин явного провала в изобличении лидеров (организаторов) преступной деятельности. Так, в ряде регионов России в 1997 году к уголовной ответственности не привлечено ни одного лидера организованной преступности.

Глава 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности

3.1 Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно - розыскной деятельности

Статьей 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что ОРД представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

Сочетание гласных и негласных средств и методов имеет большое значение в ОРД. Данные методы, хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга, обеспечивая тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

В законодательной формулировке рассматриваемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т. д.


Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении, сделанное в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ);

2) явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе представляется необходимым все сведения, которые получены негласным путем, проверять при помощи гласных приемов.

Сведения, полученные негласным путем, должны быть подкреплены официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

3.2 Принцип конспирации оперативно-розыскной деятельности

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определены принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации является важнейшим отраслевым принципом ОРД. Он отражает специфический разведывательный характер ОРД.

Как и в любом государстве, по законодательству РФ, конспирация — один из принципов деятельности Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ.

Кроме того, государственные правоохранительные органы вообще, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (выполнение которой по определению предполагает негласность), также используют принцип конспирации. Например, скрываются личности сотрудников кадрового состава, ведомственная принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ; работники розыскных подразделений по принципам разведки внедряются в структуры преступной среды, и т.д.