Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность эмоций и эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. В течение своей жизни люди общаются друг с другом. Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая как вербальную (речевую), так и невербальную составляющие. В настоящее время в процессе общения психологи советуют обращать внимание на невербальную составляющую. В большей степени потому, что невербальный язык практически не контролируем человеком.

Выявить сами эмоциональные состояния было бы достаточно просто, но мнение человека о любом объекте или ситуации гораздо сложнее, чем просто «нравится — не нравится». Да и в деловом общении менеджеру надо знать не только как — благожелательно или раздраженно — слушает его клиент, доволен ли он ходом переговоров, но и что он собирается делать дальше: искать дополнительную информацию, заключать сделку или отказываться от нее. Указания на это тоже можно получить, наблюдая за телесными проявлениями состояний человека.

Таким образом, тема «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека» на сегодня является очень актуальной.

Объектом исследования в работе выступает эмоциональные состояния.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Гипотезой исследования явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица.

Цель курсовой работы заключается в исследовании невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- дать определение понятиям «эмоции» и «эмоциональные состояния»

- определить место эмоций в структуре личности человека

- рассмотреть основные психологические теории эмоций;

- описать особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний.

Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизаций литературы по проблеме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в трактовке особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключение и списка литературы.


Глава 1. Сущность эмоций и эмоциональных состояний

1.1 Общее понятие эмоций, чувств, психологического состояния. Виды эмоций и чувств

Наиболее простой разновидностью рассматриваемых эмоциональных проявлений человеческой психики является эмоция.

Эмоция – форма психического отражения внешнего мира в форме кратковременных переживаний человека, которые выражают субъективное отношение его к происходящему. Проявляются в эмоциях человеческая субъективная чувствительность в области его межличностных отношений, а так же и его индивидуальный стиль переживаний. Эмоциями выражается оценочное, личностное отношение человека к возможным или складывающимся ситуациям, к собственной деятельности и проявлениями себя в них. Возникновению эмоций способствуют ситуации необычности и новизны.

Эмоции связаны исключительно с переживанием удовлетворения или неудовлетворения каких-либо наиболее важных потребностей человека. Эмоции могут оказывать огромное воздействие на поведение человека, особенно в тех ситуациях, когда они выходят из-под контроля сознания. Эмоциональные состояния иногда могут носить характер неопределенности, «диффузный» характер, частично изменяясь, смешиваясь, и вследствие этого могут возникнуть другие новые эмоциональные состояния. Из-за этого человек может пережить целый эмоциональный комплекс. Например, гнев, презрение, отвращение и др. подобные эмоции могут образовать некоторый эмоциональный симптом – враждебный комплекс, перерастающий в чувство враждебности, которые лежит в основе противоправного агрессивного поведения. На поведение людей в мотивационной сфере личности доминирование подобных эмоций может влиять по-разному, при социальном взаимодействии друг с другом уменьшая или, напротив, увеличивая вероятность совершения противоправных действий (конечно же, с учетом и других факторов).

По сравнению с эмоциями более емкими и в большей степени интеллектуально, социально насыщенными проявлениями психики являются чувства. Они, как и эмоции, представляют собой некоторую форму психического отражения действительности, которая выражает отношение человека к внешнему миру. В то время как эмоции определяются ситуацией, чувства обусловлены влиянием социальных, нравственных, общественно-исторических факторов, которые влияют на формирование личности. Характеризуются она большей глубиной, устойчивостью и продолжительностью переживаний. По этой причине мы говорим не о эмоции, а о чувстве – любви, нравственного долга, патриотизма, сострадания и т. д.


При длительном переживании эмоциональных комплексов или отдельных эмоций зачастую может произойти переход в довольно сложное, стойкое, а порой и противоречивое психическое состояние, которое рассматривается как динамическое, целостное и относительно устойчивое личностное образование, определяющее во многом своеобразие психики человека, а разных этапах его жизни.

Эмоциональное состояние формирует настроение, которое продолжительное время окрашивает психический процесс, определяющий направленность субъекта и его отношение к явлениям, событиям, людям, окружающим его. Различные чувства, эмоциональные и психические состояния могут стать доминирующими и ведущими, а впоследствии оказывать сильное влияние на формирование характера человека.

Основные виды эмоциональных реакций:

  1. Аффект. Самый мощный вид эмоций. В целом, аффекты представляют собой очень и интенсивные и кратковременные эмоциональные вспышки. Данная реакция охватывает психику индивида в полном объеме, таким образом соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Особенность данной эмоциональной реакции состоит в том, что аффект заставляет человека выполнить какое-либо действие, при этом у последнего теряется чувство реальности, из-за чего он не может адекватно оценить данную деятельность. Объяснение данного явления состоит в том, что при аффекте наступает столь сильное эмоциональное возбуждение, которое обычно переходит уже в двигательное возбуждение. Так, могут совершаться различные неосознаваемые действия. Иногда возникает и противоположная реакция – реакция оцепенения.

Другой особенностью аффекта является изменения функционирования психических процессов. Например, переключение внимания становится крайне низким из-за того, что происходит сосредоточения на предмете, вызывающем столь сильную эмоциональную реакцию. Все остальные раздражители теряют свою силу.

Ситуации возникновения аффектов:

  • Стихийные бедствия
  • Технологические катастрофы
  • Смерть близких и др.

Примеры аффектов:

  • гнев,
  • ярость,
  • ужас,
  • бурная радость,
  • горе,
  • отчаяние.

 Эмоции. Отличия от аффектов:

  • длительность (эмоции гораздо более длительные состояния)
  • особенности реакции (эмоции рассматриваются как реакция на прошлые, настоящие, реальные и нереальные события).

Выделяют основные эмоции:

  • радость (положительное эмоциональное состояние; связано с удовлетворением актуальной потребности);
  • удивление (эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства);
  • страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей);
  • гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности);
  • отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами;
  • презрение;
  • страх (отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности);
  • стыд (отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).

 Чувства. Эмоции носят характер ориентировочной реакции. Это значит, что они содержат в себе лишь первичную информацию о чем-либо. Они также могут быть осознаваемыми и недостаточно осознаваемыми. В противовес им, чувства обычно более конкретны и глубоки.

Виды чувств:

  • нравственные, чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

К нравственным чувствам относят

  1. чувство долга,
  2. гуманность,
  3. доброжелательность,
  4. любовь,
  5. дружбу,
  6. патриотизм,
  7. сочувствие и др.

К аморальным можно отнести:

  1. жадность,
  2. эгоизм,
  3. жестокость и др.

Следует также отметить, что в разных культурах существует различная трактовка морали.

- эстетические - эмоциональное отношение человека к прекрасному в любой области реальности.

- интеллектуальные переживания возникают в процессе познавательной деятельности человека.

 Настроение. Настроение, несомненно, самое длительное из эмоциональных реакций. Однако оно слабое по интенсивности. Специфика настроений – это создание общего эмоционального фона.

Некоторые виды настроения:

  • радостное/печальное,
  • веселое/угнетенное,
  • бодрое/подавленное,
  • спокойное/раздраженное и др.

Настроение, несомненно, зависит от многих факторов. Перечислим основные из них:


  • состояние здоровья,
  • особенности работы желез внутренней секреции,
  • тонуса нервной системы.

Классификация эмоций

  1. По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд),
  2. По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
  3. По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
  4. По степени мобилизации организма: стенические и астенические.

На рисунке 1 представлены классификации видов эмоций.

Рис 1. Виды эмоций

В повседневности чувства и эмоции сигнализируют человеку о воздействии на него внешней среды, они, таким образом, свидетельствуют о процессах, происходящих в его организме. Бывает, что эмоции могут выступать и в качестве какого-либо заболевания, которое сопровождают они. На поведение людей и познавательную активность эмоции и чувства оказывают огромное влияние. К. Изард отмечал, что эмоции или другие мотивационные состояния могут влиять на восприятие. Для человека, чем-либо обрадованного, характерен взгляд на мир через «розовые очки», в то время как опечаленный или страдающий человек будет все интерпретировать критически. Субъект в состоянии страха видит лишь пугающие его объекты (эффект «суженного» зрения), а в состоянии гнева появляются только «сердитые мысли».

Если возникают какие-либо ситуации, имеющие характер неопределенный и внутренне противоречивый, человек может испытать некоторое амбивалентное (т. е. двойственное) эмоциональное состояние, чувство, вызывающее повышенную тревожность и озабоченность. В этом случае вспоминается известный роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где следователь Порфирий Петрович умышленно оставлял в подобном состоянии Раскольникова, не желая его «психологически определять и успокаивать».

Если человек переживает сильное эмоциональное состояние, то это отражается в его эндокринной, нервной, сердечно-сосудиствой системе, в психомоторике, речи, выражении лица и в манере поведения. Так же это во многом и с вегетативной нервной системой, которая влияет на частоту пульса, функционирование внутренних органов, ритм дыхания, артериальное давление, интенсивность потоотделения и т. д.

Эмоциональное состояние играет большую роль в развитии межличностных отношений прокурора, следователя, защитника и судьи с разными участниками судопроизводства, при установлении и ними психологического контакта.