Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность эмоций и эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенный интерес для нас представляет идея В.З. Панфилова [21] об этнической составляющей оговариваемой проблематики, что приводит к необходимости еще большей дифференциации знаковых систем, в частности — языка и невербальных средств выражения смысла. В связи с этим возникает вопрос о том, как совместить с положением о единстве языка и мышления то обстоятельство, что, с психологической точки зрения, мышление имеет общечеловеческий характер, а язык — национальный? Наряду с этим невербальные средства коммуникации, как и речь, имеют ярко выраженный «национальный», а точнее, — региональный характер. Возникает еще один вопрос: каким образом реализуется тройственная связь мышления, языка/речи и невербальных средств выражения смысла?

Важное значение в разработке данных вопросов имеет работа Л.С. Выготского [7] «Мышление и речь», в которой ученый утверждает, что мышление, речь и невербальные средства выражения смысла имеют различные корни, но это не является основанием для отрицания тесной связи между ними.

Суммируя точки зрения указанных авторов, можно сделать следующие выводы, касающиеся невербальных средств коммуникации:

— в развитии мышления и невербальных средств общения имеются различные эволюционные корни того и другого процесса;

— в развитии невербальных средств коммуникации можно выделить «до-интеллектуальную стадию» (термин Л.С. Выготского) так же, как и в развитии мышления — стадию, которая не соотносится с невербальными средствами выражения смысла [7];

— до определенного момента и то и другое развитие идет по различным линиям, независимо одно от другого;

— в определенном стадиальном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление коррелирует с невербальными средствами коммуникации, которые, в свою очередь, становятся интеллектуальными;

— с этого же момента, по мере роста автоматизма владения традиционным жестом, линии развития мышления и невербальных средств коммуникации расходятся.

При развитом мышлении кодирование невербального сообщения проходит сложный путь от мысли к жестикуляции. Он начинается с возникновения мотива, рождающего потребность что-либо передать другому человеку, мотив воплощается в замысле или мысли, которая представляет собой лишь самую общую схему невербального сообщения. Уже оформившаяся мысль, оречевляясь с помощью механизма внутренней речи, перекодируется в невербальную структуру будущей жестикуляции, которая далее разворачивается в собственно невербальное сообщение.


Можно сказать, что внутренняя речь отличается от невербального сообщения не по природе, а по степени, и дело здесь не в физической манипуляции руками и телом, это не причина, а следствие, вытекающее из природы внутренней речи. Жестикуляция есть процесс превращения мысли в жесты, ее материализация. Из этого утверждения вытекает структура внутренней речи со всеми ее отличиями от структуры жестикуляции. Как пишет Л.С. Выготский, «внутренняя речь есть мышление чистыми значениями» [7].

Развитие познавательных процессов осуществляется само по себе, а развитие невербальных средств коммуникации следует за ним и отражает его. Необходимо также отметить, что невербальные средства коммуникации часто опосредуют внутреннюю и внешнюю речь. Так, существует целый ряд мыслительных процессов, которые можно назвать доязыковыми и неязыковыми. Например, многим известен процесс поиска «нужного» слова или наиболее подходящего способа выразить свою мысль. Часто данный процесс сопровождается жестикуляцией, поэтому можно сказать, что в определенной степени жест первичен по отношению к слову.

Ф. Кайнц, посвятивший свой многотомный труд исследованию проблемы отношений мышления и речи, отмечает, что прежде чем человек начинает говорить, смысл должен быть уже добыт мышлением, должен уже существовать, и только в звучащем языке этот смысл получает свое полное воплощение. То же можно сказать и о зарождении жеста.

Человеческое сознание обладает таким свойством, что любая мысль не привязана навсегда к какой-либо форме выражения, будь то языковая или невербальная формы. Для выражения мысли, в том числе сложных мыслей, или для ее идентификации достаточно самой минимальной невербальной формы, чтобы выразить свою мысль в целом. Особенно это характерно для ситуаций, когда коммуниканты обладают полным знанием этнической системы жестикуляции и находятся в контексте сложившейся ситуации. Именно поэтому невербальная коммуникация часто «экономнее» вербальной.

Уметь понимать особенности проявления эмоций на невербальном уровне в процессе коммуникации дает возможность избежать многих противоречий и конфликтов, обеспечивает истинное понимание мотивов и потребностей собеседника, установить более тесные контакты при взаимодействии, повысить продуктивность деятельности [19].

Вывод по 2 главе

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.


В процессе общения эмоции могут передаваться по всем его каналам: вербально и невербально. Благодаря тому, что человек в процессе коммуникации воспринимает эмоции собеседника, а также транслируем ему свое эмоциональное состояние, происходит понимание собеседника, контроль за происходящей коммуникацией, становится понятна реакция другого человека на наше высказывание и т.д.

Вербальное общение по-другому называется знаковым, так как осуществляется при помощи слов. То есть основное средство вербального общения – это человеческая речь [1].

Исходя из многочисленных работ в области психологии и философии языка, можно синтезировать две основные исходные позиции: первая — невербальная коммуникация не может осуществляться вне форм естественного языка; вторая — невербальная коммуникация есть принципиально иная материя, нежели вербальные языковые формы, и поэтому может существовать в полной независимости от естественного языка.

Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что жестикуляция как разновидность невербальных средств коммуникации, как правило, сопровождается процессом мышления, реже — внутренней речью, но обратное обязательно далеко не всегда. Мысль и жест — явления взаимозависимые и в то же время — автономные.

Заключение

Эмоция – форма психического отражения внешнего мира в форме кратковременных переживаний человека, которые выражают субъективное отношение его к происходящему. В повседневности чувства и эмоции сигнализируют человеку о воздействии на него внешней среды, они, таким образом, свидетельствуют о процессах, происходящих в его организме.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.


При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). ученые утверждают, что именно через этот канал мы получаем основной поток информации от собеседника (до 80 % от общей полученной информации), причем зачастую именно через невербальный канал мы понимаем истинные намерения, мотивы, мысли и эмоции другого человека.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, все задачи решены.

Список литературы

  1. Бабанова Е.Д. Психология управления эмоциями / Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 322-354
  2. Валун О.К. Смешанные эмоции (конвергенция эмоций) / В сборнике: EurasiaScience Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 3-4.
  3. Гох О.В. Управление эмоциями виртуального собеседника посредством графических пиктограмм / Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2011. № 9 (14). С. 221-223.
  4. Грейдина Н.Л. Эмоциональный аспект в невербальной речи / Вестник Пятигорского государственного университета. 2012. № 2. С. 156-158.
  5. Загидуллина Д.Н.Управление эмоциями / В сборнике: Материалы студенческого научного кружка "Человек. Общество. Современность" Москва, 2016. С. 123-124.
  6. Кармышева О.Е. Конспект открытого мероприятия. тренинг «управление эмоциями в конфликте» / Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 138-141.
  7. Карпова Ю.А Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения / Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4. С. 73-89.
  8. Ковалев А.Г.Психология. Учебное пособие для педагогических институтов/под ред. А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина — М.: Издательство «Прсвещение», 2014.
  9. Крюкова Е.А. Управление эмоциями как фактор эффективного менеджмента / Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. С. 1937-1948.
  10. Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Феномен сензитивности к эмоциям разной модальности / В сборнике: Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. 2013. С. 123-130.
  11. Мужичкова Ю.Е., Шевалдина К.В. Эмоциональный интеллект как основа эффективного делового общения будущего финансиста / В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ. Тула, 2012. С. 70-80.
  12. Назаренко Е.А. Управление эмоциями в процессе взаимодействия руководителя и подчиненного офиса / В сборнике: Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме // Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 284-286.
  13. Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г. Невербальные формы выражения эмоций в межкультурной коммуникации / В сборнике: Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Константинов; Пензенский государственный университет. 2015. С. 493-501.
  14. Пиотровская Л.А. "Язык выражения" VS "Язык описания" эмоций / В сборнике: Слово. Словарь. Словесность: Экология языка Материалы Всероссийской конференции. К 250-летию со дня рождения А.С. Шишкова. ответственный редактор: Черняк В.Д.. 2012. С. 101-103.
  15. Пиотровская Л.А. "Язык описания эмоций" и "язык выражения эмоций": новое решение старой проблемы / В сборнике: Язык и эмоции: номинативные и коммуникативные аспекты сборник научных трудов к юбилею Виктора Ивановича Шаховского. Волгоградский государственный педагогический университет, Научно-исследовательская лаборатория "Язык и личность", Институт социально-экономических и гуманитарных исследований ВолГУ. Волгоград, 2014. С. 74-85
  16. Пиотровская Л.А. Эмоции в языке и речевой деятельности: описание, выражение и отражение эмоций / Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 776-781.
  17. Пьянкова Т.С. Вербальные и невербальные формулы выражения прощания в русскоязычной практике / Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2012. № 5. С. 161-163.
  18. Розалиев В.Л. Построение модели эмоций по речи человека / Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 9 (35). С. 65-68.
  19. Сидорова С.Н., Бариева А.Н., Ткачёва Е.Ю. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 157-158.
  20. Чеботарева С.А., Холдеева Е.Ю. невербальные способы выражения чувств и эмоций у мужчин и женщин (на материале английского языка) / Молодежный вестник ИрГТУ. 2015. № 4. С. 71.
  21. Шунейко А.А., Овчинников В.И. Эмоции как объект исследования / Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 2. С. 41-43.