Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность эмоций и эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Место эмоций в структуре личности человека

Под эмоциями понимается особый класс субъективных психологических состояний, которые отражаются в форме ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и к людям, непосредственных переживаний, в так же процесс деятельности и его результат в практике. К эмоциям можно отнести настроения, чувства, аффекты, стрессы. Такие эмоции можно назвать в некотором смысле «чистыми». Все они включены в состояние человека и все его психические процессы. Воля и эмоции находятся в чистой связи между собой, в особенности у детей. По сути, в начале жизни человека, эмоции и воля совпадают, и только лишь в онтогенезе воля уже начинает постепенно управлять эмоциями, а не выражать как до этого было.

Воля в некотором смысле предполагает сдерживание своих сильных влечений, самоограничение, подчинение значимым, наиболее важным целям, а так же умение подавлять желания и импульсы, возникающие в данной ситуации. Еще один признак воли – это наличие обдуманного плана для его осуществления. Практически всегда волевое действие сопровождается отсутствием удовлетворения, но уже с достаточно успешным завершением связано его моральное удовлетворение, так как удалось выполнить все намеченные цели[5].

Личность определяет человека в совокупности приобретённых, социальных качеств. Это означает, что к личностным особенностям человека не относятся такие, которые физиологически обусловлены, и никаким образом не зависят от жизни их в обществе. В очень многих понятиях про личность подчёркивают, что к личностному числу не относят качества человека, которые характеризуют индивидуальный стиль его деятельности, и познавательные процессы, но исключаются те, которые больше проявляются в отношении в обществе и к людям. В определение «личность» в основном включаются свойства, которые больше или меньше устойчивы и свидетельствуют о человеке, о его индивидуальности, и определяет значимые поступки для людей.

Личностью называют человека, взятого в системе психологических характеристик, которые обусловлены и проявляются в общественных отношениях и связях, являются стойкими, а также определяют у человека нравственные поступки , которые имеют большое значение для окружающих и для него самого.

Структура личности, рассмотрим её. В неё включаются социальные установки, мотивация, эмоции, способности, характер, темперамент, волевые качества.


Эмоции совершенно неотделимы от личности, какими они бы не казались разными.

С.Л. Рубинштейн писал, что в проявления эмоции личности можно отметить 3 сферы[25]:

1) нравственные, духовные потребности

2) её органическую жизнь

3) её интересы материального порядка.

Он обозначил их как органическую чувствительность, элементарные неудовольствия и удовольствия, и предметные чувства.

У человека эмоции связаны в основном с его потребностями. Они показывают процесс и результат удовлетворения потребности, а также стресс. Эту мысль подчёркивали все исследователи эмоций, даже не зависимо, какой теории они придерживались. Учёные считали, что по эмоциям можно судить о потребности человека, что его волнует в этот момент, что для него актуально.

Люди даже в эмоциональном плане друг от друга сильно отличаются по разным параметрам; устойчивости эмоциональных переживаний, по возбудимости, а также доминированию отрицательных или положительных эмоций. Но более всего у развитых личностей эмоциональная сфера отличается по глубине и силе чувств, и по предметной отнесённости.

Большое внимание оказывает на возникновение эмоций не только вегетативные реакции, но и такие как внешние — субъективная, пристрастная интерпретация последствий воздействия на эмоции этого стимула.

Развиваются ли чувства и эмоции у человека в течение жизни? Существуют 2 разные точки зрения. Первая утверждает, что эмоции не развиваются, так как они связаны с такими особенностями организма, которые называются врождёнными. Вторая точка зрения противоположна, и говорится о том, что это эмоциональная сфера и она развивается в течении жизни[18].

Когда совершенствуются высшие чувства и эмоции - это говорит о личном развитии этого человека. Это развитие может идти в разных направлениях. Первое, это связанное с включением в сферу эмоциональных переживаний новых предметов, объектов, людей и событий. Второе направление — по лини повышения уровня волевого, сознательного контроля и управления чувств со стороны человека. Третье, постепенное включение в нравственно более высокие нормы и ценности: ответственности, порядочности, чувство долга и совести.

Из выше сказанного выходит вывод такой, что воля и эмоции — это психологические характеристики личности, и это неотъемлемая её часть.

Вывод по 1 главе

Эмоция – форма психического отражения внешнего мира в форме кратковременных переживаний человека, которые выражают субъективное отношение его к происходящему.


Эмоциональное состояние формирует настроение, которое продолжительное время окрашивает психический процесс, определяющий направленность субъекта и его отношение к явлениям, событиям, людям, окружающим его. Различные чувства, эмоциональные и психические состояния могут стать доминирующими и ведущими, а впоследствии оказывать сильное влияние на формирование характера человека.

Основные виды эмоциональных реакций:

Аффект.

• Эмоции.

• Чувства.

• Настроение

Эмоциональное состояние играет большую роль в развитии межличностных отношений прокурора, следователя, защитника и судьи с разными участниками судопроизводства, при установлении и ними психологического контакта.

Люди даже в эмоциональном плане друг от друга сильно отличаются по разным параметрам; устойчивости эмоциональных переживаний, по возбудимо-сти, а также доминированию отрицательных или положительных эмоций. Но более всего у развитых личностей эмоциональная сфера отличается по глубине и силе чувств, и по предметной отнесённости.

Глава 2. Особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Психологические теории эмоций

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.


Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:


Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.