Файл: Понятие и виды источников права (Анализ основных источников российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

То есть в юридическом (формальном) значении под источниками права подразумеваются внешние формы выражения правовых норм. При этом форма права является способом выражения правовой нормы вовне, официальным бытием правовой нормы, способом официальной фиксации.[14]

В системе норм права необходимо различать внешнюю и внутреннюю формы. В частности, внутренняя форма системы права является, прежде всего, формальной определенностью правовой нормы, в которой закрепляют масштаб поведения субъектов права, меру свободы.

Также внутренняя форма системы права является структурой (строением) системы права, то есть внутренней организацией правовых норм по институтам и отраслям права в соответствии с методом правового регулирования и характером регулируемых ими общественных отношений.[15] Можно сказать, что система норм права является его внутренней согласованностью и единством в функциональной деятельности.

Под внешней же формой права понимать следует способы выражения

правовых норм, которые устанавливаются государством или санкционируются им. Именно под внешней формой любые правовые нормы

получают юридическую силу, а также имеют общеобязательный для всех характер.

Таким образом, в юридическом смысле под источником права понимать следует внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.[16]

1.2. Классификация источников права

Следует отметить, что в национальных правовых системах имеются различные источники права. К ним относят, в частности:

- доктрины и мнения выдающихся юристов;

- религиозные тексты (священные писания, трактаты, книги);

- общие принципы права;

- общие принципы и нормы международного права;

- правовой обычай;

- нормативный договор;

- судебная практика; судебный (юридический) прецедент;

- нормативный правовой акт.[17]

При этом к наиболее важным источникам права относятся нормативные правовые акты и судебные прецеденты.

В частности, нормативный правовой акт – наиболее распространенный и основной источник права, в котором содержатся нормы права, установленные либо признанные государством. Нормативно-правовой акт является официальным письменным документом, создаваемым в результате нормотворческой деятельности соответствующих органов государственной власти или всенародным волеизъявлением (то есть референдумом), в котором содержатся определенные нормы права. В качестве основного источника права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.[18]


Следует отметить, что характеризуется нормативно-правовой акт следующими признаками. Нормативно-правовой акт имеет государственно-властный характер, поскольку исходит от государства. Создается он в результате нормотворческой деятельности соответствующих органов государства. При этом государством в лице его компетентных органов обеспечивается реализация тех правовых предписаний, которые содержатся в нормативно-правовых актах. Кроме того, государством осуществляется принудительное воздействие на любых субъектов правоотношений, которые нарушают установленные правовые предписания.

Также отметим, что нормативно-правовой акт – это односторонний акт выражения государственной воли. Именно этим он отличается от судебных прецедентов и нормативных договоров.[19] Принимается нормативно-правовой акт с соблюдением определенной процедуры. К примеру, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ устанавливается определенный порядок внесения законопроектов на рассмотрение и их непосредственного рассмотрения в Государственной Думе. В частности, статьей 116 данного Регламента закреплено положение о том, что «рассмотрение законопроектов осуществляется Государственной Думой в трех чтениях». Если федеральный закон принимается, он направляется уже на рассмотрение Совета Федерации. А в случае одобрения Советом Федерации этот закон подписывается Президентом РФ, который его обнародует.[20]

Помимо этого, нормативно-правовые акты имеют заранее установленную юридическую силу, а также занимают определенное место в иерархии системы законодательства. При этом все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Законы государства обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам.

Отметим, что в законах содержатся базовые положения, основополагающие принципы по главным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. Что касается подзаконного нормативно-правового акта, то он выступает актом, изданным в соответствии с законом и не противоречащим ему.[21]

Необходимо также отметить, что нормативно-правовые акты имеют четкие пространственные, временные, а также субъектные пределы действия. В частности, вступают в силу нормативно-правовые акты с момента их опубликования (если другое не предусмотрено самим нормативным актом), а утрачивают свою юридическую силу с момента отмены данных актов и принятия новых. Пространственное их действие связывается с распространением на территории государства.


В частности, территориальные пределы действия любого нормативно-правового акта проявляются в юрисдикции государства. Что касается субъектных пределов действия нормативно-правовых актов, то они подразумевают распространение нормативных требований только на тех участников правоотношений, кому непосредственно они адресованы.[22] Наконец, нормативно-правовые акты содержат правила поведения общего характера, которые обладают государственной обязательностью. Вследствие этого нормативно-правовые акты необходимо отличать от различных индивидуальных юридических актов, не являющихся источниками права.

Здесь следует пояснить, что индивидуальные юридические акты являются актами государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций, предписывающими конкретные юридические последствия для определенных субъектов правоотношений (договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа, акт о регистрации брака и пр.).[23]

Классифицируют нормативно-правовые акты по различным основаниям. В частности, по их юридической силе (законы и подзаконные акты); по объему и характеру их действия (акты общего и акты ограниченного действия, а также акты исключительного действия); по содержанию; по субъектам, их издающим (акты законодательной, исполнительной и судебной власти).

Если говорить о доктринах и мнениях юристов, то на определенных исторических этапах они являлись официальным источником права. Так, например, было в Древнем Риме, где различные учения юридических школ и отдельных юристов получили значение источников права в правовой жизни. Но сегодня правовые доктрины не используют в качестве формального источника права. Вместе с тем они опосредованно влияют на законодателей, поскольку они вынуждены становиться на сторону одной из юридических концепций. Также они создают понятия, генерируют идеи, создают способы и методы установления, толкования, реализации права.[24]

Говоря о религиозных текстах, отметим, что в ряде стран источниками права выступают своды религиозных правил. А в средневековье церковное, каноническое право зачастую было более авторитетно, нежели государственные законы. Нас сегодняшний день только в мусульманском праве источниками права официально считаются религиозные тексты.

Что касается общих принципов права, то они являются исходными началами правовой системы, лежащими в основе права, выражающими его сущность и определяющими его функционирование. К общим принципам права относятся принципы демократизма, единства прав и обязанностей, социальной справедливости, гуманизма, законности и пр.


Данными принципами предопределяется содержание конституционных прав гражданина и его отраслевых прав; оказывается регулирующее воздействие на любые сферы общественных отношений. При этом они носят универсальный характер.[25] Используются в правоприменении общие принципы права при отсутствии нормы права, регулирующей конкретную жизненную (или аналогичную) ситуацию.

Так, к примеру, принципами гражданского права, являющимися исходными началами и идеями, характеризующими сущность и содержание гражданско-правового регулирования общественных отношений, определяется их дальнейшее развитие в обществе. В частности, этими принципами регулируются общественные отношения в том случае, если они не урегулированы конкретной нормой гражданского права. То есть они применяются при наличии пробелов в гражданском законодательстве и необходимости в применении аналогии права. Данные принципы нашли отражение в ст. 1 Гражданского кодекса России.

К ним относятся принцип равенства участников регулируемых гражданских отношений (их возможностей, прав и обязанностей), принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, право на судебную защиту, принцип добросовестности, принцип свободы всех участников гражданского оборота, принцип разумности.[26]

Говоря же об общепризнанных принципах и нормах международного права, отметим, что они имеют приоритет перед законами и другими источниками внутригосударственного права. В частности, Конституцией РФ провозглашается приоритет международного права перед национальным законодательством.[27]

Относительно юридического прецедента как источника права отметим, что создается он тогда, когда в силу противоречивости или неопределенности нормативных предписаний судом создаются новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта.[28] При этом различают административный и судебный прецеденты.

Правовой обычай является санкционированным государством исторически сложившимся правилом поведения. Его санкционирование осуществляться может посредством его восприятия судебной, административной или арбитражной практикой. Как правило, это происходит в судах. В таком случае при решении конкретной правовой ситуации, судьи для выработки решения помимо обычая учитывают и конкретные обстоятельства дела, мотивы и прочие факторы.[29] При этом санкционирование осуществляется посредством отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.


А нормативный договор является добровольным соглашением двух и более субъектов права, содержащим нормы права, основанным на равенстве сторон и их согласии по всем существенным аспектам договора, а также взаимной ответственности сторон за неисполнение (ненадлежащее исполнение) принятых обязательств. Широко распространен он в международном праве.[30]

Таким образом, под «источниками права» подразумеваются внешние формы установления (выражения) правовых норм. В юридическом смысле под источником права понимать следует внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Именно источником права открываются для правоприменителя правовые нормы, обусловливается необходимость их применения при регулировании им общественных отношений. Именно из источника права правоприменителем выводится содержание правовой нормы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА

2.1. Нормативный акт как основной источник российского права

Прежде всего, отметим, что в Российской Федерации источниками права являются: свободы и права человека и гражданина, принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты и нормативно-правовые договоры, судебный прецедент и правовой обычай.

Конституцией России Российской закрепляются основополагающие принципы российской системы источников правовых норм, к которым, в частности, относятся признание и конституционное закрепление свобод и прав человека высшей ценностью, а также защиту этих свобод и прав человека и гражданина – обязанностью государства.[31]

Конституцией РФ также провозглашается, что свободы и права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Ими определяется смысл, содержание, применение законов, а также деятельность исполнительной и законодательной властей и местного самоуправления, а обеспечиваются они правосудием.[32]

К важнейшему конституционному принципу системы источников права отнести можно положение о том, что Конституции Российской Федерации принадлежит высшая юридическая сила, она обладает прямым действием и применяется на всей территории государства.