Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, непознанностью этих вопросов юридической наукой.

В современных условиях возрастает роль правового регулирования различных общественных отношений. При правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности затрагиваются отношения государства с гражданином в сфере защиты интересов общества, государства и личности от противоправных посягательств. Опыт борьбы с преступностью показывает, что эффективность оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) достигается за счет высокой оперативной осведомленности о процессах, происходящих в преступной среде.

Высокий результат в борьбе с преступностью может быть достигнут только при осуществлении деятельности органов внутренних дел по привлечению граждан к выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений.

Объектом исследования являются общественные отношения, осуществляемые в сфере реализации содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Цель курсовой работы является анализ содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач: рассмотреть основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности, проанализировать правовое регулирование отношений по содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, определить проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, проанализировать особенности использования терминологии в законодательстве РФ в сфере содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».


Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: Ю.П. Боруленкова, А.Н. Зенкина, Г.А. Кокурина и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Правовые основы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1 Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности

Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые детализируют указанный закон применительно к специфике своего ведомства.

Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Но это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Поэтому, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности только возможна при обоюдном согласии.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а при необходимости в последующем может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение на гласной основе отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий[1].


Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно - розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Таким образом, среди общих условий выделяют две группы: основные (обязательные);  факультативные.  Известны три условия, которые выработаны теорией или нормативно закреплены в Федеральном Законе об ОРД.

Во-первых, к участию в ОРД можно привлекать только физическое лицо, но не юридических лиц, каких-либо общественных организаций и т. п.

Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе. Не разрешается привлекать граждан на “общем собрании”, одновременно двух и более лиц.

В-третьих, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального Закона об ОРД требуется согласие лица к привлечению к участию в оперативно-розыскной деятельности с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества[2].

При даче согласия лицо должно действовать с пониманием, умышленно. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия (интеллектуальный момент согласия). Вместе с тем желание лица (волевой момент согласия) может быть выражено как непосредственно (т. е. активно желает сотрудничать с оперативно-розыскным органом), так и опосредственно (пассивно, т. е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при чем его воля при этом направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения). 


Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.). Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить и от оперативника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо самостоятельно, и решение должно быть выражено не двусмысленно, а утвердительно. Для получения согласия у любого лица оперативники (оперативные органы) не вправе использовать физическую силу или психологическое насилие.

Факультативными условиями называются потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе. Первым из этих условия является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества.

1.2 Нормативное правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» впервые в истории России осуществлено целостное правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Прежде эта деятельность регулировалась в основном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью»[3]. В этой связи для повышения эффективности борьбы с преступностью особую остроту приобретает проблема совершенствования оперативно-розыскной деятельности в сфере органов внутренних дел. Сложная криминальная обстановка предопределяет необходимость пересмотра устоявшихся подходов к решению задач борьбы с преступностью, поиска более эффективных форм и методов оперативно-розыскной деятельности в оперативных подразделениях ОВД[4].

Оперативно-розыскная деятельность занимает значимое место в борьбе с преступностью, и ее роль в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений все более и более возрастает. Единственным, вполне надежным средством, обеспечивающим осведомленность оперативного подразделения, являются конфиденты.


Конфиденты (негласные сотрудники различных категорий) — важнейшая и совершенно незаменимая составляющая сил ОРД. Без конфидентов ОРД как таковая перестает существовать. Именно использование конфидентов придает ОРД качество, отличающее ее от других видов юридической деятельности.

Правовое регулирование ОРД является эффективным средством управления социальными процессами в правоохранительной деятельности ОВД.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентирующим вопросы использования ОВД, осуществляющими ОРД, содействие граждан, была посвящена специальная глава, содержащая две статьи (ст. 17 и ст. 18). Испытанным методом решения наиболее сложных задач выявления, предупреждения и раскрытия наиболее тяжких преступлений является содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст. 17)5. Приведенная норма закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел (оперативным подразделениям) в решении задач борьбы с преступностью. Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом Российской Федерации «О полиции» признают социальную необходимость и значимость такого сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса — прерогатива органа внутренних дел (оперативного подразделения). Таким образом, реализация данного права возможна только при обоюдном согласии. Без такого участия и такой помощи населения немыслима борьба с преступностью.

В частности, в ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены общие положения: понятие и сущность содействия лиц органам, осуществляющим ОРД, их обязанности (сохранять в тайне ставшие известными сведения, не предоставлять ложную информацию, условия заключения контракта с содействующими лицами, запрет на использование конфиденциального содействия по контракту лиц определенных категорий (депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и др.).

В свою очередь, ст. 18 ФЗ об ОРД, регламентирующая социальную и правовую защиту лиц, осуществляющих ОРД, например, сведения о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе, относит к государственной тайне. Они могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом.

Именно на основе негласности, применения иных мер защиты базируются эффективность действий и безопасность конфидентов. Только оперативным подразделениям разрешено устанавливать правоотношения с лицами на условиях конфиденциальности, которая обеспечивается специальной законодательной и ведомственной нормативной правовой регламентацией, подробно регулирующей практически все действия, составляющие ее содержание. Это обстоятельство указывает на самостоятельный характер данного вида деятельности.