Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, является определяющим институтом обнаружения и раскрытия латентных, в том числе серийных преступлений. Как показывает практика, у государства фактически нет иного эффективного средства контроля над состоянием преступности в стране6. Поэтому совершенствование института содействия граждан в целом, планомерное создание высококвалифицированного аппарата конфидентов, способного раскрывать тяжкие и особо тяжкие преступления, являются основополагающими направлениями в деятельности оперативных подразделений ОВД[5].

Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.

Необходимость сохранения в тайне действий оперативных подразделений обуславливается рядом обстоятельств:

• потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые совершаются и готовятся в условиях неочевидности, с целью избежать уголовной ответственности;

• сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод;

• конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. Ведение оперативной работы в условиях временной изоляции, как правило, основано на институте тайного осведомления, т.е. разведывательного сбора оперативно-значимой информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес для оперативных подразделений ОВД.

Все это объективно обусловливает использование помощи частных лиц преимущественно на конфиденциальной основе, предопределяет необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.

Следует отметить, что в ФЗ «О полиции» (п. 34 ст. 13) предусмотрено, что «полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе»[6].

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» положил начало коренному реформированию ОВД и в целом всей системы МВД России, в том числе и сферы ОРД, в том числе и с использованием зарубежного опыта.


Оперативная работа в условиях временной изоляции задержанных и арестованных в ИВС в целом регламентируется нормативными и законодательными актами, относящимися к оперативно-розыскной деятельности ОВД. В общем виде правовую основу оперативной работы с задержанными и арестованными, содержащимися в ИВС, составляют нормы Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений», Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов на ведомственном и межведомственном уровнях[7].

Необходимость содействия граждан оперативным органам, их непосредственное нахождение в криминальной среде обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий.

Таким образом, система законодательных актов, регулирующих ОРД, оказывает существенное влияние на ее организационно-тактическое и психологическое обеспечение, и осуществляется на конституционном, законодательном, подзаконном уровнях правового регулирования, создавая реальные предпосылки для дальнейшего совершенствования теории и практики ОРД в современных условиях.

В практическом плане приведенный правовой анализ законодательных актов, регулирующих ОРД в борьбе с преступностью, состоит в том, что оперативно-розыскные силы, средства и методы, используемее оперативными подразделениями субъектов ОРД, в настоящее время должны быть направлены на создание максимально эффективной системы противодействия преступности путем предупреждения и раскрытия наиболее опасных преступлений, активизацию борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, незаконной миграцией, организованной преступностью и другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Без такого участия и такой помощи населения немыслима успешная борьба с преступностью. Ценность оперативного сотрудника полиции определяется ценностью лиц, оказывающих ему конфиденциальное содействие.

Институты задержания, избрания меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятора временного содержания (ИВС), создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции, где применяется своеобразная тактика получения необходимой для оперативных сотрудников и следствия информации. Поэтому своевременное получение оперативной информации, способной предупредить, выявить, пресечь или раскрыть замаскированное преступление в условиях ИВС ОВД либо наступление тяжких последствий, возможно только от заранее созданной системы лиц, сотрудничающих с оперативными подразделениями полиции.


Оперативно-розыскная работа в условиях временной изоляции не просто нацелена на получение оперативно значимой информации ради самой информации, но и направлена на создание условий для получения доказательств виновности лиц, выявление нераскрытых преступлений, установление имущества, подлежащего конфискации, т.е. посягающих на указанные объекты безопасности.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации наделяет органы дознания и предварительного следствия полномочиями по применению мер процессуального принуждения в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения лиц, их совершивших.

Подозрение, как и основания для заключения под стражу, должны основываться на фактических данных, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (ст. 91, 95, 108 УПК РФ)[8].

Основанием применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в условиях временной изоляции является задержание или заключение под стражу по подозрению в совершении преступления.

Развитие и совершенствование оперативной работы с использованием негласных сил, средств и методов ее организации и тактики проходят на основе определенных закономерностей, являющихся выражением существенных и необходимых связей и отношений19. Оперативная работа в условиях временной изоляции с целью пресечения и раскрытия совершенных преступлений должна отражать главные закономерности оперативно-розыскной деятельности в новых, существенно изменившихся общественных отношениях, характерных для нынешнего уровня преступности на территории Российской Федерации, приобретающей все более организованный, этнический, а, в ряде случаев, транснациональный (международный) характер.

Таким образом, оперативную работу в условиях временной изоляции следует рассматривать как регламентируемое законом одно из направлений ОРД (оперативное внедрение), представляющее комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению организационных, охранно-режимных, технических и иных мер, направленных на достижение целей для решения оперативно-тактических задач в борьбе с преступностью.

Одним из оперативно-розыскных мероприятий, носящих негласный характер, является оперативное внедрение. В свою очередь, к разновидности оперативного внедрения относится оперативная работа в условиях временной изоляции задержанных и арестованных.

В заключение отметим, что необходимость использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не вызывает сомнений. В то же время, современные условия противодействия преступности предъявляют повышенные требования к лицам, оказывающим конфиденциальное содействие ОВД.


Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что оперативная работа в условиях временной изоляции является важной составной частью оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, от активного осуществления которой во многом зависит успех борьбы с преступностью. Полагаем, что данный процесс должен основываться на использовании накопленного опыта в данной области.

Глава 2. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : проблемы правового регулирования

2.1 Проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

При анализе практики противостояния криминальным проявлениям показывает, что более половины преступлений общеуголовной и экономической направленности раскрывается с помощью содействия или сотрудничества граждан и иных лиц.

Однако, как правило, гражданин проявляет не меньшую озабоченность укреплением общественного порядка и общественной безопасности в местах его проживания или нахождения, а также его близких и знакомых, чем представители государственных органов и имеет естественное право на содействие в данном вопросе государству.

Это положение нашло отражение в ч. 5 ст. 2 и ч. 4 ст. 4 Ф3 «О безопасности»[9], где закреплен статус отдельных граждан как субъектов безопасности. Граждане обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с российским законодательством, принятом в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство взяло на себя обязанность обеспечивать правовую и социальную защиту гражданам, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.


Важным положением для понимания сущности института содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, является указание о направленности этого содействия. В законе нет указания на то, что оно осуществляется какому-либо органу исполнительной власти, лица содействуют обеспечению общественной безопасности. К сожалению, данное положение на сегодняшний день не нашло своего развития в части общих (не зависимых от субъектов взаимодействия) прав и обязанностей граждан и других лиц, их социальных и правовых гарантий[10].

Принципиально необходимым для успешной борьбы с преступностью являются положения ст. 16, 17 и 18 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которые наделяют ее субъектов дополнительных прав.

Во-первых, правом на вынужденное причинение вреда охраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16). То есть закон допускает совершение лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, формально содержащих признаки общественно опасных деяний. Следует отметить, что указанная норма соответствует положениям уголовного законодательства и согласуется с такими уголовно-правовым институтами, как необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение при задержании лицу вреда, совершившему преступление (ст. 38 УК РФ), и крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ).

В ряде случаев при проведении ОРМ с участием спецаппарата вынуждено причиняется вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом права и свободы граждан, но и правам третьих лиц. Например, для изучения или исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать кражу. Однако в подобных ситуациях при оценке действий негласного аппарата, выполняющего задание оперативного сотрудника, необходимо руководствоваться положениями ст. 39 УК РФ, согласно которым не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам и охраняемым интересам, общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами.

Во-вторых, правом на сохранение конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. Так, ст. 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законодательно закрепила возможность участия граждан в борьбе с преступностью на конфиденциальной основе. Согласно этой статьи «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе и по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам».