Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом организационных мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами субъектов ОРД.

В-третьих, правом на юридическую, социальную, физическую защиту. Так, ст. 18 рассматриваемого Закона занимает весьма важное место в правовом обеспечении конфиденциального содействия в борьбе с преступностью. Вместе с тем представляется, что она не избежала ряда неточностей. Так в ч. 1 ст. 18 указано, что «лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства». Из этого следует, что между субъектами ОРД и негласными источниками, оказывающими им содействие в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. При буквальном толковании данной нормы следует, что государство обязано принимать все необходимые меры по предупреждению противоправных действий в отношении этих лиц (данное понятие охватывает все категории лиц, оказывающих содействие как гласно, так и негласно), установлению виновных в таких действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Далее законодатель, по нашему мнению, не вполне обоснованно сузил перечень субъектов, на которых должны распространяться гарантии правовой и социальной защиты. В полном объеме данные гарантии и обязательства распространяются лишь на лиц, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной основе. На лиц же, оказывающих конфиденциальное содействие без заключения контракта, гарантии государства по правовой и социальной защите не распространяются, что, на наш взгляд, является серьезным упущением.

Недостаточная урегулированность уголовно-правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Исходя из того, что содействие раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК РФ и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 28 УПК РФ. Однако поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести, что не характерно для умышленных преступлений, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» положений ст. 7 УПК РФ означает применение уголовно-процессуального закона по аналогии.


В целом ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает основание сделать вывод о наличии правоотношений, возникающих в процессе негласной работы. Следует признать, что их анализу уделено достаточно внимания в специальной литературе. В целом можно согласиться с предложенным при этом определением таких правоотношений - «урегулированные правовыми нормами общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в связи с применением средств и методов ОРД, в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывающихся преступников и пропавших без вести граждан»[11].

Поэтому, не останавливаясь подробно на данном аспекте проблемы, выделим признаки, которые характерны для правоотношений, возникающих при организации работы субъекта ОРД с лицами содействующими им.

Во-первых, эти правоотношения возникают вне зависимости от факта совершения преступления, а юридическими основаниями наличия являются или устное согласие, или контракт о сотрудничестве.

Во-вторых, указанные правоотношения возникают в связи с выполнением субъектом заданий оперативного сотрудника, направленных исключительно на решение задач ОРД.

В-третьих, правоотношения, возникающие между лицом, не подписавшим контракт, и оперативным сотрудником, являются односторонними. То есть фактически в данном случае негласный сотрудник социально оказывается не защищен государством.

Таким образом, специфика использования возможностей негласного аппарата в целях решения задач ОРД заключается в том, что эти лица находятся, как правило, вне уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений, в связи с чем возникает необходимость четкого обозначения прав, обязанностей и социальных гарантий защиты негласного аппарата, которые не могут быть определены ведомственными нормативными актами.

Поэтому можно определить следующие направления совершенствования ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» применительно к организации работы субъектов ОРД с лицами, оказывающими им содействие.

Во-первых, целесообразно уточнить редакцию ч. 2 ст. 4, заменив после словосочетания «организацию и тактику проведения» слова «оперативно-розыскных мероприятий» словами «оперативно-розыскной деятельности».

Во-вторых, распространить действие ч. 2 ст. 18 на все категории граждан, изъявивших согласие содействовать органам, осуществляющим ОРД.

В-третьих, анализ ч. 7- 9 ст. 18 свидетельствует, что в них ничего не сказано о правовой и социальной защите лиц, оказывающих негласное содействие оперативным подразделениям на бесконтрактной основе, погибших или получивших травму, ранение, контузию или другое увечье, полученное в результате их участия при проведении ОРМ. По нашему мнению, правовая и социальная защита, которая распространяется на лиц, сотрудничающих по контракту, должна распространяться и на иных лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям. Данную позицию разделяет также ряд других ученых и практиков.


К сожалению, закон не дает определения понятиям содействия и сотрудничества, видимо полагаясь на правильное смысловое понимание правоприменителей и не желая ограничивать многообразие проявления содействия граждан в борьбе с преступностью. Поэтому нельзя избежать различных толкований этих понятий.

Более того, на сегодняшний день нет четкости в социально-правовой защите лиц, которые добровольно эпизодически «поставляют» оперативным подразделениям оперативно значимую информацию, при этом в ряде случаев конкретно рискуя своей жизнью и жизнью своих близких.

Системные изменения в правовом регулировании содействия граждан и иных лиц обеспечению общественной безопасности позволят на основе повышения их социально-правовой защищенности в сфере ОРД поднять социальную активность в вопросах противодействия преступным проявлениям в обществе.

2.2 Особенности использования терминологии в законодательстве РФ в сфере содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел

В настоящее время содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, закреплено в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В Законе «Об ОРД» используются термины «содействие» и «сотрудничество». Данные термины имеют сходство по своей сути, но имеют отличие в содержании.

Для уяснения значения данных терминов целесообразно обратиться к толковому словарю русского языка.

«Содействие» — это участие кого-либо в чьих-то делах с целью оказания помощи в определенной деятельности» [12].

Такая помощь или участие в каких-либо делах или какой-либо деятельности может иметь разовый или кратковременный характер, но не может быть связана с выполнением лица какой-либо работы.

«Сотрудничество» — это выполнение, осуществление какой-либо деятельности или, другими словами, — это выполнение лицами одного и того же общего дела»[13].

Содействие граждан законодательно закреплено в гл. 4 Закона «Об ОРД».


Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту [14].

Учеными даются незначительно отличающиеся друг от друга определения содействия граждан оперативным подразделениям ОВД. Например, одно из них рассматривается как оказание отдельными лицами помощи ОВД в добывании и дальнейшем использовании информации в решении задач ОРД, возложенных на оперативные подразделения ОВД в сложившихся условиях или в складывающейся оперативной обстановке.

Содействие лиц оперативным подразделениям ОВД — это вовлечение граждан в отношения, возникающие при осуществлении ОРД, и использование полученных от них сведений в дальнейшей борьбе с преступностью или выполнении конкретных задач по раскрытию преступлений.

Законодателем применен термин «гражданин», что выделяет социальный статус лица, привлекаемого к содействию, и указывает на гражданство лица, оказывающего содействие.

В русском языке слово «гражданин» понимается как человек, принадлежащий к постоянному населению определенного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью прав и обязанностей[15].

Слово «лицо» понимается как личность, индивидуальный облик человека с присущей только ему внешностью или собеседник.

В русском языке слово «личность» понимается как человек, имеющий индивидуальные свойства (фамилия, имя). Также дается определение «личности» как человека[16].

Сравнивая эти определения можно прийти к выводу, что термин «гражданин» определяет социальную принадлежность человека к государству, а термин «лицо» определяется как личность, человек, имеющий индивидуальный облик.

Термин «лицо без гражданства» указывает на то, что человек не имеет гражданства, не принадлежит к постоянному населению какого-либо государства.

В тексте ч. 1 ст. 17 Закона «Об ОРД» используется термин «лица». Речь идет о лицах, которые могут привлекаться к подготовке и проведению ОРМ с их согласия с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. Законодатель не определяет гражданства привлекаемого к содействию лица возможности привлечения к содействию граждан иностранных государств, либо лиц без гражданства.

Возможность привлечения таких лиц закреплена законодателем в положении ч. 2 ст. 17: «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений»[17].


Таким образом, в ч. 1 ст. 17 законодателем не определены какие-либо обязательные требования к лицам и гражданам, привлекаемым к содействию, а именно: возраст, дееспособность, гражданство, религиозная принадлежность, имущественное и социальное положение, тогда как к лицам сотрудничающими с ОВД такие требования предъявляются.

В п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») законодателем установлено право полиции «устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам»[18]. В данном положении речь идет именно о гражданах, хотя указанный пункт статьи ссылается на Закон «Об ОРД». Законодатель установил полиции право на сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе. В данном случае употребляются термины «сотрудничество», «содействие», которые имеют близкое значение по сути, но отличаются по содержанию.

Содействие граждан включает в себя не только сотрудничество с ОВД, но и другие формы привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также их использование в решении задач ОРД. Оказываемое гражданами «сотрудничество» является видом содействия. Содействие граждан на конфиденциальной основе может оказываться и выходя за рамки сотрудничества[19].

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только в отношении граждан Российской Федерации, но и в отношении граждан иностранных государств, а также в отношении лиц без гражданства, которые могут привлекаться ко всем видам содействия.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводам о целесообразности дальнейшего совершенствования правового регулирования в области содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.

Полагаю, целесообразным внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», исключив из него термин «лица» и применив такие термины, как «граждане», «иностранные граждане» и «лица без гражданства».

Таким образом, возможно достичь единообразия терминологии и избежать разногласий по поводу трактования терминов, относящихся к содействию граждан органам, осуществляющим ОРД.