Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (общественные отношения в сфере контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- начальники структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в субъектах федерации;

- начальники низовых структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- иные должностные лица, имеющие соответствующий допуск и осуществляющие инспекторские функции.

Основными целями ведомственного контроля являются:

- своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;

- определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;

- обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;

- обеспечение единства решений и исполнения.

Формы осуществления ведомственного контроля могут заключаться в ознакомлении руководителя с делами оперативного учета, работой подразделения и его конкретных сотрудников, постоянное изучение оперативно-значимой информации и общественного мнения, заслушивание конкретных работников в ходе оперативных совещаний и др.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно условно разделить на следующие виды:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

В процессе предварительного контроля руководитель выясняет состояние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки оперативно-розыскных мероприятий, прогнозирования их результатов и др. Данный вид контроля имеет особое значение в предупреждении различных нарушений законодательства[21].

Текущий контроль является непосредственной частью руководства оперативными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководителем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в оперативно-розыскных мероприятий. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное раскрытие преступления.


Руководители оперативных подразделений и отдельных (временных) структур в виде оперативных групп и т.п. контроль осуществляют повседневно в таких сферах как организация деятельности подчиненных им формирований и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также в области осуществления иных правовых действии, адекватных административно-правовым полномочиям сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Субъектами ведомственного контроля за отдельными аспектами ОРД являются службы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выполняющие штабную функцию, если они имеют соответствующий допуск к сведениям оперативно-розыскного характера, составляющим служебную или государственную тайну.

Вышеперечисленные субъекты ведомственного контроля выбирают соответствующие его формы, которые выработаны оперативно-розыскной практикой и могут быть различными с учетом соответствующих целей, задач, объема полномочий и количества проверяющих, объектов контрольных проверок.

Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает проверку исполнения качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их результативности и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы ОРД.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в оперативной работе и внесения предложений по ее совершенствованию вышестоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Их осуществляют оперативные аппараты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации по отношению к нижестоящим подразделениям.

Наряду с комплексными осуществляются и целевые проверки. Они классифицируются на различные виды в зависимости от субъекта их проводящего. Ведомственный контроль за делами оперативного учета может осуществляться в трех формах:


1) непосредственное изучение дела;

2) вызов сотрудника с материалами дела;

3) изучение справки о проделанной работе по конкретному делу.

Каждая форма контроля имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, которые связаны с затрачиваемым временем и достоверностью информации.

Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.

Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуществлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не только за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.

Особым направлением контроля является проверка соблюдения правил поддержания режима секретности, установленного ведомственными нормативно правовыми актами.

В этих случаях, когда руководителем оперативного подразделения или иным проверяющим выявлены нарушения в сфере оперативно-розыскной деятельности, требующие детального анализа, назначается и проводится служебная проверка, по ее результатам виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами законов, определяющих статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При осуществлении ведомственного контроля могут быть выявлены различные недостатки: умышленное искажения оперативно-розыскных данных; неправильное оформление оперативно-служебных документов; некомпетентность сотрудника; сокрытие фактов нарушения режима секретности; допущение подстрекательства и провокации в процессе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий; фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т. п[22].

Таким образом, осуществление ведомственного контроля дает возможность оперативно-розыскным органам не только предупредить или устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, но и принять решение по вопросам выполнения тех или иных оперативно-розыскных функций.

Ведомственному контролю за деятельностью полиции уделено внимание в п. 2 ст. 49 ФЗ «О полиции», где сказано: «Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителями федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».


Заключение

В заключение курсовой работы, отметим, что поставленная в работе цель достигнута, задачи, стоящие перед нами выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Во-первых, контроль за осуществлением ОРД это форма управляющего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия действующим законам и ведомственным нормативным актам.

Во-вторых, при анализе видом контроля за оперативно-розыскной деятельностью мы остановили свое внимание на прокурорском контроле и ведомственного контроля.

При анализе особенности организации проведения прокурорского контроля отметим, что в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности имеется немало пробелов и неясностей, в т.ч. и в вопросах, связанных с полномочиями прокурора, при осуществлении надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Не приходится говорить и о подмене прокурорским надзором института ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью; скорее, прокурорский надзор является независимым средством проверки эффективности и качества ведомственного контроля, что вполне оправданно.

Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица, с тем, чтобы они неукоснительно и качественно выполняли возложенные на них обязанности. Существенную роль в этой деятельности могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушение закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

В заключение проведенного анализа следует отметить, что выбранная тема не теряет своей актуальности, поскольку малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина. В качестве гарантий законности ОРД выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 – ФКЗ)//Рос. газета. – 2014. – № 163. – 23 июл.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ.-2001.-№52.-Ст.4921.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.
  5. Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 февраля 2013 г. N 58 // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).
  6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г.№ 33 (ред. 22.01.2017) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).
  7. О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности»: Указание Генпрокуратуры России, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. N 20-27/10// Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.08.2017).

Литература

  1. Абрамов М.К. Вневедомственный контроль и порядок его осуществления / М.К. Абрамов // Российский следователь.- 2013.- № 18. -С. 31 - 33.
  2. Анисимов Г.Г. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности / Г.Г. Анисимов // Законность. -2015.- № 11.- С. 16 - 20.
  3. Атмажитов В.М. Еще раз о нормативном правовом регулировании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью / В.М. Атмажитов // Оперативник (Сыщик). -2012.- № 4(29).- С. 3.
  4. Бажанов С.В. Влияние актов прокурорского реагирования на правовой режим досудебного производства / С.В. Баженов // Российский следователь. -2017. -№ 9. -С. 46 - 49.
  5. Баженов С.В. Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности / С.В. Баженов // Законодательство и практика. -2015.- № 1.- С. 32 - 42.
  6. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности / Ю.П. Боруленков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2013.- № 2. -С. 14 – 20.
  7. Буткевич С.А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики / С.А. Буткевич // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. -2015. -№ 4(30) – С.2-9.
  8. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.170-173.
  9. Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона / А.Ю. Винокуров // Административное и муниципальное право.- 2014. -№ 8. -С. 882 - 889.
  10. Дытченко Г.В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / Г.В. Дытченко, Е.Л. Никитин // КриминалистЪ. -2014. -№ 1(14). -С. 73 - 74.