Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (общественные отношения в сфере контроля за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические основы контроля за оперативно-розыскной деятельностью
1.1Понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью
Глава 2. Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью
2.1 Организация прокурорского контроля за оперативно-розыскной деятельностью
2.2 Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Содержание:
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, в России за последние годы законодательство изменила не только названия некоторых правоохранительных органов, а также произошла их реорганизация, укрупнение, но и изменению подверглись даже некоторые функции этих органов. В связи с этим изменился контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
При подготовке материалом к написанию курсовой работы мы столкнулись с проблемными аспектами осуществления прокурорского и ведомственного контроля и на это хотим обратить особое внимание.
Объектом исследования являются общественные отношения, осуществляемые в сфере реализации контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность.
Цель курсовой работы является анализ контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач: определить понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью, проанализируем органы, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью, определим особенности организации прокурорского контроля за оперативно-розыскной деятельностью и рассмотрим ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.
Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».
Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: Г.Г. Анисимов, А.Н. Зенкина, В.В. Важенина и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава1. Теоретические основы контроля за оперативно-розыскной деятельностью
1.1Понятие контроля за оперативно-розыскной деятельностью
При анализе понятия контроля за оперативно-розыскной деятельностью мы обратились к юридической литературе и к законодательству. Но при исследовании законодательства, мы отметили, что как такового понятия ни один нормативный акт не содержит, а лишь включает органы, которые проводят контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
При анализе юридической литературы, мы также столкнулись с тем, что в данных источниках, даются лишь общие фразы, но как такового понятия опять не содержится. Поэтому возникает вопрос, так что же такое контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
Исходя из проведенного исследования, нами все-таки удалось определить что же следует понимать под данным понятием.
Контроль– это одна из форм деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по обеспечению законности в той или иной правоохранительной сфере, в нашем случае – в оперативно-розыскной деятельности, которая, в силу своей специфики подвержена меньше всего контролю со стороны граждан и общественных организаций.
Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности это форма управляющего воздействия и включает систему мер по проверке и наблюдению ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Цель контроля - обеспечение единства решений и исполнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных нарушений.
В ст.20 ФЗ «Об ОРД» указано, что контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами[1].
Но следует отметить, что эта функция осуществляется в пределах, установленных законодательством.
В общую систему гарантий соблюдения законности помимо вышеуказанных лиц можно включить контроль, который осуществляется судьями, а также ведомственный контроль. Также к особой форме контроля следует отнести прокурорский надзор.
Следовательно, к общей системе контроля за оперативно-розыскной деятельностью можно отнести:
контроль со стороны властных структур;
судебный контроль;
прокурорский надзор;
ведомственный контроль[2].
Каждый вышеназванный вид контроля имеет свои особенности проведения и осуществляется в разных формах, и требует специального рассмотрения.
Организация контроля за оперативно-розыскной деятельностью – это определенный, обусловленный содержанием предмета этого надзора, вид деятельности в контролирующих органах, целью которого является оптимизация решения задачи обеспечения законности при осуществлении ОРД уполномоченными на это ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Организация контрольной деятельности складывается из следующих элементов:
1) понимание предмета и содержания контроля;
2) аналитическое и информационное обеспечение направления контроля;
3) реализация и планирование конкретных надзорных мероприятий;
4) реализация и оценка результатов.
Реализация и планирование определенных надзорных мероприятий основываются на выводах, которые могут быть получены в процессе информационно-аналитической деятельности. Например, выявление роста показателя нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, либо их высокая доля по отношению к общему числу зарегистрированных преступлений, дают основание к планированию проверки результатов ОРД по установлению преступников. В плане должны быть указаны конкретные вопросы, которые подлежат выяснению в процессе проверки.
Предметом контроля будет является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, соблюдение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, которые будут приниматься органами, осуществляющими эту деятельность[3].
Суть контроля состоит в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые средства и способы, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов какие-либо нарушения законности, и если они имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают к ответственности виновных, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Таким образом, исходя из анализа понятия и сущности контроля за оперативно – розыскной деятельностью мы дадим следующее понятие. Контроль - это форма управляющего воздействия, включающаяся в себя систему мер по проверке и наблюдению ее соответствия действующим законам и ведомственным нормативным актам.
Органы, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Как ранее нами было указано в предыдущем параграфе, что статья 20 ФЗ «Об ОРД» определяет органы, которые проводят контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Следует немного повторится, кто к ним относится. Это: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также можно отнести органы прокуратуры, суд.
В целом, если охарактеризовать субъектов, которые осуществляют контроль это государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением оперативно-розыскной деятельности[4].
Классификация органов, осуществляющих контроль можно условно разделить на три критерия: во-первых, их можно сгруппировать по функциям. Таких групп две: 1) субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность (реализующие функцию контроля); 2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (реализующие функцию прокурорского надзора); во-вторых, по сфере осуществления предоставленных полномочий можно разделить субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный). Первыми являются определенные государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители оперативно-розыскного органа, прокурор).
Субъекты, осуществляющие ведомственный контроль это Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ. В круг главных полномочий Президента РФ в сфере обеспечения безопасности в России относятся следующие: а) он возглавляет и формирует Совет безопасности России, статус которого определяется федеральным законом; б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).
Федеральное собрание РФ также является субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении является контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью. Но с учетом предписаний Конституции РФ парламентский контроль реален только: а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности; б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств[5].
Судья как субъект оперативно-розыскных правоотношений. В оперативно-розыскной работе судья наделен широкими полномочиями. Например, предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является: рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Федерального Закона об ОРД), последующая проверка законности решений и действий оперативно – розыскных органов и их должностных лиц (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального Закона об ОРД); рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 2, 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД); разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскного органа в связи с отказом в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Прокурорский надзор за исполнением Федерального Закона об ОРД осуществляют: 1) Генеральный прокурор РФ; 2) уполномоченные им прокуроры (ст. 21 Федерального Закона об ОРД). Предметом надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального Закона об ОРД – исполнение предписаний этого Федерального закона. К ним относят: рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы; законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и в том числе при производстве дел оперативного учета[6].
Таким образом, следует отметить, что к органами осуществляющим контроль за оперативно- розыскной деятельностью относится государственные органы и их должностные лица, а именно Правительство РФ, суды, органы прокуратуры. Каждый орган, который осуществляет контроль за оперативно-розыскной деятельностью наделен соответствующими полномочиями. Эти полномочия установлены российским законодательством. На наш взгляд заслуживает внимание рассмотреть особенности организации прокурорского и ведомственного контроля, поскольку там имеются проблемные вопросы, связанные с осуществлением контроля, что и будет сделано во второй главе.