Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы управления ассортиментной политики торгового предприятия

1.1. Особенности ассортиментной политики

1.2.Механизмы формирования оптимальной структуры ассортимента

2. Анализ формирования и управления ассортиментом в торговом предприятии ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка»)

2.1. Общая характеристика предприятия и его организационно-правовой формы

2.2. Выявление и структурирование основных проблем управления ассортиментом ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка»)

2.3. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка»)

3. Разработка предложений по оптимизации ассортиментной политики ООО «Тропинка» как фактора повышения продаж

3.1. Мероприятия по совершенствованию ассортимента ООО «Тропинка» (магазин«Тропинка»)

3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы формирования ассортимента товаров на предприятии подтверждается еще тем, что вся номенклатура предлагаемых товаров потенциальным покупателям напрямую связана с уровнем товарооборота, влияет на рентабельность работы предприятия, а значит и в целом на экономическую эффективность торговли.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных предприятий.

Поэтому, правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.

Создание оптимального ассортимента на предприятии является одним из необходимых условий полного удовлетворения запросов целевого рынка.

Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли должна проводится с учетом всех свойств и показателей ассортимента. Формирование широты, глубины, насыщенности ассортимента реализуемых товаров и своевременное обновление ассортимента во многом зависят от квалификации работников коммерческих служб торговых фирм, которые должны проводить исследования и располагать обширной информацией о не только реальных, но и потенциальных.

Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление проблем по формированию ассортиментной политики торгового предприятия.

Объектом исследования является ассортимент предприятия ООО «Тропинка».

Предметом исследования является методика управления оптимизации ассортимента предприятия в области управления ассортиментной политикой.

Гипотеза исследования заключается в том, что работа по оптимизации ассортимента магазина способна значительно повысить товарооборот и валовые доходы торгового предприятия.

Целью курсовой работы стал анализ формирования ассортимента товаров в магазине ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка») и разработка мероприятий по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Оценить работу предприятия с экономической и финансовой точки зрения.
  2. Проанализировать формирования ассортимента товаров в ООО «Тропинка» (магазин «Тропинка»).
  3. Разработать мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента.

Практическая значимость результатов исследования. Полученные результаты могут применяться на различных предприятиях и служить пособием для совершенствования управления ассортиментной политикой в целях повышения эффективности работы и получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Теоретической и методической основой исследования являются публикации, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов. Информационная база исследования включает в себя: законодательные и нормативные акты РФ; данные статистической отчетности исследованного предприятия.

При обработке информации и решении поставленных задач применялись абстрактно-логические, экономические, экономико-математические методы решения задач.

1. Теоретические основы управления ассортиментной политики торгового предприятия

1.1. Особенности ассортиментной политики

Ассортимент является важнейшей характеристикой товаров и определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий разнообразные потребности (аналогичные и индивидуальные) потребности, он формируется по определенным признакам[8, с. 20].

Главная задача ассортиментной политики – определение такого набора товарных групп, который наиболее предпочтительный для успешной работына рынке и обеспечиваетэкономическую эффективность деятельности предприятияв целом.

Организации необходимо первоначально разработать ассортиментную концепцию, и, на ее основании, производитьформирование ассортимента. Концепция представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, предпочтения потребителей определенных сегментов рынка, а с другой, – необходимость обеспечения наиболее эффективного использования всехресурсов (сырьевых, технологических, финансовых и иных) с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками [11, с. 145].


На рис. 1.1 представлены элементы ассортиментной стратегии.

Первой задачей ассортиментнойполитики является управление конкурентоспособностью товара, которая достигается за счет проведения комплекса маркетинговых мероприятий. Производителю товара необходимо на основе проведения научных исследований выяснить, какие характеристики товара являются наиболее значимыми для оценки потребителем качества товара и создавать внутренние и внешние преимущества товара посредством придания ему объективных свойств, которое обеспечивается имиджем товара,с помощью марочной политики, дизайна, упаковки и соответствующих мероприятий по продвижению [14, с. 155].

Проведение своеобразной фильтрации идей, исключение неподходящих идей из дальнейшего рассмотрения

Постоянный и системный поиск возможностей создания товаров-новинок

Генерация идеи

Оценка продукции

Представление предполагаемым потребителям основной идеи товара-новинки и оценка их реакции на произведенный товар

Проверка концепции

Прогноз спроса, издержек, требуемых инвестиций и прибыльности нового товара

Экономический анализ

Разработка продукции

Процесс превращения товара по замыслу в товар в реальном исполнении

Реализация товара в одном или нескольких регионах и оценка полученных результатов

Пробный маркетинг

Переход от опытного на серийное производство нового товара

Коммерческая реализация

Рисунок 1.1. Базовые элементы ассортиментной стратегии [17, с. 115]

Цели и задачи ассортиментной политики представлены на рис.1.2 (Приложение 1).

Качество товара является объективной характеристикой, определяющей для конкурентоспособности, это способность товара выполнять свое функциональное назначение в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Долговечность – это продолжительность службы товара в различных условиях эксплуатации.

Надежность – это нормальное функционирование товара в течение определенного периода времени без неисправностей или поломок [12, с. 251].

Второй задачей ассортиментнойполитики является управление жизненным циклом товара с целью продления периода его существования на рынке. Своеобразие ситуации на разных этапах жизненного цикла товара определяет применяемые маркетинговые действия: создание инновационных товаров, создание модификаций товара для продления его жизненного цикла, снятие товара с производства.Теория жизненного цикла выделяет общую для всех товаров закономерность, которая выражается в виде S-образной кривой изменения объёма продаж товара с течением времени [10, с. 25].


Товарной номенклатурой называют суммуассортиментных групп производимой продукции.

При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры, а также при определении стратегических зон хозяйствования и перспективных сфер деятельности предприятия, прежде всего, исходят из ряда взаимодополняющих и взаимоисключающих методологических принципов, представленных на рис. 1.3.

Ассортиментная политика

Принцип стратегической гибкости

Принцип синергизма

Принцип долговременной стратегической ориентации

Рисунок 1.3.Методологические принципы планирования ассортимента продукции [13, с. 85]

Принцип долговременной стратегической ориентации дает возможность постоянного обновления набора реализуемой продукции и организации на этой основе долговременного процесса, позволяющего рационально использовать ресурсный потенциал организации.

Стратегия вариации ассортимента предполагаетусовершенствование по различным технико-экономическим, маркетинговым и иным параметрам уже выпускаемых видов продукции.

1.2.Механизмы формирования оптимальной структуры ассортимента

Оптимизация ассортимента подразумевает управление ассортиментом. Как было сказано в п.1.1: оптимальныйассортимент-набор товара, имеющий максимальный полезный эффект для покупателя при оптимальных затратах на его доведение до потребителя. При этом, ассортимент должен быть выгодным и полезным для обеих сторон. Если товар удовлетворяет покупательские потребности, но затраты на определенные группы или позиции высоки и получаемая прибыль низкая, необходимо решать проблемы снижения затрат. Если товар не удовлетворяет потребности, то прибыль будет низкой по всему ассортименту, тогда нужно менять его структуру.

Управление ассортиментом представляет собой деятельность соответствующих служб предприятия по контролю, анализу и принятие управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей. Чем более полно ассортимент будет соответствовать покупателю, тем выше будет позиция предприятия на рынке.


Ассортиментная политика – искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей [3, с. 85].

К основным целям ассортиментной политики относят:

  • Увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;
  • Увеличение оборачиваемости товарных запасов;
  • Достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
  • Выход на новые рынки;
  • Снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;
  • Формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц [15, с. 235].

Выделим проблемы управления ассортиментом:

-Потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы.

-Жёсткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение.

-На большинстве предприятий не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента [4, с. 96].

Термин « стратегия ассортимента» относится к количеству и типу продуктов, представленных розничными торговцами для покупки потребителями. Двумя основными компонентами стратегии ассортимента являются глубина предлагаемых продуктов (количество вариантов конкретного продукта, которые хранится в магазине), а также ширину ассортимента продукта (количество различных видов продуктов, которые хранит магазин).

Глубокий ассортимент продуктов означает , что розничный торговец несет множество вариаций одного продукта (противоположность узкого ассортимента); широкий ассортимент продукции означает , что розничный продавец несет большое количество различных продуктов (противоположность узкого сорта) [9, с. 11].

Розничные торговцы сталкиваются с компромиссом при определении стратегии ассортимента. Выбор широкого разнообразия и глубокого ассортимента одновременно требует большого объема пространства и обычно зарезервирован для  крупных розничных продавцов. Магазины с меньшими пространствами могут специализироваться на определенном типе продукта и предлагать потребителям разнообразные цвета и стили, в то время как другие могут предлагать глубокий ассортимент продуктов, но в узком ассортименте (например, в магазинах).

Стратегия ассортимента может быть доработана для целевой демографии - например, группируя предметы, которые, как считается, привлекают к определенному типу клиентов. Например, если розничные торговцы хотят привлекать клиентов, которые являются новыми родителями, они могут заполнить свои полки одеждой из модных брендов для младенцев, а также игрушками и постельными принадлежностями, которые могут потребоваться.