Файл: Организация страхового дела в РФ (основные формы, принципы и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Страхование представляет собой экономический правовой институт, имеющий своим назначением создание эффективной системы мероприятий, направленных на предотвращение вреда, а также на восстановление имущественных интересов, связанных с повреждением или уничтожением материальных и нематериальных благ.

Страхование - это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии [12; c. 122].

Современное страхование в России осуществляется в рамках системы страховых институтов с развитой инфраструктурой, существенным числом страховщиков.

Усложнение общей экономической ситуации обуславливает снижение расходов населения, что сказывается на отраслях экономики. Также соответственно снижается покупательная способность населения, включая расходы на страхование, автострахование, замедляются темпы роста кредитования.

На состоянии страхового рынка сказываются законодательные изменения, изменения в конкурентной среде и уровня спроса в других отраслях.

Все это обуславливает актуальность проведения исследования организации страхового дела в РФ.

Целью данной работы является изучение страхового дела в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать историю становления страхового дела в России;
  • дать общую характеристику состояния российского рынка страхования;
  • проанализировать структуру российского рынка страхования;
  • охарактеризовать особенности государственного регулирования страхового дела в России;
  • проанализировать проблемы правового регулирования страхования в РФ.

Объектом исследования является организация страхового дела в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают основные формы, принципы и задачи осуществления страхового дела.

Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследований. Из общенаучных применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, исторического и логического познания.

В качестве источников информации для подготовки данной работы использованы труды отечественных ученых, посвященных изучению осуществления организации страхового дела в РФ, нормативно-правовые акты, учебные пособия, научные публикации, интернет-ресурсы, статистические сборники. Информационными источниками для изучения рассматриваемой темы послужили также ресурсы Интернет.


1. Сущность и стратегия развития страхования

1.1. История становления страхования в России

Страхование - неотъемлемая часть экономической и социальной сфер общества. По своей природе страхование - это формирование целевых денежных фондов, необходимых для обеспечения защиты имущественных интересов юридических и физических лиц от случайных неблагоприятных событий, которые могут привести к материальному ущербу [32; c. 326].

Перемены в политический и экономической системах в России предполагают совершенствование продуктивного страхового рынка. Это связано, в первую очередь, с тем, что государственным, муниципальным предприятиям и организациям самим необходимо создавать себе страховую защиту, потому как финансовая поддержка из различных государственных источников в действительности не предполагается. Также увеличиваются нужды в страховой защите граждан. Этими факторами и вызвана потребность развития российского страхового рынка.

Российский страховой рынок в процессе своего развитии претерпел несколько этапов:

Страховое дело в России до 1917 г.

Страхование в России начало зарождаться немного позже, нежели в других странах, причиной этого является долгое существование крепостного права. До конца ХУШ века страховой рынок ограничивался только зарубежными страховыми компаниями, которые выполняли все надобности в страховой защите, возникающие у населения. Первое страховое общество в России появилось в 1765 г. в Риге и носило название «Рижское общество взаимного страхования от пожаров». В 1827 г. создано «Первое Российское от огня страховое общество» , которое имело от правительства монополию на осуществление страховых операций на 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах, и в 1846 г. - товарищество «Саламандра» ,которе получило монополию на 12 лет на осуществление страхования от огня в Закавказье, на Дону и в Сибири. Эти компании поделили страховой рынок Российской Империи на области своего воздействия.

Монопольное право на исполнение страховой деятельности в конкретных районах предоставлялось обществам для того, чтобы скорее сформировать стабильную финансовую базу и не "разбрасывать" страховой капитал по маленьким предприятиям. По окончании момента действия льгот российских страховых обществ на рынке возникло время свободной конкуренции. На конец XIX в. в России существовало 15 акционерных обществ, 32 общества взаимного страхования и зарубежные страховые организации. Часть капитала иностранных государств в страховом деле в 1890 г. приравнивалась к 24,4%. Наличие внешних страховщиков в России сказывалось на значительном уходе страховых выплат за рубеж и побуждало государство, которое на тот момент претерпевало нехватку денежных средств государственного бюджета, стимулировать мероприятия по совершенствованию отечественных страховых компаний. В 1894 г. стал осуществляться контроль за работой страховых организаций Министерством внутренних дел. Таким образом, в данный период в России сформировалась система страхования в российских и иностранных страховых акционерных обществах, обществах взаимного страхования и земских обществах. Также страхование осуществляли правительственные организации. Зарубежные страховые общества следовали единой системе государственного страхового надзора , осуществляемого Министерством внутренних дел. Для выполнения страховых сделок в России им необходимо было предоставить в государственное казначейство денежную гарантию в размере 500 тыс. руб. золотом и сохранить на счетах государственного банка 30% полученных страховых платежей. Появление страховых компаний внешних государств на отечественном рынке сказалось на вступлении России в систему международных экономических связей и мирового торгового обмена. В итоге к началу XX в. в России образовался развитый страховой рынок.


Страховое дело в России в 1917-1988 гг.

После Октябрьской революции 1917 г. началось усовершенствование страхового дела в России. Изначально декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. установилась проверка всех видов страхования. В 1918 г. съезд высших работников страховых отделов подтвердил неизбежность отмены частных страховых организация и потребовал применения государственной монополии. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике» страховое дело было признано государственной монополией во всех его видах и формах.

Во время Гражданской войны страхование теряло свою значимость, т. к. практически совсем обесценивались денежные знаки.

Государственное имущественное страхование было возобновлено после завершения Гражданской войны. В Народном комиссариате финансов РСФСР было образовано Главное управление государственного страхования. Его основной задачей было осуществление государственного страхования. С 1926 по 1932 гг. страхование в России успешно развивалось. С 1 октября 1929 г. начало применяться обязательное страхование в промышленности. Оно распространялось на все имущество государственных учреждений и организаций, числящихся на хозрасчете или местном бюджете. В 1926 г. было образовано добровольное страхование пассажиров. В период Великой Отечественной войны ресурсы государственного страхования направлялись на погашение нужд фронта и тыла. За 1941-1945 гг. Госстрах СССР перечисли в государственный бюджет свыше 5,8 млрд рублей. В 1947 г. образовалось открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" как самостоятельное юридическое лицо. Его задачей являлось обслуживание внешнеторгового оборота, научно-технических и культурных связей РФ с зарубежными странами [17; c. 78].

В 1958 г. произошли непредвиденные изменения в организационной структуре органов государственного страхования. Страховое дело теперь находилось в ведение министерств финансов союзных республик. Независимость государственного страхования в каждой союзной республике не переступала общности страхования, так как во всех республиках оно выполнялось на основе нового законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР. С 1 января 1968 г. были сформированы правила обязательного страхования имущества колхозов. Страховать необходимо было все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, животных, здания, сооружения, транспорт, оборудование, сельскохозяйственные машины, многолетние насаждения и др. Значимая реформа сельскохозяйственного страхования была осуществлена в 1974 г., когда было внедрено обязательное страхование имущества совхозов, в том же объеме, что и страхование колхозов. В этот же период действует обязательное страхование имущества,(подтвержденное в 1981 г.) которое принадлежало гражданам.


Указом Президиума ВС СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением Совета Министра СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежали строения и животные , являющиеся собственностью граждан.

К концу 80-х годов в СССР вели деятельность 5765 инспекций государственного страхования, 3425 из были на территории России. В 1989 г. число договоров добровольного страхования среди населения составило 121,5 млн. при численности населения 148 млн. человек, то есть менее 1 договора на человека.

1.2. Становления страхования в России новый этап

Началом демонополизации страхового дела в России является принятие закона «О кооперации» (1988 г.), который устанавливал, что кооперативы могут образовывать собственные страховые организации и самостоятельно устанавливать условия, порядок и виды страхования.

Принятый в июне 1990 года Совет Министров СССР «Положение об акционерных обществах и компаниях с ограниченной ответственностью» обеспечил возможность создания негосударственных страховых компаний. Правовая основа правового регулирования страховой деятельности была заложена законом «О страховании» от 27 ноября 1992 года. С принятием этого закона начался новый этап в развитии страхового бизнеса. Вторым основным законодательным документом, регулирующим страховую деятельность, был Гражданский кодекс (часть 2, глава 48), который регулирует правоотношения в страховании. Принятие этих документов ознаменовало собой начало резкого увеличения числа страховщиков, появление новых требований к страховым услугам и усиление конкуренции на рынке.

В начале 1990-х годов, несмотря на значительный количественный рост страховщиков, резкого увеличения их деловой активности не произошло . В течение этого периода формирование страхового рынка в России осуществляется в условиях нестабильности политических и экономических отношений в обществе, инфляционных процессов, низкого уровня жизни населения, снижения производства, финансового кризиса и сокращения инвестиций. Из-за отсутствия стабильности в политике и экономике финансовое положение страховых компаний ухудшилось к 1997 году, и к концу года их процесс слияния усилился. В период с 1996 по август 1998 года на страховом рынке наблюдались следующие тенденции: совершенствование страхового законодательства, принятие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации; внесение изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; банкротства и уменьшение числа страховых компаний, не отвечающих требованиям финансовой стабильности, платежеспособности и профессионализма при осуществлении страховой деятельности.


В то же время ОАО «Госстрах», преобразованное в АО, не смогло сохранить свои позиции на страховом рынке и оказалось, что его вытеснили более активные страховщики. Напротив, ОАО «Ингосстрах» продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых выплат по классическим видам страхования. Проблемами, присущими этому этапу развития российского страхового рынка, являются отсутствие страховой культуры населения и сложная экономическая ситуация в стране. Ситуация конца 1998 года была разработана для многих страховщиков не самым лучшим образом, так как до 86% их резервов было передано в государственные краткосрочные облигации, а обязательства по платежам были отложены. За этот период более 500 страховых компаний прекратили свою деятельность [34; c. 52].

К началу 2000 года роль страховых компаний в российской экономике возросла. Страховые премии за различные виды страхования увеличились почти в 2 раза. Предприятия стали интересоваться классическими страховыми продуктами. Это связано с расширением доли страховых расходов, которые связаны с себестоимостью производства. Восстановление экономики и замедление темпов инфляции в 2002 году оказали влияние на рост реальных денежных доходов населения. Снова стал проявляться интерес к долгосрочному страхованию жизни.

За годы рыночных преобразований, из-за объективных и субъективных причин, не удалось полностью сформировать стабильный и адекватный страховой рынок. Но сейчас у российских страховщиков есть все предпосылки для его развития.

Таким образом, современной экономической ситуации увеличивается роль страхового рынка как системы, способствующей управлению риском. В целях улучшения страхового рынка в России, применять ряд мероприятий:

1) в области обязательного страхования установить минимальные и максимальные значения страховых тарифов, определяемых Правительством Российской Федерации;

2) для развития добровольного страхования необходимо:

  • расширить возможности использования страховых услуг разными слоями населения, в частности, малообеспеченными гражданами, а также проживающими на отдаленных от городов территориях;
  • осуществить нормативно-правовое обеспечение расширения способов реализации страховых услуг, включая электронные продажи страховых услуг о отдельным видам страхования.