Файл: Заключение договора(Теоретические основы заключения гражданско-правового договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В частности, отмечается, что если для условий договора, воспринимаемых из установлений нормативных актов, договор действительно служит юридическим фактом в общепринятом понимании этого термина, то в отношении условий, создаваемых волеизъявлением договорных контрагентов, вопрос был и остается не проясненным. Далее, позиция исходит из того, что положения закона и иных правовых нормативных актов, начинающие применяться к взаимоотношениям сторон в силу заключения договора, имеют разное назначение. Одни входят в содержание договора и составляют группу норм, традиционно называемых «подразумеваемыми условиями». Такие условия обычно не включаются в составляемый текст договора, поскольку подобное переписывание норм было бы излишним. Другие образуют группу правовых норм, определяющих не собственно содержание договора, а законодательные способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность сторон и т.п. По отношению к нормам обеих этих групп договор выполняет роль юридического факта. Общая теория права и цивилистика никогда прямо и ясно не говорили, следует ли признавать юридическим фактом договор в его роли источника создаваемых для сторон прав и обязанностей, не упоминаемых в нормативных актах, более того, таким образом, объявление договора юридическим фактом создает противоречивость и неопределенность категории «юридический факт»[9].

В итоге делается вывод о том, что более верным было бы считать, что договор лишь отчасти является юридическим фактом и выступает таковым только для правовых норм, непосредственно регулирующих взаимоотношения сторон в силу заключения договора.

Необходимо признать тот факт, что подход такого рода все же ошибочно исходит из той посылки, что договор может признаваться юридическим фактом только в том случае, если его содержание определяется установлениями нормативных актов.

Даже существующее только на доктринальном уровне определение понятия «юридический факт» «предъявляет требование» только тому, чтобы соответствующая норма только связывала с тем или иным обстоятельством возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Ключевым фактором выступает придание нормой тем или иным обстоятельствам определенного качества, особого свойства, существенно отличающего эти обстоятельства от множества иных обстоятельств. Базовое значение имеет своего рода «юридическое гипостазирование» обстоятельств. Определение юридического факта не содержит «требования» о необходимости определения правовой нормой содержания возникающих, изменяющихся или прекращающихся прав и обязанностей. Иной подход, таким образом, не согласуется с общетеоретическими разработками понятия «юридический факт».


Необходимым является также рассмотрение вопроса о возможности понимания договора как правоотношения.

И в данном случае целесообразно начать с выяснения сущности правоотношения, с определения его понятия .

Понятие «правоотношение» так же, как и понятие «юридический факт», раскрывается только в рамках и на уровне доктрины. ГК РФ вообще не оперирует понятием «правоотношение». Вместо этого употребляется другой термин «отношение» (в частности, ст.2 ГК РФ – «отношения, регулируемые гражданским правом»). Общая теория права, как правило, дает следующее определение понятию «правоотношение» – правоотношение есть общественное отношение, урегулированное правом. Данное определение характерно в большей степени для марксистской доктрины общественных отношений. Понимание категории «правоотношение» вне марксистской догматики означает регулируемое правом отношение взаимодействия двух или более сторон. Практическое значение данной категории в настоящее время сводится преимущественно к констатации того, существует или не существует между субъектами юридически регламентируемая связь.

Требует учета то обстоятельство, что категория «правоотношение» касается отношений, регулируемых правом, т.е. общеобязательными нормами. Для теоретиков права частно-правовые договоры никогда не входили в содержание права. Это, однако, не умоляет обстоятельства признания за договором его качеств, позволяющих говорить о нем, как о средстве регулирования взаимоотношений его участников. Тем не менее, такого рода регулирование все же несводимо к правовому.

Понимание правоотношений цивилистами, которые подразумевают под ними, прежде всего, «договорные правоотношения» совершенно не совпадает с общетеоретической концепцией правоотношения.

В данном случае можно говорить о понятийном аспекте проблемы несводимости договора к правоотношению. Но это только одна сторона проблемы. Другая сторона – ее логический аспект. Дело в том, что даже в том случае, если отбросить и не обращать внимания на чисто терминологическую несводимость правоотношения к понятию «договор», возникает ситуация, в которой договор сводится к правоотношениям, возникшим из него же. В данном случае основание отношений и сами отношения уподобляются, происходит конвергенция причины и следствия, равно как и наоборот.

Следует констатировать тот факт, что теоретической категории «договорные отношения» соответствует легальный аналог, предусмотренный ГК РФ. Речь идет об обязательстве. Причем обязательство – универсальное понятие, оно применимо как в области договорных отношений, так и в области внедоговорных. Согласно п.1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности[10].


Доктрина гражданского права исходит из признания обязательства правоотношением (обязательство рассматривается как разновидность гражданских правоотношений).

Все это приводит в конечном итоге к существованию понятия «договор обязательство» (к их отождествлению). Данный подход уже не просто не согласуется с теоретическими разработками, от добирается до несоответствующего законодательным реалиям. Закон (ГК РФ) четко различает понятие «договор» и «обязательство». П.2 ст. 307 ГК РФ исходит из того, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, и из иных оснований, указанных в ГК РФ. Таким образом, договор выступает по отношению к обязательству одним из оснований возникновения последнего.

В связи с рассмотрением соотношения договора и обязательства необходимо отметить, что права и обязанности контрагентов по договору суть их права и обязанности как сторон обязательства и составляют содержание последнего, тогда как договор лишь определяет (называет) их и делает юридически действительными. Дальнейшее исполнение сторонами договорных условий есть не что иное, как исполнение обязательства.

Часто договор рассматривается и как форма соглашения – документ, фиксирующий права и обязанности сторон. Однако такое понимание договора является достаточно условным, т.к. соглашение сторон может быть оформлено не только в форме одного документа, подписанного сторонами, но также и путем обмена документами и совершением лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта действий по выполнению указанных в ней условий договора[11].

Исходя из определения можно выделить признаки договора.

1. Договор представляет собой соглашение. Это значит, что договор всегда основан на согласии, желании его сторон вступить в правоотношение. Согласие, добрая воля - главное в договоре. Именно поэтому в ст. 1 ГК РФ в качестве основного положения гражданского законодательства включен принцип свободы договора. Детально содержание свободы договора раскрывается в ст. 421 ГК РФ. Под свободой договора принято понимать:

а) свободу принятия решения заключать или не заключать договор;

б) свободу выбора контрагента;

в) свободу определения условий договора (цены, сроков поставки, гарантийного срока и пр.)[12].

Из принципа свободы договора закон устанавливает изъятия в некоторых случаях, как правило, они связаны с необходимостью защиты более «слабой» стороны.


Например, если одной из сторон договора является естественная монополия – организация, которая по роду своей деятельности продает товары, оказывает услуги, которые невозможно приобрести у другого контрагента, то закон запрещает ей отказывать в заключении договора. Именно поэтому, например, энергоснабжающая организация не вправе отказать в заключении договора энергоснабжения индивидуальному предпринимателю, желающему получать электрическую энергию, при отсутствии технологических препятствий к заключению такого договора. Для некоторых видов товаров закон ограничивает свободу договора путем государственного регулирования цен, могут предусматриваться специальные требования к отдельным условиям договора. Поэтому, несмотря на действие принципа свободы договора, перед заключением договоров целесообразно уточнять, нет ли специальных требований к договору и его условиям, установленных законом.

2. В договоре всегда две или несколько сторон. Это значит, что большое значение приобретает процедура отбора контрагента, от степени «надежности» которого в значительной степени зависит дальнейшее исполнение договора. Процесс отбора контрагентов не регламентируется законом, кроме некоторых случаев – он оставлен на усмотрение самим субъектам. В некоторых организациях принимаются регламенты договорной работы, где значительное внимание уделяется процедуре отбора контрагента. При выборе контрагентов следует проявлять заботливость и осмотрительность, это имеет важное значение для предотвращения негативных последствий, связанных с нарушениями договорных обязательств, возникновения потерь для организации и увеличением риска привлечения к ответственности за правонарушения в налоговой сфере. Обязанности в договоре обычно возникают у обеих сторон. Такие договоры называют «взаимными». Если по договору у одной стороны возникают только права, а у другой – только обязанности, договор именуют «односторонне-обязывающим», или «односторонним». Вместе с тем в договоре не может быть бесконечное число субъектов – из договора возникает определенная связь, участники которой известны.

3. Договор направлен на наступление правовых последствий. То есть на основании договора у одной или всех сторон договора возникнут субъективные права и юридические обязанности. Правовой характер последствий заключения договора проявляется в известной формуле: «Договор – закон для двоих». Это значит, что договорная связь так сильна, что при нарушении договора одной из сторон вторая сторона сможет обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении нарушенного права, отобрании вещи, взыскании денежной суммы (цены по договору или возмещения причиненных убытков), уплаты неустойки и пр.


Правовые последствия, наступающие у субъектов из заключенного ими договора, могут быть двоякого рода:

- во-первых, договором может быть изменена правовая связь, уже существующая (например, могут быть пересмотрены сроки поставки отдельных партий товаров, уточнен ассортимент товаров и пр.);

- во-вторых, на основании договора существующая правовая связь может быть прекращена (так, заключенное соглашение о досрочном расторжении договора аренды влечет прекращение договорных отношений по аренде определенного имущества)[13].

Основным назначением договора является регулирование общественных отношений, в связи с чем многие авторы считают регулятивную функцию основной функцией гражданско-правового договора. В обосновании значимости этой функции в литературе приводится положение п. 2 ст. 422 ГК РФ, согласно которому вновь принятый закон не отменяет по общему правилу действия условий ранее заключенного договора.

Глава 2. Стадии заключения гражданско-правого договора

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Стадии заключения договора:

1) переговоры сторон;

2) направление предложения заключить договор одному или нескольким конкретным лицам - оферта;

3) рассмотрение оферты;

4) получение лицом, направившим оферту, ответа о согласии заключить договор - акцепт оферты.

2.1 Преддоговорные контакты сторон и направление оферты

По мере развития и усложнения общественных отношений принятию на себя сторонами конкретных обязательств по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг, все чаще предшествует этап продолжительных согласований условий будущей сделки и совершения подготовительных действий.

Одним из правовых инструментов, который позволяет сторонам закрепить достигнутые договоренности и обеспечить заключение запланированной сделки выступает предварительный договор.

При этом предварительный договор является универсальным инструментом, поскольку позволяет связать стороны на будущее в связи с совершением множества различных сделок. Анализ российской и немецкой практики позволяет заключить, что предварительный договор является востребованным как в потребительской сфере: при отчуждении земельных участков, парковочных мест, автомобилей, мебели, при реализации туристского продукта; так и в предпринимательской: при создании общества, при отчуждении долей в уставном капитале, передаче в аренду помещений или оборудования, выдаче векселя. Кроме того, предварительный договор может предшествовать совершению сделок не только по передаче товаров, выполнению работ и оказанию услуг (что прямо предусмотрено ГК РФ), но и сделок, специально в законе не указанных: договоров по учреждению юридических лиц, соглашений между долевыми собственниками, соглашений об уступке прав требования и т.д[14].