Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2 Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Особенности отдельных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.2 Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

2.3 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон о стратегическом планировании субъекта Федерации;

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в субъекте Федерации;

Закон о государственной политике в сфере инвестиционной деятельности.

Помимо законодательных норм разрабатываются еще и государственные программы поддержки предпринимательства. Они с одной стороны являются и инструментов поддержки, с другой стороны имеют юридическую силу и предписывают советующим органам обязанности по содействию развитию предпринимательства [10, с. 47].

Государственные программы развития предпринимательства основывается на постулатах программы развития предпринимательства федеративного уровня. Комплекс мероприятий государственной поддержки включают следующие типы программ:

региональные;

межрегиональные;

отраслевые;

межотраслевые;

муниципальные.

Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

оформление субсидий;

получение грантов;

предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой;

прохождение стажировки под руководством квалифицированных специалистов, проведение практических занятий;

оформление лизинговых программ на льготных условиях;

получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах;

возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета;

помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса [9, с. 59].

На сегодняшний день, в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

мероприятия по созданию и формированию инфраструктуры;

обеспечение условий по передаче начинающим, молодым бизнесменам строительных проектов, которые являются малорентабельными или находятся на гране банкротства;

создание возможности выкупа помещений, торговых территорий, которые ранее предприниматель имел возможности только арендовать, государство предлагает бизнесмену выкуп основного средства на льготных условиях и т.д.

Таким образом, мероприятия по оказанию поддержки и развития малого бизнеса разрабатываются и формируются на основе законодательных норм и стандартов. Все они имеют принципиально важный характер для положения всей страны, поэтому должны четко соотноситься с комплексом самых различных заданий, целей государства.


В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов. Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью. Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.

Так, например, в июле 2018 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [4], который расширяет имущественную поддержку бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам предпринимательства. Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту предпринимательства снижена на 600 млн. руб. Вместе с тем, максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд. руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов предпринимательства.

2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Особенности отдельных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности


В настоящее время, в Российской Федерации действует ряд программ и целевых планов по поддержке предпринимательства. Вид поддержки и ее объем во многом зависит от типа предприятия, его сферы деятельности, экономической и социальной обоснованности, опыта и т.д.

Рассмотрим непосредственно систему государственной поддержки предпринимательства в России по отдельным направлениям.

Инфраструктура государственной поддержки предпринимательства координируется Министерством экономического развития Российской Федерации, включает в себя различного рода организации, занимающиеся той или иной формой поддержки. Рассмотрим их подробнее.

В перечень обязательств, которые взяла на себя эта структура, входят следующие опции:

поддержка малого и среднего предпринимательства;

привлечение инвестиций в целях помощи бизнесу;

маркетинговое, юридическое, финансовое, информационное сопровождение проектов и программ;

увеличение доли закупок госпредприятиями у субъектов предпринимательства, в том числе в области высокотехнологичной продукции;

реклама проектов корпорации среди государственных структур;

поддержка образования молодежи в бизнес-сферах;

всестороннее развитие помощи бизнесу.

Главная цель Корпорации малого и среднего предпринимательства – создание цивилизованного предпринимательского рынка и образование прослойки среднего класса.

Одной из основных задач Корпорации малого и среднего предпринимательства является привлечение инвестиций в малый и средний бизнес. Для этого была разработана Программа стимулирования кредитования объектов малого и среднего предпринимательства - «Программа 6,5%». Именно под такую ставку банки, участвующие в кредитовании получают рефинансирование в Центральном Банке России. За счет этого они могут снижать кредитную ставку субъектам бизнеса.

Корпорация малого и среднего предпринимательства в этом случае выступает гарантом сделки перед банком и ЦБ, что тоже позволяет снизить риски и уменьшить стоимость кредитных средств для бизнеса. Если учесть, что средние кредитные ставки для предпринимателей варьируются в пределах 12 - 17% годовых, то вышеуказанные условия очень выгодны.

АО «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки предпринимательства, предоставляет малым и средним предприятиям гарантии для получения кредитных средств в банках РФ и помогает воспользоваться кредитами при недостаточном залоговом обеспечении.


Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере - эта организация оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

В 2017 году, действуя в соответствии с утвержденной Наблюдательным советом АО «МСП Банк» Стратегией развития АО «МСП Банк» на 2017 - 2020 годы, были реализованы задачи по формированию и масштабированию финансовых предложений для субъектов малого и среднего предпринимательства и созданию технологической платформы для кредитно-гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одной из ключевых задач деятельности АО «МСП Банк» являлось выстраивание технологии поточных продаж и подготовка к работе с массовым сегментом, а также обеспечение инфраструктурных возможностей оказания финансовой поддержки во всех регионах России.

Основными направлениями деятельности АО «МСП Банк» являлись:

прямая кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

прямая гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

гарантийная поддержка по кредитам в рамках негосударственного софинансирования;

выстраивание системы каналов прямых продаж в формате удаленных рабочих мест;

запуск информационно-технологических решений, являющихся основой для развития массового кредитования [12, с. 49].

Кроме того, АО «МСП Банк» осуществляло поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках действующей с 2009 года системы двухуровневой финансовой поддержки через сеть партнеров (банки, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации). Возросшие риски двухуровневой модели и отсутствие возможности масштабировать бизнес в рамках двухуровневой системы поддержки малого и среднего предпринимательства обусловили необходимость сокращения размера кредитного портфеля по банкам-партнерам, текущее финансовое состояние которых не соответствует рейтинговой модели АО «МСП Банк».

Основной задачей деятельности АО «МСП Банк» в рамках указанного направления году являлось сокращение задолженности банков-партнеров, не соответствующих утвержденной рейтинговой структуре, а также ее переформатирование в агентскую сеть.

В целях расширения практики уступки денежного требования (факторинга) при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц Корпорацией был разработан и направлен в Минэкономразвития России проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство. Законопроектом закрепляется право поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, вытекающие из заключенного договора, независимо от способа осуществления закупки.


В целях расширения практики использования факторинга АО «МСП Банк» был разработан и утвержден специализированный кредитный продукт в рамках двухуровневого финансирования «Фактор закупки - Компания», направленный на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (клиентам факторинга) под уступку денежного требования в целях исполнения контрактов [15, с. 318].

В целом, рассмотрев систему государственного регулирования предпринимательства в России по отдельным направлениям, можно отметить, что данная система имеет сложное устройство, инфраструктуру, но пока не большой опыт функционирования. Становление нового государства с рыночной экономикой пока еще требует поиска оптимальных форм государственной поддержки предпринимательства. Рассмотрены различные инструменты государственной поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, среди которых гарантийная поддержки при кредитовании, финансирование инновационных проектов, программа «инвестиционный лифт», консультационная поддержка предприятий в вопросах выхода на международный рынок. Отмечено, что важная роль при этом принадлежит Министерству экономического развития Российской Федерации и таким структурным подразделениям, как: Корпорации малого и среднего предпринимательства, АО «МСП Банк, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также поддержку осуществляют соответствующие министерства (Министерство сельского хозяйства, Торгово-промышленная палата РФ и др.).

2.2 Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В настоящее время, предпринимательство является одним из основных условий экономи­ческого успеха государства, незаменимой силой в поддержке и стабилизации экономики. Оно является основой инновационного и продуктив­ного характера экономики, стимулирует исполь­зование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, способствует мо­дернизации и восстановления устаревших про­изводственных отраслей и освоению новейших. Это прямой путь к укреплению и расширению конкурентной среды, а также к увеличению открытости национальной экономики. Несо­мненно, свобода действий в области предпри­нимательской деятельности, возможность про­явления творческих способностей и инициативы сокращают разрыв между потенциальными и фактическими показателями результатов раз­вития предпринимательства.