Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2 Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Особенности отдельных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.2 Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

2.3 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В любом современном государстве возникают такие хозяйственные потребности, которые могут быть удовлетворены силами предпринимательства. Сфера бытовых услуг, розничной торговли, консультационные услуги, и прочее являются жизненно необходимыми субъектами рыночных отношений и это сферы, в которых традиционно преобладает предпринимательство. Его развитие является важнейшим фактором роста эффективности как национальной, так и региональной экономики.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что предпринимательство, несмотря на высокое значение в экономике, чрезвычайно чувствительно к негативным факторам внешней среды. Поэтому любое государство стремиться создать такую систему поддержки предпринимательства, которая не стала бы обременительная для бюджета, но оказала бы существенное влияние на развитие бизнес-среды. Кроме того, необходимыми условиями успешного развития страны являются наличие возможности реализации частной предпринимательской инициативы, а также активное развитие предпринимательства в его различных формах.

Для России, вступающей на путь модернизации экономики, развитие предпринимательства приобретает особое значение, особенно в его малых формах. Малые и средние предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рыка потребительских товаров в условиях ограниченности ресурсов.

В Российской Федерации в современных условиях созданы определенные нормативные правовые и организационно-экономические основы государственной поддержки предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки. В рамках данной программы предпринимателям во всех регионах предоставлена возможность для получения необходимой поддержки со стороны государства, способствующей организации собственного дела (гранты, субсидии, кредиты на льготных условиях, специальные налоговые режимы, расширение доступа к государственным закупкам и т.д.).

В настоящее время в России функционирует сеть образующих инфраструктуру имущественной и информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса организаций. Вместе с тем, целый ряд мер, которые были приняты на протяжении 2014 - 2019 гг., не соответствуют интересам субъектов предпринимательства, в связи с чем они ограничивают предпринимательскую деятельность. Это подтверждает и доля производства предпринимательствами в ВВП страны. Эта доля не превышает 20%, что свидетельствует о недостаточной развитости предпринимательства в стране.


Несогласованность и разнонаправленность мер государственной поддержки, применяемы к предприятиям, снижает уровень доверия предпринимателей к государству, вынуждает предпринимателей уходить в нелегальное поле, снижает положительный эффект от реализации мер государственной поддержки. Соответственно, новые экономические условия требуют признания на государственном уровне ценности и значимости предпринимательства в качестве активной созидательной силы общества, что требует совершенствования нормативной основы отдельных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия, особенностей и проблемных вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретико-правовые аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- проанализировать особенности отдельных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности и вопросы его совершенствования.

Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие государственную политику в области государственного регулирования предпринимательства в России в настоящее время, научные труды исследователей данных вопросов в теории предпринимательского права.

Методологической основой исследования выступают современные общенаучные и частно-научные методы познания. Используются и другие методы, например, сравнительно-правовой, системно-структурный, исторический, методы анализа и синтеза.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности

Исследование вопросов государственного регулирования предпринимательской деятельности требует пояснения ключевых понятий данных вопросов - понятия предпринимательства и его государственного регулирования.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] определяет предпринимательство как особый род деятельности, который направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемый хозяйствующим субъектом, официально зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или иной формы юридического лица.

Государственное регулирование экономических отраслей – комплекс мероприятий, которые применяются государством для коррекции основных экономических процессов [15, с. 318].

В течение XX века государство и предпринимательство взаимодействовало, образуя различные формы своих отношений. Основными факторами таких перемен была непростая социально-экономическая обстановка в стране и мире, развитие информационной и технологической сторон экономических отношений и др.

Благодаря массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка, а также высокой приспособляемости к социально-экономическим условиям, предпринимательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности государства. Но так или иначе, в отношениях бизнеса и государства само государство оставляло за собой контролирующую роль.

С помощью рыночных механизмов, используемых предпринимателями, нельзя решить основные проблемы современного общества. Для этого требуется непосредственное государственное участие. К таким проблемам можно отнести развитость социальной сферы, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований. Все эти области непосредственно влияют на темпы роста и качество сегодняшней экономики в целом и предпринимательства в частности. Вопрос государственного регулирования всегда остается актуальным, ведь только у государства имеется достаточно сил и возможностей для качественного изменения экономики в макросреде [13, с. 62].

Место и роль государства во многом определяются его функциями, которые зависят от основных направлений деятельности. Можно выделить следующие функции государственного регулирования экономики:


1. Правовая функция предполагает создание нормативно-правовой основы для осуществления предпринимательской деятельности любыми субъектами этой отрасли.

2. Функция воспроизводства технологий обеспечивает нормальное течение воспроизводственного процесса в предпринимательских системах разного уровня.

3. Функция защиты конкуренции.

4. Функция стабилизации заключается в том, что деятельность правительства направлена на реализацию роста экономики, полной занятости населения и стабильности цен. Главная сложность при этом состоит в том, что для роста уровня производства необходим рост совокупных расходов, но рыночная экономика не в состоянии его обеспечить, то есть предоставить первоначальный взнос с высоким сроком окупаемости. В результате возможны два следствия: безработица и инфляция. Целью государства в этом случае является это создание полной занятости населения, которое достигается путем снижения ставок налогообложения, создания рабочих мест, льгот для определенных категорий специалистов и т.д.

5. Прогностическая функция представляет собой определение приоритетных ориентиров развития предпринимательской деятельности, которые вырабатываются на основе составления планов развития экономики, выявления общих направлений движения, развития, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения максимальной занятости населения и регулирования безработицы, сведения ее к минимуму. При этом государство координирует, совершенствует выполнение этапов стратегий, концепций и других планов экономического развития.

6. Регулирующая функция - это самая обширная и разносторонняя деятельность государства, ее цель состоит в минимизации разрушительных последствий деятельности субъектов рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных норм функционирования рыночной системы, обеспечения социальной зашиты своих граждан.

Все вышеперечисленные функции государства являются на него жизненно необходимыми и направлены на достижение главной цели – войти в ряд ведущих экономик мира, обеспечить темпы экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности, улучшить ситуацию в медицине и образовании, в корне изменить демографическую ситуацию в стране.

Любой субъект в системе оказывает на нее воздействие, а значит имеет определенные функции, выполнение которых является объективной необходимостью для любого государства. Таким образом, рассмотренные функции поясняют субъектность позиции государства в экономической системе, то есть государство оказывает на нее существенное воздействие.


Государственное регулирование предпринимательства деятельности является нормативно регламентированной деятельностью государства, которая проводится совместно с самими субъектами предпринимательства с целью его развития.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности – особый вид общественных отношений между государством и предпринимательством, который выражается в воздействии государства на предпринимательскую среду посредством издания, корректировки нормативных актов, а также посредством ведения определенной экономической политики.

1.2 Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Любая государственная деятельность закреплена законодательно, причем на нее действует целая система нормативно-правовых актов, так как сама сфера предпринимательства сопряжена со многими сторонами общественной жизни. Она затрагивает и трудовые отношения, и пенсионные гарантии, и налоговые отчисления, и сферу защиты потребительских прав, и сферу экспортно-импортных отношений и т.д.

Ключевые законы, обязательные к исполнению в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3], и ряд других.

Кроме перечисленных нормативных правовых актов, касающихся основ предпринимательской деятельности, существуют и законы, регламентирующие государственное участие в развитии предпринимательства. Причем, большинство законов касается именно малого и среднего предпринимательства [14, с. 36].

Так, в настоящее время действуют следующие нормативные акты:

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства».

При том, что существуют федеральные законы, регулирующие деятельность предпринимателей на территории государства в целом, есть еще и региональные нормативные правовые документы. Как правило они содержат: