Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и значение государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
В Ленинградской области, например, упор делается на развитие культуры предпринимательства, а также действует программа «Предприниматель 2.0» Развитие инфраструктуры по поддержке предпринимательства включает в себя:
1. Создание объектов производственной и офисной инфраструктур поддержки малого предпринимательства, в том числе инновационной (бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п.).
2. Развитие существующей сети объектов инфраструктуры для малого бизнеса и создание новых объектов, в том числе специализированных (центров коллективного пользования и т.д.).
3. Формирование устойчивого сообщества предпринимателей области, в том числе за счет проведения мероприятий по образовательной подготовке, развития кооперационных связей и т.д.
4. Разработка программ по подготовке предпринимателей «нового поколения», в том числе для устойчивого развития удаленных территорий Ленинградской области преимущественно в секторах сельского и лесного хозяйств).
5. Разработка программы по регенерации «новых поколений» предпринимателей на территории Ленинградской области — «Предприниматели 2.0.».
В Самарской области реализуется программа информационно-консультационной поддержки «Линия успеха». В рамках данной программа действуют следующие инициативы:
Бизнес-сообщество «Топ-менеджер, создающий будущее». Бизнес-сообщество «Топ-менеджер, создающий будущее» — это сообщество собственников бизнеса и наёмных топ-менеджеров. Существует с 2003 года в 4 регионах: Урал, Сибирь, Москва, Волга. Цели сообщества — развитие профессионального уровня участников и их компаний, обмен знаниями и опытом.
Клуб директоров Самарской области. Основные цели клуба — создать сообщество эффективных и социально ответственных управляющих, способных осуществить цивилизованное развитие экономики Самарской области и создать комфортные условия для профессионального роста. Организация хочет продвинуть высокие профессиональные стандарты ведения бизнеса и объединить усилия членов клуба директоров для предотвращения недобросовестной конкуренции.
Самарский кадровый клуб. Клуб формирует профстандарт на профессию и участие в сертификации специалистов в области управления персоналом. Внедряет стандартизованные процедуры в деятельность кадровых служб на предприятиях Самарской области. Содействует развитию системы повышения профессиональной компетентности менеджеров. Повышает ответственность «персональщиков» не только за результаты собственной профессиональной деятельности, но и за достижения целей всей организации.
Sabit - Интернет-агентство, которое проводит различные бизнес-встречи заинтересованных в развитии малого и среднего предпринимательства в Самарской области сторон.
Перспективным направлением развития малого и среднего предпринимательства в России может стать подход «Благоприятствование предпринимательству», который используется в Ленинградской области. Он предполагает, что усилия органов региональной власти будут сконцентрированы на повышении эффективности деятельности организаций поддержки инфраструктуры, однако прилагаемые усилия не сформируют такого уровня склонности населения к предпринимательской деятельности, который необходим для достижения целевых показателей.
Другой подход - «Инновационный» - обуславливает комплексное развитие сектора малого и среднего предпринимательства, реальные доходы населения растут быстрыми темпами, эффективная политика по мерам поддержки предпринимательства обеспечивает рост склонности населения к предпринимательской деятельности это обеспечивает рост спроса и рост конкуренции в секторе индивидуальных предпринимателей, микро и малых предприятий в сфере услуги и потребительских товаров, растет качество товаров, и конкуренция на социально-значимых и приоритетны рынках региона; эффективная инфраструктура поддержки сектора малого и среднего
предпринимательства, в том числе в рамках совместных мероприятий Правительств регионов обеспечивает проективное продвижение малых и средних предприятий на региональных и зарубежных рынках, что, в свою очередь, обуславливает встраивание их в национальные и международные цепочки добавленной стоимости, высокими темпами растет склонность предприятий к экспортной деятельности; положительный инвестиционный климат и благоустроенная институциональная среда обуславливают двусторонний интерес малого, среднего бизнеса с крупным бизнесом, происходит формирование промышленных кластеров на территории региона посредством заполнения малыми и средними предприятиями пустующих ниш.
По итогам сопоставления результатов реализации подходов можно выявить следующее:
каждый из рассматриваемых подходов позволяет достигнуть к 2030 году целевого значения показателя «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения»;
инерционный подход не позволяет достигнуть целевых значений показателей по обороту, установленных федеральной стратегией развития МСП ввиду недостаточных темпов роста оборота отдельных организаций.
В качестве главных приоритетов в деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в современных экономических условиях должны рассматриваться задачи, связанные с повышением интереса к предпринимательской активности, а также целенаправленный и продуманный подход к проектированию и реализации решений по регулированию предпринимательской деятельности.
Таким образом, для решения проблем государственного регулирования предпринимательства предлагается прежде всего транслирование положительного опыта регионов и зарубежных стран. Этот опыт может быть перенят в остальных регионах России. Так, был рассмотрен опыт развития бизнес-инкубаторства в Московской области, развития культуры предпринимательства в Ленинградской области, поддержки региональных производителей посредством продуктовых выставок и ярмарок в Нижегородской области и т.д.
Перспективным направлением развития малого и среднего предпринимательства в России могут стать программы «Благоприятствование предпринимательству», «Инновационный» которые используются в Ленинградской области. Основной упор в этих программах делается на формирование культуры и развитие инфраструктуры предпринимательства в конкретном регионе.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательства должно осуществляться вариативно в каждом регионе, исходя из его социально-экономических особенностей. Но в любом случае первоочередной должна быть поддержка компаний, осуществляющих модернизацию производств, а также выпускающих импортозамещающую продукцию. Для них необходимо обеспечить доступность финансовых ресурсов; субсидии муниципальным образованиям на программы поддержки; развитие технологической инфраструктуры; создание единого окна взаимодействия; стимулирование спроса на продукцию; взаимодействие с федеральными институтами развития, привлечение дополнительных ресурсов; обучение предпринимателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Любое государство является основным субъектом экономической и политической отрасли страны, реализуя свои функции и используя для этого соответствующие инструменты. Государственное регулирование экономики – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. При этом само государство организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой.
Рассмотрев систему государственной поддержки предпринимательства в России можно отметить, что данная система имеет сложное устройство, инфраструктуру, но пока не большой опыт функционирования. Становление нового государства с рыночной экономикой пока еще требует поиска оптимальных форм государственной поддержки предпринимательства. Рассмотрены различные инструменты государственной поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства, среди которых гарантийная поддержки при кредитовании, финансирование инновационных проектов, программа «инвестиционный лифт», консультационная поддержка предприятий в вопросах выхода на международный рынок. Отмечено, что важная роль при этом принадлежит Министерству экономического развития Российской Федерации и таким структурным подразделениям, как: Корпорации малого и среднего предпринимательства, АО «МСП Банк, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также поддержку осуществляют соответствующие министерства (Министерство сельского хозяйства, Торгово-промышленная палата РФ и др.).
На фоне низкой инвестиционной активности крупных и средних предприятий, низкого темпа роста доходов населения и невысоких ожиданий темпов роста экономики не складывается предпосылок для развития сектора малого и микро предпринимательства, а также не происходит развития индивидуального предпринимательства; инерционными темпами растут традиционные сектора экономики, в том числе сектор АПК, транспорт и логистика, строительный комплекс, предприятия сектора малого и среднего предпринимательства ориентируются по-прежнему преимущественно на локальный рынок региона. Основными факторами, препятствующими активному развитию малого и среднего предпринимательства, традиционно являются:
недостаточная проработанность нормативно-правовой базы;
сложности с поиском потребителей продукции;
высокий уровень налогообложения;
необходимость прохождения большого количества административных процедур, сопровождающаяся высокими издержками;
недоступность источников финансирования предпринимательской деятельности; нарушения регулирующими органами прав предпринимателей.
Особенно остро проблемы предпринимательства ощущаются в слаборазвитых экономически регионах России, где сохраняется инерционный подход к управлению развитием предпринимательства.
Для решения проблем государственной поддержки предпринимательства предлагается прежде всего транслирование положительного опыта регионов и зарубежных стран. Этот опыт может быть перенят в остальных регионах России. Так, был рассмотрен опыт развития бизнес инкубаторства в Московской области, развития культуры предпринимательства в Ленинградской области, поддержки региональных производителей посредством продуктовых выставок и ярмарок в Нижегородской области и т.д. Факторами, способствующими развитию предпринимательства в Российской Федерации можно считать следующие:
сохраняется федеральный курс на импортозамещение;
сохраняется режим «контрсанкций» в АПК;
у населения повышается склонность к предпринимательской деятельности;
организации инфраструктуры поддержки регионального и муниципального уровня достигают высокого уровня эффективности деятельности, обладают высоким уровнем компетенций;
активизируется курс на развитие инновационной экономики;
отменяются санкции, открываются рынки технологий;
увеличивается уровень определенности и снижается волатильность в экономике;
строительство образовательных и исследовательских центров(федерального уровня);
появление в регионе крупных иностранных высокотехнологичных компаний (сервисных, машиностроительных, логистических).
Перспективным направлением развития малого и среднего предпринимательства в России может стать программа «Благоприятствование предпринимательству», «Инновационный» которые используются в Ленинградской области. Основной упор в этих программах делается на формирование культуры и развитие инфраструктуры предпринимательства в конкретном регионе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 8 июня 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. №29. Ст. 2928
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями на 31 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 3145
- Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 2018. №27. Ст. 2758
- Алибаева А.М., Юлбердина Л.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью: понятие, формы, виды и средства // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. Сборник научных трудов. - Стерлитамак, 2018. С. 18 - 20.
- Ворожко Р.А. Направления государственного регулирования предпринимательской деятельности // Сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 163 - 166.
- Карпова К.А., Якупов В.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Вестник современных исследований. 2018. № 6. С. 26 - 28.
- Климова А.М. Предпринимательская деятельность как объект государственного регулирования // Теория и практика современной науки. 2018. № 2. С. 186 - 194.
- Корнейчук М.Е. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 58 - 60.
- Куркина Н.В. К вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 2. С. 43 - 52.
- Ларионова Т.И. Основания и пределы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Юридический факт. 2017. № 11. С. 75 - 76.
- Орлова В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в современных условиях // Законность и правопорядок : правосознание и правовая культура современного общества. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 46 - 50.
- Павлова М.Н. Юридическая сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности // Новеллы российского законодательства в контексте стратегии национальной безопасности: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2016. С. 60 - 63.
- Разумов П.В., Маслов И.О. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы юриспруденции: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 35 - 37.
- Семыкин В.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью // Научный альманах. 2016. № 2. С. 316 - 320.
- Шишкин С.Н., Шишкина Е.И. О некоторых современных проблемах правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 97 - 101.
- Щетинин И.А. Актуальные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Уральский научный вестник. 2018. Т. 6. № 2. С. 21 - 24.