Файл: Недействительность сделок (Понятие недействительных сделок и их общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абз. второй п. 2 ст. 166 ГК РФ).

Следует также отметить, что сделки, совершаемые с целью противной основам правопорядка и нравственности являются ничтожными и все полученное по таким сделкам может быть взыскан судом в доход Российской Федерации, если стороны такой сделки действовали умышленно (ст. 169 ГК РФ).

Так, в Определении Конституционного суда РФ 8 июня 2004 г. № 226-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» [9], было отмечено, что ст. 169 ГК РФ особо выделяет опасную для общества группу недействительных сделок - так называемые антисоциальные сделки, противоречащие основам правопорядка и нравственности, признает такие сделки ничтожными и определяет последствия их недействительности.

Понятия «основы правопорядка» и «нравственность», как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений. Статья 169 ГК РФ указывает, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности.

Сделка должна соответствовать обязательным для сторон правилам, уста­новленным законом и иным правовым актам, действующим в момент ее заклю­чения, так как закон обратной силы не имеет.

Субъекты, совершающие сделки должны обладать необходимым объемом право и дееспособности или необходимым и достаточным объемом правомочий для совершения совершаемой сделки. Таким образом, выделяются недействительные сделки, которые были совершены лицами не обладающей необходимым объемом правомочий и дееспособности. В соответствии со ст. 173 ГК РФ, сделки совершенные лицами, могут признаваться недействительным если они выходят за пределы правоспособности юридического лица совершающего такую сделку. Прежде всего, речь идет о сделках совершенных юридическим лицом в противоречии целям их создания, отражающиеся в учредительных документах данного юридического лица. Следует отметить, что правоспособность юридического лица может быть общей, дающий возможность юридическому лицу совершать любые не запрещенные законом действия или специальной, в соответствии с которой лицо может совершать только те действия, которые прямо предусмотрены уставными документами юридического лица. Выход за пределы установленных правомочий будет являться основанием признания сделки недействительной [17, с. 22].


Следует также отметить, что для осуществления определенных видов деятельности закон требует наличии у лица специального разрешения в виде лицензии либо свидетельства саморегулируемой организации на право занятия определенным видом деятельностью. В случае, если у юридического лица не будет такого документа, даже если оно обладает общей правоспособностью, то совершение таких видов сделок будет признаваться выходящими за рамки возможных действий для заключения сделок и основанием признания сделки недействительной. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2018 г. № 49-КГ18-4 [11] истицы указали, что на собрании с повесткой дня о продаже здания не присутствовали, о данном собрании их не извещали, материалы, предложенные к обсуждению на собрании, не представлены. Судом было принято решение о том, что оспаривания договора купли-продажи, применении последствий недействительности направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку для признания сделки недействительной по ст. 173.1 ГК РФ, совершенной без получения согласия пайщиков на отчуждение имущества, принадлежащего обществу, суду следовало установить, было ли известно покупателю на момент совершения сделки об отсутствии такого согласия общего собрания пайщиков, поскольку спор о недействительности сделки, совершенной юридическим лицом, по мотивам отсутствия согласия на заключение такой сделки со стороны органа юридического лица, должен быть разрешен не в соответствии со ст. 168, а на основании ст. 173.1 ГК РФ.

В соответствии со ст. 173.1 ГК РФ, сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие. При отсутствии такого согласия она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе. Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа.

Исходя из анализа приведенных правовых норм, для признания сделки недействительной по ст. 173.1 ГК РФ, совершенной без получения согласия пайщиков на отчуждение имущества, принадлежащего обществу, суду следует установить известно ли на момент совершения сделки об отсутствии такого согласия общего собрания пайщиков.


В случаях совершения сделок физическими лицами закон устанавливает обязательные требования обладания определенным объемом дееспособности физических лиц для совершения определенных сделок. Закон определяет разный объем дееспособности физического лица, поскольку сознание человека различно и зависит, в том числе от возраста. Закон также определяет объем частичная дееспособность лиц, не достигших совершеннолетия. Объем такой дееспособности определен ст. ст. 26 и 28 ГК РФ, в которых очерчен круг тех сделок, которые могут совершать лица в возрасте от 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет. Если несовершеннолетние лица, совершая сделки, выходят за пределы правомочий установленных законом такие сделки могут быть признаны недействительными.

Так, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с совершением сделок несовершеннолетним, не достигшими возраста четырнадцати лет (малолетним), необходимо иметь в виду, что сделки по принятию недвижимого имущества в качестве дара, а также иные сделки с недвижимым имуществом с учетом положений ст. 8.1 и ст. 131 ГК РФ за малолетних могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. В случае несоблюдения данного требования сделка с недвижимым имуществом, совершенная малолетним, является ничтожной. Вместе с тем суд вправе по требованию родителей, усыновителей или опекуна малолетнего признать сделку действительной, если она совершена к выгоде малолетнего.

Сделка, совершаемая от имени малолетних с недвижимостью, родителями малолетнего, его усыновителями или опекунами и противоречащая интересам малолетних п. 1 ст. 65 СК РФ является ничтожной.

По общему правилу, дееспособность в полном объеме наступает с достижением совершеннолетия физического лица, однако в законе предусматриваются случаи, когда лицо достигшее совершеннолетие не способно понимать значение своих действий или контролировать их и по этой причине может быть ограниченно в дееспособности или признано недееспособным. В случае совершения такими лицами сделок, они могут быть признаны недействительными.

Сделки, в которых воля не соответствует волеизъявлению, в соответствии с требованием закона могут быть признаны недействительными. Так, на основании ст. 178 ГК РФ сделка может быть признана недействительной если совершалось под влиянием существенного заблуждения при этом заблуждении должно быть настолько существенно, что одна из сторон заключивших сделку, не заключала бы ее если бы могла разумно и объективно оценивать ситуацию, в которой ее совершала, то есть знала об истинном положению дел. Пунктом 2 ст. 178 ГК РФ определены условия в соответствии, с которыми заблуждение при заключении сделки признается достаточно существенны если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; сторона заблуждается в отношении природы сделки; сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. Следует также отметить, что если сторона заблуждалось относительно мотивов сделки то такое заблуждение не является существенным, следовательно, сделка не может признаваться недействительной.


Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки.

Статья 179 ГК РФ устанавливает возможность признания недействительной сделки совершаемой под влиянием обмана насилия угрозы или неблагоприятных обстоятельств.

Основанием признания сделки недействительной является не соответствие воли и волеизъявления лица совершившего сделку. Сделка есть выражение воли ее участников. Для совершения сделки необходимо, прежде всего, желание ее совершить. Желание совершить сделку называют внутренней волей. Если отсутствует внутренняя воля, направленная на совершение сделки, не может быть и самой сделки. На основании этого можно утверждать, что для того чтобы сделка была действительной, нужно, чтобы воля лица, совершающего такое юридически значимое действие, формировалась свободно. При нарушении этого существенного правила наступают последствия, связанные с пороками воли, при наличии которых сделка будет признана недействительной [22, с. 125].

Сделки, совершенные с пороками воли, традиционно подразделяют на два вида. К первому виду относят сделки, совершенные без внутренней воли на их совершение, а ко второму виду относятся сделки, в которых внутренняя воля сформировалась под определённым внешним воздействием. К таковым современное гражданское законодательство относит сделки: заключённые под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ); совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 179 ГК РФ). Данные сделки могут быть признаны недействительными в силу того, что внутренняя воля лица при совершении сделки будет отсутствовать. В связи с этим можно предположить, что такое волеизъявление гражданина отражает истинную волю какого-либо иного лица, который оказывает преимущественное воздействие на участника сделки.

Одним из факторов, оказывающим негативные последствия на существо сделки является существенное заблуждение. Сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения будут относиться к недействительным сделкам с пороками воли [24, с. 14]. Такой порок способствует искаженному становлению воли одной из сторон сделки, но, как правило, не будет являться результатом специальных, направленных действий другой стороны сделки. ГК РФ не содержит точного определения понятию «существенное заблуждение», в связи, с чем необходимо внести дополнение в ст. 178 ГК РФ в соответствии с которым под существенным заблуждением будет признается такое заблуждение, при отсутствии которого лицо, действуя разумно, добросовестно, свободно и со знанием истинного положения дела не совершило бы такую сделку.


В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в пунктах 98 и 99 разъяснено, что сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. При этом закон не устанавливает, что насилие или угроза должны исходить исключительно от другой стороны сделки. Поэтому сделка может быть оспорена потерпевшим и в случае, когда насилие или угроза исходили от третьего лица, а другая сторона сделки знала об этом обстоятельстве. Кроме того, угроза причинения личного или имущественного вреда близким лицам контрагента по сделке или применение насилия в отношении этих лиц также являются основанием для признания сделки недействительной.

Сделка под влиянием обмана, совершенного как стороной такой сделки, так и третьим лицом, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (п. 2 ст. 179 ГК РФ). Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки.

Еще одно основание признания сделки недействительной связано с нарушением установленной законом формы ее совершения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что под основаниями недействительности сделок понимаются определенные законом обстоятельства, при отсутствии которых у сделок, как юридических актов, так и тех юридических последствий, на достижение которых была направлена воля. Основания недействительности сделок связаны с пороками отдельных составляющих сделку элементов.

Недействительными сделками могут быть сделки: противоречащие закону или иным нормативным актам; совершенные лицами, вышедшими за пределы правомочий; сделки с пороками воли или формы.

Признание сделок недействительными ориентировано на охрану правового порядка и влечет за собой аннулирование прав и обязанностей, реализация которых привела бы к нарушению буквы закона.

2. ВИДЫ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК