Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Информационная безопасность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

1.1. Основы становления  и развития информационного общества в России.       В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые  условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 г2.       Стратегия является политическим документом и  направлена на реализацию положений Окинавской хартии глобального информационного общества3 и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.). В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России.       Как справедливо отметил в одном  из своих выступлений В.В. Путин во время обсуждения проекта Стратегии, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ как в центре, так и на местах.       Все используемые информационные технологии, включая электронную коммерцию, электронное правительство, информатизацию науки и образования, здравоохранения  и т.д., рассматриваются сегодня как интегрированная, взаимосвязанная совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы и образуют фундамент для перехода к информационному обществу.       При этом особое внимание необходимо уделить  вопросам информационной безопасности в самом широком смысле этого слова. Ведь глобализация открывает для нас не только новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм4.       В Российской Федерации созданы необходимые условия для интенсификации развития информационного общества. Это не только быстрые темпы развития рынка телекоммуникаций, инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг, совершенствование информационной инфраструктуры и использование информационных технологий во всех сферах жизни общества, но и развитие системы нормативно-правового регулирования отношений в области создания и использования инфокоммуникационных технологий.       Правовые  проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние – режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.       Одним из необходимых условий развития информационного общества является развитие системы нормативного правового  регулирования отношений в области создания и использования информационно-телекоммуникационных технологий. В то же время будет справедливым признать, что именно общественные отношения в информационной сфере, пронизывающей сегодня практически все области жизнедеятельности человека, общества и государства, являются импульсом, влияющим на развитие информационного законодательства.       Наряду  с возрастанием роли информации в  жизни общества происходит изменение  и переосмысление связанных с  ней отношений и понятий, что  получает отражение в правовом регулировании и, соответственно, в нормотворческой деятельности.       В настоящее время продолжается правовая реформа, активные законотворческие процессы идут практически во всех отраслях законодательства. Не является исключением  и информационное законодательство, а особенно такая его подотрасль, как законодательство в области обеспечения информационной безопасности.       Сегодня новые тенденции в развитии информационного  права и информационного законодательства в Российской Федерации в первую очередь связывают с принятием в июле 2006 г. новых основополагающих Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 и «О персональных данных»6.       Дискуссии в оценках нового, так называемого  трехглавого Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" неизбежны, поскольку среди специалистов в этой области существуют зачастую полярные позиции как в отношении правовой природы информации – ключевого понятия в информационной сфере, так и необходимости правового закрепления целого ряда понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере (например, таких, как информационные ресурсы, информатизация и других).       Не  меньшее значение в развитии информационного  законодательства имеют ратификация  Российской Федерацией Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера и принятие Федерального закона «О персональных данных».       Следует признать, что формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.       Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой международного масштаба.       В этой связи следует отметить, что  Российская Федерация в период с 2000 по 2006 г. является участницей большинства  международных договоров по борьбе с терроризмом, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере пресечения пропаганды терроризма и насильственного экстремизма, связанных с использованием глобальных информационных систем.       В законодательство Российской Федерации  необходимо имплементировать прежде всего  правовые нормы, устанавливающие ограничения вредного содержания информации, коммуникационных и информационных услуг в Интернете в соответствии с определенным набором признаков. Имеется положительный зарубежный опыт по законодательному регулированию функционирования системы жалоб на содержание информации, использования инструментов условного доступа с помощью кодов, шифров и паролей, а также функционирования системы сотрудничества саморегулируемых организаций провайдеров и пользователей с правоохранительными органами. Несомненный интерес представляют предложения о создании международного органа при ООН, координирующего управление в Интернете (так называемой международной паутине) с учетом ее трансграничного характера.       Хотя  ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена обязательная идентификация обладателя информации или ее распространителя и запрещено распространение информации, за которую установлена административная и уголовная ответственность, однако правовой механизм реализации этой правовой нормы не разработан.       Очевидно, что информационное законодательство Российской Федерации не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с пресечением деятельности противоправных интернет-сайтов.       Представляется, что в федеральном законодательстве должен быть определен правовой механизм признания вредного содержания информации в сети Интернет, установлены обязанности провайдеров по удалению информации экстремистского и террористического толка.       Кроме того, не определены основания для прекращения права пользования доменными именами и отмены их регистрации, а также не предусмотрены меры по идентификации пользователей информационно-телекоммуникационных систем и созданию национального электронного пространства доверия, поскольку пока еще должным образом не реализуется Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»7. Важное значение уделяется вопросам пространства доверия, подтверждения подлинности электронных документов, создания федерального центра по обмену информацией.       В развитии информационного законодательства в России, несомненно, важной является разработка законопроектов по вопросам доступа к информации, особенно к информации о деятельности государственных органов, так называемой публичной информации. Решение этой проблемы необходимо в целях обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти, что является обязательным требованием по международным обязательствам, вытекающим из конвенций ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией.        Осуществление правосудия сегодня также нуждается в применении информационных технологий, подтверждении подлинности электронных судебных документов, и уже появилось правовое понятие «электронное обеспечение правосудия». Разработана Государственная автоматизированная система «Правосудие», и ведется работа по подготовке соответствующих процессуальных норм.       Использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.       Следует отметить, что в рамках административной реформы продолжается активная разработка административных регламентов, которые  направлены как на повышение эффективности государственного управления, так и в значительной степени на совершенствование оказания гражданам публичных услуг.       Нельзя  переоценить и значение для развития информационного законодательства принятой в 2006 г. части четвертой  Гражданского кодекса РФ, направленной на защиту интеллектуальной собственности, которая вступила в силу с начала 2008 г.       Информационные  технологии настолько пронизывают  нашу жизнь, а информационная сфера  так многогранна, что правовое обеспечение  информационной безопасности при построении информационного общества, представляющее собой состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, приобретает практически первостепенное значение. Однако законодательство в этой сфере должно стать взаимосогласованной и эффективной системой на основе общепризнанных норм и принципов международного права, поэтому так важен системный подход при его дальнейшей разработке.

1.2. Основные направления  совершенствования законодательства в сфере формирования информационного общества.       Учитывая  отмеченные современные тенденции  в развитии правового регулирования  в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, большой массив не всегда согласованных правовых актов, касающихся информационной сферы, и комплексный характер информационного законодательства в целом, а также необходимость имплементации международных правовых норм, представляется целесообразной разработка Основ законодательства Российской Федерации об обеспечении информационной безопасности.       Принятие  такого правового акта необходимо для  развития и совершенствования соответствующего правового регулирования в субъектах  РФ. На федеральном уровне также  требуется разработка сводного кодифицированного законодательного акта, регулирующего правоотношения в информационной сфере и направленного на совершенствование законодательства в информационной сфере, законодательное закрепление единых основ правового регулирования отношений, возникающих при реализации различными субъектами права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, осуществление деятельности по формированию, хранению и использованию информационных ресурсов и систем, необходимых органам государственной власти и местного самоуправления в целях реализации их задач и функций.       В связи с этим одно из важнейших  требований – сочетание текущей правотворческой деятельности и систематизации законодательства. Этот вопрос имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение как для нормотворческой, так и правоприменительной деятельности.       Между тем, современный этап развития федерального законодательства в информационной сфере характеризуется дальнейшим разрастанием нескоординированных правовых актов, дублирующих или нередко содержащих противоречивые нормы. В быстро развивающейся информационно-телекоммуникационной сфере правовое регулирование требует также должной динамики и взвешенного подхода к качеству таких законопроектов. При этом периодическое обновление содержания всего объема законодательства по мере изменения отдельных его норм приводит к выводу о необходимости принятия нового акта, имеющего кодифицированный характер.       При формировании информационного законодательства как взаимосогласованной и эффективной  системы важны не только планирование законопроектных работ, но и систематизация.       Формирование  информационного законодательства направлено на создание стройной системы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с этой сферой, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами; на устранение устаревших и неэффективных норм права; разрешение юридических коллизий; ликвидацию "пробелов" и обновление законодательства.       Правовой  основой для систематизации информационного  законодательства является также наличие  правовых норм, касающихся информационной сферы, в Конституции РФ.       Развитие  информационного законодательства и необходимость его систематизации непосредственно связаны со многими  отраслями законодательства. Представляется уместным отметить ряд тенденций  в области кодификации федерального законодательства9.       В настоящее время в Российской Федерации действует более 20 кодексов, при этом сферы действия значительной части из них не совпадают с классическим делением права на отрасли. В последние годы приняты Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Также действуют Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Водный кодекс РФ, принятый в 2006 г., и ряд других.       Более 10 лет назад известным ученым, специалистом в области информационного права В.А. Копыловым и рядом других ученых высказывались предложения о подготовке Информационного кодекса. Однако многие считали это преждевременным, ссылаясь на печально известный опыт подготовки Хозяйственного кодекса. В то же время уже предприняты попытки создать Модельный информационный кодекс в рамках СНГ, в соответствии с решениями Межпарламентской Ассамблеи. Несомненно, заслуживают внимания предложения И.Л. Бачило о выделении блоков информационного законодательства и В.А. Копылова о структуре Информационного кодекса10.       Кодификация информационного законодательства предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его  переработку путем исключения противоречий, восполнения пробелов, преобразования материала. Это обеспечивает внутреннюю согласованность и системность правового регулирования правоотношений в информационно-телекоммуникационной сфере, которые сегодня необходимы для развития информационного законодательства. Кодификация - очень сложный законотворческий процесс, упорядочивающий и значительную часть действующего законодательства.       Как указывает Ю.А. Тихомиров, возможно принятие федеральных законов в  форме основ законодательства и кодексов11. При этом основы законодательства РФ – это федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определенной сферы общественных отношений, подлежащие развитию и конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Федерации. Основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и обеспечивают единообразное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений. В свою очередь, кодекс Российской Федерации – федеральный закон, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или основную массу правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.       С возникновением новых общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие данного направления. При  этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых информационных объектов комплексного характера (информационные базы, регистры, кадастры, реестры, классификаторы, интернет-ресурсы, сетевые интерактивные услуги, телекоммуникации) и организации их надлежащего учета.       В гражданском обороте в настоящее  время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов. Их производители и пользователи заинтересованы в законодательной  защите своих прав на эти продукты.       Современное информационное законодательство требует  глубокого научного системного анализа  для выявления пробелов и противоречий, определения как теоретических, так и практических связей с другими  отраслями законодательства12.       При кодификации информационного законодательства можно выделить следующие основные направления:       - устранение его внутренних противоречий, а также противоречий норм информационного законодательства общепризнанным нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (презумпция соответствия);       - законодательное разграничение полномочий в области применения информационных технологий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации;       - закрепление правовых гарантий презумпции открытости информации, затрагивающей права и интересы каждого в целях реализации конституционных прав и ограничений на получение информации в интересах защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, основ конституционного строя;       - правовое урегулирование применения электронного документооборота на основе совершенствования общих требований к документообороту, включая создание и использование средств его обеспечения.       Следует особо выделить социальную значимость урегулирования процессов электронной коммерции, обеспечения защиты прав собственности на продукты информационного производства, персональных данных и другой информации конфиденциального характера включая государственную, служебную, коммерческую и иные виды тайн, предоставления различных услуг путем применения дистанционных технологий (образовательные, медицинские, юридические, издательские, библиотечные, музейные и прочие услуги) и т.д.       Задача  совершенствования нормативной правовой основы в информационной сфере должна обеспечивать каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям, вносить в эти области свой вклад при построении открытого информационного общества.

Глава 2. Информационная безопасность.

2.1. Основные категории информационной безопасности.

2.2. Информационные войны и информационный терроризм.

2.3. Угрозы информационной безопасности России.

2.4. Информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности.

Список литературы.

Содержание:

Введение

Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

Информационное общество — общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения.

Глава 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Процессы развития современного общества затрагивают многие его стороны, в том числе связанные с информатизацией, модернизацией и переходом к информационному обществу, которое невозможно представить без широкого информационного обмена и информационных систем. Информационное общество еще сравнительно недавно представлялось чем-то далеким и почти фантастичным. Основы концепции информационного общества заложили З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тофлер, которые связывали его становление с преобладанием в экономике информационного сектора, с информатизацией практически всех сфер жизни общества, появлением и широким использованием глобальных информационных систем. Внедрение информационных технологий уже привело к революционным изменениям в обществе. Стала реальностью индивидуальная деятельность на дому, работа «на удаленном доступе», реализуется концепция «электронного государства», приоритетная роль отводится электронному документообороту, интернет-технологии начинают заменять традиционные радио и телевидение, большинство читателей отдает предпочтение электронным книгам и журналам. Так в 2011 г. по данным исследования аналитической компании Royal Pingdom количество пользователей Интернет в мире превысило 2 млрд, то есть около трети всех жителей планеты. Среднестатистический пользователь, работа которого так или иначе связана с компьютером, получает и отправляет 112 писем в день (при этом 70 %общего трафика электронной почты составляет спам). Число сайтов в глобальной паутине на конец 2011 г. составило более 555 млн, из которых примерно около 300 млн появились именно в прошлом году. Таким образом, мы являемся свидетелями процессов, для которых


характерны основные признаки информационного общества: 1) наличие внутреннего информационного рынка, а также его

интеграция с мировым информационным рынком; 2) развитие информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам; 3) высокий уровень международного информационного обмена, то есть характера взаимодействия с другими странами, а также собственного влияния на мировую экономику. отметить, что, несмотря на актуальность появления новых информационных технологий, их интенсивное развитие, специфика формирования информационного общества во многом определяется тем, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и т.д. Вполне естественным и закономерным является необходимость наличия правовой базы, регулирующей происходящие глобальные процессы. В нашей стране к таким документам можно отнести Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ 7.02.2008 г. № Пр-212, явившуюся реальным итогом участия Российской Федерации во Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society, WSIS), где всем странам было рекомендовано до 2015 г. разработать и принять национальные стратегии электронного развития. Преобразуя названные выше признаки в задачи для нашего общества и государства, эта стратегия дополняет их следующими задачами: 1) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ин- формационных и телекоммуникационных технологий; 2) совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; 3) развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; 4) повышение эффективности управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; 5) развитие науки, технологии и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; 6) противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Весьма значимая роль при реализации названных выше процессов принадлежит информационному праву, которое представляет собой сравнительно новое и самостоятельное направление юридической науки, основным предметом правового регулирования которого выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. Еще десятилетие назад В.А. Копылов отмечал, что информационное право хотя и является новой, только лишь формирующейся отраслью права, в ближайшее время станет полноценной отраслью права и сыграет определяющую роль в развитии современного общества ХХI в. Реалии динамично развивающегося современного общества лишь подтверждают это. Именно такую определяющую роль в развитии современного общества и должно играть в настоящее время информационное право. Как и другие отрасли российского права, информационное право реализует себя прежде всего, в законодательстве в нормативно-правовой системе. При этом некоторые нормы информационного права содержат положения, связанные с другими отраслями права: конституционным, гражданским, уголовным и так далее. Как отмечает И.М. Рассолов, для данной отрасли характерны следующие черты: 1) нормы, которые ее составляют, объединены общим содержанием; 2) несмотря на то что они однонаправлены, эти нормы разнообразны, переплетены, взаимодействуют, а порой и дополняют друг друга; 3) они содержат предписания, дозволения, запреты, рекомендации, а также позитивные обязывания; 4) эти нормы находят закрепление в различных нормативных актах, преимущественно в национальных; 5) они регулируют отношения в определенной сфере, которую можно определить как информационную. К сожалению, совокупность правовых норм являет собой еще не достаточно систематизированный массив юридических предписаний, дозво лений, запретов, а также рекомендаций для субъектов, действующих в ин- формационной сфере. В качестве примера можно привести отсутствие единого кодификационного акта – информационного кодекса РФ. Нормы информационного права активно воздействуют на всю ин- формационную сферу общества, которая как объект правового регулирования, по мнению В.А. Копылова, изначально подразделена на пять предметных областей: 1) создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; 5) создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. Областей информационной сферы с каждым годом становится больше, а в сам предмет информационного права включаются собственно ин-формационные отношения, а также тесно связанные с ними сопутствующие отношения. Отталкиваясь от различных подходов, касающихся предметной области информационного права, сегодня можно выделить следующие общественные отношения, составляющие предмет информационного права: 1) связанные с международным информационным обменом; 2) связанные с реализацией основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) в сфере организации и деятельности СМИ; 4) в Интернете, а также в области связи и массовых коммуникаций; 5) в сфере электронного документооборота; 6) в сфере электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 7) в сфере обработки персональных данных; 8) в сфере библиотечного дела, архивного дела; 9) в сфере обеспечения информационной безопасности России; 10) связанные с рассмотрением информационных споров. Среди перечисленных необходимо выделить отношения, связанные с информационной безопасностью и Интернет, пристальное внимание кото- рым уделяется как на национальном, так и на международном уровнях. Так на саммите главами государств, входящих в G8, в 2011 г. в итоговой декларации были сформулированы принципы Интернета, среди которых: «Частичная или полная цензура или ограничение доступа к Интернету противоречит международным обязательствам государств и абсолютно неприемлема», «Открытость, прозрачность и свобода Интернета были ключом для развития и успеха сети. Эти принципы совместно с честным не дискриминационным соревнованием должны оставаться важной движущей силой в развитии Интернета», «В Интернете базовые принципы должны получить ровно ту же защиту и гарантии, что и в любой другой среде». Таким образом, говоря об открытости и свободе Интернет, декларация не поощряет, к примеру, свободу деятелей, выкладывающих пиратское программное обеспечение в торренты. Также в декларации записана важность защиты персональных данных граждан и необходимость совместной международной работы над этим вопросом. Несомненно, что информационное право требует своего дальнейшего развития. Как зарубежные страны, так и наша страна находятся еще в самом начале пути процесса информатизации общества, о чем свидетельствуют многочисленные проблемы с компьютерными преступлениями, компьютерным пиратством в среде Интернет и другое, а также попытки на самом высоком уровне выработать и принять общие положения в этой сфере. В динамичном процессе развития общества, его информатизации и модернизации информационное право играет важную роль и как учебная дисциплина с таким же названием. В настоящее время активно идет процесс формирования информационного права. Действует информационное законодательство – основной источник информационного права, неуклонно растет и количество нормативных правовых актов в этой области. Грамотное применение источников информационного права затруднено не-хваткой специалистов в сфере информационного права. Правоохранитель- ные органы также нуждаются в специалистах, подготовленных в области информационного права. Процессы информатизации и модернизации общества также вызывают острую потребность в квалифицированных юристах, обладающих знаниями в области информационного права. Феде- ральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки бакалавров 030900.62 «Юриспруденция» дает возможность внесения учебной дисциплины «Информационное право» например в блок Б2 (Информационно-правовой цикл), а существующие теоретические наработки В.А. Копылова, И.Л. Бачило, И.Л. Лопатина, М.А. Лапиной, И.М. Рассолова и других, нормативная база, научная и учебная литература во многом призваны способствовать обеспечению подготовки таких специалистов, что, несомненно, положительно должно сказаться на качестве и темпах развития современного общества.



1.1. Основы становления  и развития информационного общества в России.

      В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые  условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 г2.
      Стратегия является политическим документом и  направлена на реализацию положений Окинавской хартии глобального информационного общества3 и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.). В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России.
      Как справедливо отметил в одном  из своих выступлений В.В. Путин во время обсуждения проекта Стратегии, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ как в центре, так и на местах.
      Все используемые информационные технологии, включая электронную коммерцию, электронное правительство, информатизацию науки и образования, здравоохранения  и т.д., рассматриваются сегодня как интегрированная, взаимосвязанная совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы и образуют фундамент для перехода к информационному обществу.
      При этом особое внимание необходимо уделить  вопросам информационной безопасности в самом широком смысле этого слова. Ведь глобализация открывает для нас не только новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм4.
      В Российской Федерации созданы необходимые условия для интенсификации развития информационного общества. Это не только быстрые темпы развития рынка телекоммуникаций, инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг, совершенствование информационной инфраструктуры и использование информационных технологий во всех сферах жизни общества, но и развитие системы нормативно-правового регулирования отношений в области создания и использования инфокоммуникационных технологий.
      Правовые  проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние – режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.
      Одним из необходимых условий развития информационного общества является развитие системы нормативного правового  регулирования отношений в области создания и использования информационно-телекоммуникационных технологий. В то же время будет справедливым признать, что именно общественные отношения в информационной сфере, пронизывающей сегодня практически все области жизнедеятельности человека, общества и государства, являются импульсом, влияющим на развитие информационного законодательства.
      Наряду  с возрастанием роли информации в  жизни общества происходит изменение  и переосмысление связанных с  ней отношений и понятий, что  получает отражение в правовом регулировании и, соответственно, в нормотворческой деятельности.
      В настоящее время продолжается правовая реформа, активные законотворческие процессы идут практически во всех отраслях законодательства. Не является исключением  и информационное законодательство, а особенно такая его подотрасль, как законодательство в области обеспечения информационной безопасности.
      Сегодня новые тенденции в развитии информационного  права и информационного законодательства в Российской Федерации в первую очередь связывают с принятием в июле 2006 г. новых основополагающих Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 и «О персональных данных»6.
      Дискуссии в оценках нового, так называемого  трехглавого Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" неизбежны, поскольку среди специалистов в этой области существуют зачастую полярные позиции как в отношении правовой природы информации – ключевого понятия в информационной сфере, так и необходимости правового закрепления целого ряда понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере (например, таких, как информационные ресурсы, информатизация и других).
      Не  меньшее значение в развитии информационного  законодательства имеют ратификация  Российской Федерацией Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера и принятие Федерального закона «О персональных данных».
      Следует признать, что формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
      Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой международного масштаба.
      В этой связи следует отметить, что  Российская Федерация в период с 2000 по 2006 г. является участницей большинства  международных договоров по борьбе с терроризмом, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере пресечения пропаганды терроризма и насильственного экстремизма, связанных с использованием глобальных информационных систем.
      В законодательство Российской Федерации  необходимо имплементировать прежде всего  правовые нормы, устанавливающие ограничения вредного содержания информации, коммуникационных и информационных услуг в Интернете в соответствии с определенным набором признаков. Имеется положительный зарубежный опыт по законодательному регулированию функционирования системы жалоб на содержание информации, использования инструментов условного доступа с помощью кодов, шифров и паролей, а также функционирования системы сотрудничества саморегулируемых организаций провайдеров и пользователей с правоохранительными органами. Несомненный интерес представляют предложения о создании международного органа при ООН, координирующего управление в Интернете (так называемой международной паутине) с учетом ее трансграничного характера.
      Хотя  ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена обязательная идентификация обладателя информации или ее распространителя и запрещено распространение информации, за которую установлена административная и уголовная ответственность, однако правовой механизм реализации этой правовой нормы не разработан.
      Очевидно, что информационное законодательство Российской Федерации не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с пресечением деятельности противоправных интернет-сайтов.
      Представляется, что в федеральном законодательстве должен быть определен правовой механизм признания вредного содержания информации в сети Интернет, установлены обязанности провайдеров по удалению информации экстремистского и террористического толка.
      Кроме того, не определены основания для прекращения права пользования доменными именами и отмены их регистрации, а также не предусмотрены меры по идентификации пользователей информационно-телекоммуникационных систем и созданию национального электронного пространства доверия, поскольку пока еще должным образом не реализуется Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»7. Важное значение уделяется вопросам пространства доверия, подтверждения подлинности электронных документов, создания федерального центра по обмену информацией.
      В развитии информационного законодательства в России, несомненно, важной является разработка законопроектов по вопросам доступа к информации, особенно к информации о деятельности государственных органов, так называемой публичной информации. Решение этой проблемы необходимо в целях обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти, что является обязательным требованием по международным обязательствам, вытекающим из конвенций ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией. 
      Осуществление правосудия сегодня также нуждается в применении информационных технологий, подтверждении подлинности электронных судебных документов, и уже появилось правовое понятие «электронное обеспечение правосудия». Разработана Государственная автоматизированная система «Правосудие», и ведется работа по подготовке соответствующих процессуальных норм.
      Использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.
      Следует отметить, что в рамках административной реформы продолжается активная разработка административных регламентов, которые  направлены как на повышение эффективности государственного управления, так и в значительной степени на совершенствование оказания гражданам публичных услуг.
      Нельзя  переоценить и значение для развития информационного законодательства принятой в 2006 г. части четвертой  Гражданского кодекса РФ, направленной на защиту интеллектуальной собственности, которая вступила в силу с начала 2008 г.
      Информационные  технологии настолько пронизывают  нашу жизнь, а информационная сфера  так многогранна, что правовое обеспечение  информационной безопасности при построении информационного общества, представляющее собой состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, приобретает практически первостепенное значение. Однако законодательство в этой сфере должно стать взаимосогласованной и эффективной системой на основе общепризнанных норм и принципов международного права, поэтому так важен системный подход при его дальнейшей разработке.