Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Анализ понятия оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. С принятием в 1992 г. первого закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" этот вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знания сотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях.

Современная криминальная ситуация в стране не оставляет никаких сомнений в том, что успешное противодействие преступности, особенно его организованным формам, возможно за счет максимального объединения усилий и потенциала оперативных и следственных служб.

Поэтому все более актуальным становится эффективное применение оперативно – розыскного законодательства, вынужденного постоянно адаптироваться к происходящим в стране, серьезным экономическим, политическим и правовым «метаморфозам». В этих условиях важную роль играет профессиональная и психологическая подготовленность сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно – розыскную деятельность. Она может быть достигнута, в частности, за счет «вооружения» сотрудников этих органов точными и выверенными разъяснениями сути, назначения, деталей нормативных предписаний, составляющих основу оперативно – розыскной деятельности.

На практике незнание элементарных основ оперативно – розыскного законодательства оборачивается некомпетентностью прокуроров, следователей работников дознания, адвокатов. Нередко отсутствие знаний по вопросам оперативной работы приводит к неумению целенаправленно использовать результаты оперативно – розыскной деятельности, правильно организовывать их.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оперативно-розыскной деятельности. Его предмет составляют теоретические и практические проблемы, сопровождающие процесс реализации оперативно-розыскной деятельности.


Цель исследования состоит в анализе понятия оперативно-розыскной деятельности

Для решения заданной цели нам нужно решить ряд задач, а именно:

- дать понятие оперативно-розыскной деятельности, выявить её цели и задачи;

- рассмотреть роль оперативно-розыскной деятельности в правовом государства;

- раскрыть права и обязанности органов осуществляющих оперативно-розыскной деятельность.

Научная разработанность: разработкой рассматриваемых нами вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.

Методологической основой исследования стали методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный.

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, законодательство, определяющее оперативно-розыскную деятельность.

Глава 1. Понятие и роль оперативно розыскной деятельности

1.1. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи

Исторически оперативно-розыскная деятельность осуществлялась для ведения борьбы с преступностью. Ее основной задачей являлась эффективная защита, охраняемых законом интересов государства, а также прав граждан и их собственности.

Изначально ОРД имела ряд различных терминов, таких как «уголовный сыск», «негласное расследование», «оперативная работа» и «уголовно­розыскная работа». Ныне действующий термин появился после того, как были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР в 1958 году и издан УПК РСФСР. Именно в УПК впервые указывалось на необходимость ведения ОРД в целях выявления преступлений и лиц, их совершивших. Это привело к легализации оперативно-розыскных мер и послужило к созданию определения и понятия сущности данной деятельности.

Самый первый термин был предложен А.Г.Лекарем в 1966 году: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» . В 1975 году Д.В.Гребельский дополнил понятие, указав при этом, на специальный субъект ОРД. В дальнейшем П.К. Синилов и В.А. Лукашов привлекли к уточнению термина иные научные знания.[1]


Во-первых, ОРД выполняет задачи полезные в социальной сфере и относится к одной из разновидностей правоохранительной функции. Во- вторых, присутствуют оперативно-розыскные отношения, которые отличаются от других правоотношений прежде всего субъектами, это значит, что в данного вида отношениях выступают специально уполномоченные государственные органы и их должностные лица. А в-третьих, на сегодняшний день данная отрасль имеет открытое законодательное регулирование, которое содержит правовое обоснование действий оперативно-розыскных органов.[2]

Наиболее полное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - № 144-ФЗ «Об ОРД»),[3] таким образом, «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.

Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.

Также одним из важнейших элементов выступает безопасность государства от внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными объектами защиты являются: общество, его ценности, как материальные, так и духовные, и государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.[4]

Существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека является запрет на осуществление ОРД для целей, которые не предусмотрены № 144-ФЗ «Об ОРД» (ч.2 ст. 5).

Основные задачи ОРО указаны в ст.2 № 144-ФЗ «Об ОРД»:[5]

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;


осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии),

создающих угрозу государственной, военной, экономической,

информационной или экологической безопасности Российской

Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Одной из важнейших задач ОРД является предупреждение и пресечение правонарушений, состоит она в заблаговременном воздействии на причины, которые могут поспособствовать совершению преступления, или на конкретное лицо для предотвращения совершения им опасного деяния, влияющего на общество.

Существуют различные виды пресечения преступлений такие как изъятие предметов, веществ, оружия, которые могут послужить предметами совершения преступлений, проведение инвентаризаций по оперативным данным и т.д.

Оперативно-розыскные органы могут проводить оперативно-розыскную профилактику, то есть действий по отношению лиц, от которых можно ожидать совершений преступлений. Данные, полученные ОРО, учитываются в картотеках и информационных системах, что в дальнейшем помогает проводить оперативно-профилактические воздействия на отрицательно зарекомендовавших себя лиц.[6]

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания является специфической задачей и осуществляется с помощью применения оперативно-розыскных мер, для установления фактического местонахождения уклоняемого лица для дальнейшего задержания. Данное лицо уже является обвиняемым, в случае если обвиняемое лицо не установлено, такая деятельность не входит в понятие розыска, а является процессом расследования преступления.

Задача добывания информации, создающей угрозу государству, относится к компетенции органов ФСБ.

Задача установления имущества, подлежащего конфискации является вспомогательным механизмом, направленным на обеспечение эффективности применения средств уголовно-правового воздействия.

1.2. Современное место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве

По словам А.Я. Сухарева, А.И. Алексеева и М.П. Журавлева, «...государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведение его к такому уровню, при котором преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять» .


Проблемам уголовной политики России в юридической литературе большое внимание уделили в своих исследованиях многие юристы, в частности Г.А. Аванесов, М.М. Бабаев, С.Е. Вицын, Л.Д. Гаухман, П.Ф. Гришанин, А.И. Долгова, И.И. Карпец, Г.М. Миньковский, В.П. Ревин и др.

Не вдаваясь в анализ разработанного учеными-юристами определения уголовной политики, остановимся на ее содержании. В Российской Федерации уголовная политика или по ее сущностной основе - политика борьбы с преступностью - носит комплексный характер. Как верно пишет Г.М. Миньковский, «.можно говорить о политике борьбы с преступностью (об уголовной политике в широком смысле слова на трех уровнях: концептуальном, законодательном и правоприменительном» [7].

Концептуальный уровень уголовной политики России составляют: положения Конституции о приоритете общечеловеческих ценностей над другими, объявленное недопустимым произвольное ограничение прав и свобод граждан, закрепление положения о прямом действии норм международного права в сфере защиты прав человека; государственная доктрина борьбы с преступностью, выраженная в федеральных директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства), которые формируют и закрепляют фундаментальные стратегические ориентиры и основные направления противодействия преступности и иным противоправным явлениям.

Законодательный уровень уголовной политики составляют: уголовное законодательство; уголовно­- процессуальное законодательство; уголовно-исполнительное законодательство; оперативно-розыскное законодательство.

Назначение, цели, задачи и принципы названных отраслей законодательства основываются на нормативных правовых актах концептуального уровня и ни в коей мере не могут конкурировать и противоречить им, иначе в противном случае возможно искажение уголовной политики российского государства.

В настоящее время разработку научных основ оперативно-розыскной политики активно проводит А.В. Федоров, который, сетуя на отсутствие научной разработки оперативно-розыскной политики, приходит к выводу, что в связи с появлением оперативно-розыскной отрасли права на основе оперативно­-розыскного законодательства, возникают основания для выделения в составе уголовной политики ещё одного компонента - политики оперативно­розыскной. [8]

Своё определение оперативно-розыск­ной политики он сформулировал как «направление правотворческой деятельности государства и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов по выработке и применению оперативно-розыскных мер воздействия на преступность».[9]